14 мин.

Что не так с физкультурой в российских школах?

Проблема в устаревшем подходе.

Далеко не все школьники сегодня ходят на физкультуру с удовольствием. Бездумно повторять одни и те же упражнения – скука, сдавать нормативы – сплошной стресс. И уж точно мало кто из детей воспринимает физкультуру как важный предмет, как возможность обрести навыки заботы о своем физическом здоровье. Так какими же должны быть занятия, чтобы это изменить? Разбираемся в проблемах школьной программы.

Почему дети не любят физру?

Мало кто вспоминает школьные уроки физкультуры с теплотой. Причем претензии у бывших учеников обычно довольно однообразные: ненавистные кроссы без подготовки, канат, волейбол на протяжении целой четверти... Поделиться впечатлениями от школьной физры мы попросили коллег-журналистов, которые учились в разных городах. Вот, что они рассказали.

Ринат Салахетдинов, спортивный журналист, окончил школу в 2007 году: «Физкультура в нашей гимназии, кажется, ничем не отличалась от физкультуры в других учебных заведениях. Тесный спортзал, не менее тесные раздевалки, пионербол, волейбол, баскетбол, гимнастика и прочие радости школьной программы. Из хорошего: возможность попробовать себя в разных дисциплинах, наличие секций по игровым видам спорта, занятия на улице в теплое время года. 

Плохих воспоминаний больше. Сейчас кажется, что главная проблема – нежелание и неспособность подстраиваться под разную степень физической готовности детей. Кто-то быстрее бегает, кто-то дальше прыгает, кто-то отлично бросает мяч, другие хороши в футболе, а есть и те, кто вообще ничего не умеет. Но нормативы и система оценки для всех едины. Чаще всего проблем в конце четверти, конечно, не возникало, но, думаю, проблемы с самооценкой после уроков физкультуры получал каждый второй.

Отдельной болью мальчиков (таких, как я, было много) были подтягивания. Умеешь или нет – никого не интересует, есть только ты и бездушная железяка. Солидного возраста учитель выполняет несколько повторений, но, естественно, даже не думает о том, чтобы что-то объяснить. Нужно ли говорить, что, будучи далеко не самым слабым среди ребят в классе, в школе я так ни разу и не подтянулся. 

У кого-то были проблемы с тем, чтобы забраться по канату, кому-то никак не давались упражнения на брусьях или прыжки через козла. Унаследовав советский подход, российская школа совершенно не переживала о том, что улучшая физическое состояние учеников (зачастую не так уж сильно), она заметно портила психологическое. В общем, обязаловка – всегда плохо. Почему если я люблю играть в баскетбол и хочу посвящать ему больше времени, я не могу этого делать?»

→ Главный страх школьной физры – подтягивания. На уроках не объясняли технику, а одноклассники смеялись

Надежда Афанасьева, исследователь поп-культуры, журналист, окончила школу в 2017 году: «Те, у кого от природы лучше растяжка, сила или выносливость, или же те, кто посещал всякие спортивные секции, сдавали на пятерки и получали одобрение учителей. Если с этим не очень, как было у меня, то ставили тройки-четверки. Никакой систематической подготовки к сдаче конкретных нормативов у нас не было. Поэтому улучшения своей физической формы я не чувствовала. 

Помню, мы сдавали какой-то баскетбольный норматив. Нужно было, начав с определенной ноги, провести мяч до кольца, потом подпрыгнуть (именно на правой ноге) и закинуть мяч в корзину. Я с рождения левша, но еще в детстве переучилась использовать правую руку как основную, при этом ведущая нога у меня все равно левая. Поэтому как бы я ни старалась пройти правильно и в конце прыгать на правой ноге, у меня это не получалось и я оказывалась на левой. Мне поставили тройку, а учительница вела себя так, будто решила, что я ее разыгрываю. 

Я осознаю, что использовать индивидуальный подход и системно заниматься каким-то определенным видом физической подготовки в ситуации, когда у тебя на уроке 25 детей, которые не очень этого хотят, довольно сложно. Но я правда не понимаю, кто и зачем решил, что школьники в рамках обычной физкультуры должны выполнять, например, пируэты на бревне». 

Алиса, журналист в сфере Lifestyle, окончила школу в 2017 году: «Впечатление от школьной физры у меня ужасное. Я не делала успехов и просто ее ненавидела. Из-за этого казалось, что спорт – это не мое. Но как выяснилось потом, спорт – это вообще другое, не про физкультуру вовсе. 

Физрук у нас был достаточно деспотичным. Гонял нас и совершенно не думал, что мы не привыкли к таким нагрузкам. Однажды классе в третьем заставил бежать кросс, и мне стало плохо – я думала, прямо там отключусь. Учитель сказал, что ему плевать, мол, нужно быть выносливее.

Меня удивляла школьная программа. Первую четверть мы проводили на улице, бегали на стадионе. Во второй был только волейбол. Третья четверть была баскетбольная, а четвертая снова на улице, потому что погода лучше становилась. 

И вот волейбол мне не давался вообще никак. Я не могла сделать нормальную подачу, и вместо того, чтобы объяснить, что не так, на меня орали. Всегда. Меня это угнетало. Я вообще думаю, что если ребенок хочет играть в волейбол, пусть идет в секцию. Почему целая четверть в обычной школе должна на это уходить? В общем, физра была для меня каторгой». 

А что говорят учителя?

Изменилось ли что-то с того момента? И можно ли вообще что-то поменять в уроках физкультуры, учитывая, что школьную программу никто не отменял? Оказалось, что да, хотя это и непросто. Мы нашли учителей, которые стараются привнести в уроки новое и интересное, используют индивидуальный подход. Юрий Давыдов работает в лицее в Саратовской области, Ольга Анисимова – в гимназии Великого Новгорода. 

Конечно, нельзя не учитывать, что условия в этих учебных заведениях лучше, чем в некоторых других школах, поэтому простор для творчества у учителей чуть шире. Однако по-настоящему элитными эти образовательные учреждения назвать все-таки трудно. Нужно понимать, что в российских регионах «лицей» или «гимназия» – это чаще всего просто название, которое не всегда гарантирует высокую оснащенность кабинетов. 

Куда важнее, что эти преподаватели в работе делают основной упор отнюдь не на использовании спортивного оборудования. Это видно из ответов на вопросы, которые мы им задали.

В чем, по-вашему, вообще цель уроков физкультуры?

Юрий Давыдов: «Цель уроков – привить детям желание заниматься физкультурой правильно и регулярно. Не спортом, а именно физкультурой, то есть развитием и укреплением тела. Еще – научить азам разных видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, игр. Чтобы в будущем, во взрослом возрасте, человек мог сами определить, чего хочет: в фитнес-клуб ходить, бегать и так далее. Но основное – показать на своем примере определенную философию жизни. Что не нужно курить, пить».

Ольга Анисимова: «Школа дает ребенку базовый уровень развития, но чтобы оно было гармоничным, нужно совершенствовать не только умственные и социальные навыки, но и физические. Кроме того, мы прекрасно знаем, что дети сейчас не так много времени проводят на улице, не играют в подвижные игры, поэтому уроки физкультуры дают хоть какую-то нагрузку. А если это поможет раскрыть в ком-то таланты к бегу, футболу или прыжкам в длину, то будет вообще замечательно».

Почему дети часто идут на уроки физкультуры с неохотой? Как это изменить?

Юрий Давыдов: «Первое – оснащенность спортзала. Во многих школах нормальных залов просто нет. Если зал большой, просторный, есть все оборудование и мячи, то у детей уже восприятие будет соответствующее. Я работал в одной школе, там был один мяч на всех вообще. Деньги у школ даже если и есть, коррупция и неумелое распределение все рушат. 

Второе – нагрузка по другим предметам. Детей в старших классах нагружают так, что им просто не до физкультуры. Сейчас наш предмет не основной, а вспомогательный, то есть его именно таким считают. И если перед ребенком перед поступлением в ВУЗ стоит вопрос потратить время на алгебру или физкультуру, понятно, что он выберет. 

Третье – отсутствие индивидуального подхода. Нужно учитывать, что есть дети с подготовительной и специальной группами здоровья. С ними отдельно обычно никто не занимается, программы нет, нет часов. 

Четвертое – отсутствие стимула. Да, появился ГТО. Но этого недостаточно. Если была бы возможность сдавать экзамены по физкультуре, может, ситуация и изменилась бы.

Пятое – возрастные преподаватели. У нас большая часть учителей предпенсионного и пенсионного возраста. Они учились и работают по старой, советской системе преподавания. Естественно, детям неинтересно. А ведь нужно быть и психологом, и старшим братом где-то. Душу нужно вкладывать. В России акцента на это нет». 

Ольга Анисимова: «На самом деле, на уроки физкультуры дети идут порой более охотно, чем на более фундаментальные – здесь явно нужно меньше концентрации, дисциплины, можно даже поболтать с друзьями мимоходом. Но в этом и кроется первая проблема: такая атмосфера делает сам процесс менее серьезным и ребята с меньшим старанием подходят к заданиям учителя. 

Вторая проблема в ряде случаев заключается в слабой материальной базе: кому-то не хватает мячей, матов, отдельных залов... Не говоря уже о лыжных ботинках разных размеров, гимнастических снарядах. 

Еще бывают классы, где часть детей очень спортивные – кто-то от природы, кто-то занимается в различных секциях. А другая часть не очень подвижные, не такие ловкие. А всем им нужно выполнять одинаковые задания, играть в спортивные игры. Это расслоение приводит к тому, что остаются разные впечатления от урока: кому-то было скучно, а кому-то очень тяжело».

Хороший урок – это какой?

Юрий Давыдов: «В моем представлении, хороший урок – это когда задействован весь класс. При этом подход должен быть индивидуальным. Нужно учитывать, что кто-то более физически развит, кто-то менее. Если дать одно упражнение на всех, кто-то сделает качественно, а кто-то подергается и все, прогресса не будет. Учитель должен приходить на урок с четким пониманием: этим девочкам дам такую нагрузку, а этот мальчик у меня спортсмен и готовится в военное училище, ему – совсем другую. Особенно это силовых упражнений касается.

Все должно быть продумано. Учитель должен объяснить как, что, почему. Из урока в урок нужно доносить, для чего нужна разминка, в чем польза бега и так далее. Дети не должны бездумно выполнять задания». 

Ольга Анисимова: «Хотелось бы исходить из интересов детей, но, кроме этого, у нас есть программа, которой мы должны следовать и получать результаты. К выполнению нормативов также приходится готовиться. Важно донести до ребят, что на уроках физкультуры есть такая же школьная программа, и мы вместе ее выполняем.

Задания на уроках должны быть дифференцированы по сложности для разных групп учащихся, в старших классах возможны занятия мальчиков отдельно от девочек».

Как вы сами проводите уроки? Удалось ли вам поменять что-то в традиционной системе?

Юрий Давыдов: «Я стараюсь отступать от канонов. Есть сухие правила, набор упражнений, которые не всем интересны. Но это все идет из армии, основы жесткой подготовки. Старый подход тоже оттуда.

Я стараюсь быть ближе к детям. У меня самого был злой физрук. Ты приседаешь, у тебя не получается, а он орет. Я очень боялся физкультуру. Так вот дети не должны бояться, что их отругают за то, что они чего-то не умеют. Они должны относиться с уважением к учителю, но страха быть не должно. Нормально – общаться, спросить совета, даже если это личного чего-то касается. 

Я пытаюсь сделать уроки современными. Даю упражнения из кроссфита, брейкданса и так далее, при этом сильно не отходя от программы. То есть если это первая четверть, легкая атлетика, то и все упражнения у меня, пусть они и новые, с ней связаны. Все показываю сам, не просто на словах объясняю. 

Этот подход «незаконный» – по идее нельзя менять то, что в рабочей программе написано. Но современным детям это не всегда подходит. 

Мои ученики любят уроки. Нагрузку я даю, но они ее будто не замечают. Мы общаемся, у нас в чем-то неформальная обстановка, хотя и нормативы все сдают». 

Ольга Анисимова: «При планировании занятий в первую очередь я ориентируюсь на темперамент класса – от этого зависит, в какой форме проводить урок. На самих уроках даю больше свободы детям, например, упражнения на выбор. Разминку, как правило, мы проводим в игровой форме. Никогда не бегаем просто по кругу, а играем, например, в «пол – это лава». Детям в начальной школе очень нравится. Или можно представлять, что есть разные станции, по которым нужно бегать и выполнять там комплексы упражнений.

Иногда остается свободное время, и оснащение моей школы позволяет использовать его максимально интересно для каждого: можно поиграть в баскетбол или волейбол, покувыркаться в мягком зале, который оборудован батутами, поупражняться на гимнастических снарядах, поиграть в бадминтон или настольный теннис. 

Перед началом урока я говорю о цели занятия, стараюсь дать начальную мотивацию. При объяснении материала придерживаюсь принципа «я делаю, мы делаем, ты делаешь», то есть сначала показываю сама, потом выполняю вместе с ребятами, а дальше контролирую. В конце урока провожу рефлексию с учениками, это помогает мне понять, что можно улучшить в занятиях».

Почему вы вообще решили преподавать физкультуру?

Юрий Давыдов: «Никогда не думал, что буду работать в школе. Мои учителя были не в состоянии раскрыть мои способности, а отношение к спорту складывалось не в ходе уроков, а в общении с друзьями. У нас с парнями была компания, мы вели дневник, в котором отмечали, что должны пробежать, например, километр. Подтягивались, на брусьях работали, потом и железо тягать стали. А однажды я увидел по телевизору брейкданс и влюбился. Хотя тогда не было ни тренеров, ни видео, потихоньку информация просачивалась, и я стал пробовать.

Потом армия. Ротный любил бегать, так что мы бегали больше всех в полку. Тяга к бегу привилась там. А после армии снова стал танцевать, заниматься на турниках, брусьях, и ко мне подтягивалась молодежь. Ну а потом пошел учиться на физрука. Пока учился, пробовал себя и в спортивной гимнастике, и в плавании, и в воркауте. В общем, вся моя жизнь связана с движением, с тренировками». 

Ольга Анисимова: «До того, как стать учителем, я несколько лет работала фитнес-тренером. Потом решила получить дополнительное высшее образование в этой области. Во время обучения мне предложили работу учителя по физической культуре в одной из гимназий. Это был новый опыт для меня, и я согласилась. Отработав один учебный год, я подала документы в программу «Учитель для России» (программа, в рамках которой профессионалы из разных сфер в течение двух лет работают учителями, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из разных регионов России) и прошла все этапы конкурса. 

Сложностей в работе как таковых нет, есть главная особенность: когда работаешь тренером, к тебе приходят люди с запросом, им что-то нужно в себе изменить и они готовы на дальнейшие действия. В школе же нужно сначала увлечь детей, заинтересовать их, чтобы вместе идти к цели».

***

Хотя проблемы с физкультурой в российских носят системный характер, даже в этих рамках можно что-то менять. Отказываться от принуждения и жесткости, адаптировать нагрузку, подходить к урокам творчески – вот за чем будущее. Учителя, которые понимают это и используют новые, можно сказать, авторские методики в работе, в стране уже есть. Хочется лишь, чтобы с каждым годом их становилось все больше, а стремления их поощрялись. 

Фото: globallookpress.com/Viktor Pogontsev/Russian Look; РИА Новости/Алексей Куденко, Евгений Биятов, Виталий Тимкив, Валерий Мельников, Владимир Трефилов