ПРЕДСТАРТОВЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Под предстартовым эмоциональным состоянием понимается психоэмоциональная реакция спортсмена, сопровождающаяся ослаблением или усилением вегетативных функций. Предстартовые состояния спортсменов иногда возникают задолго до самого соревнования, некоторые спортсмены начинают задумываться, настраиваться и прогнозировать итог соревнований за несколько дней, а бывает и недель. Иногда эмоциональные переживания бывают настолько сильными, что нервных ресурсов затрачивается больше, чем на сам соревновательный процесс. На возникновение тех или иных состояний влияют множество факторов, которые сказываются на выраженности предстартового состояния: мотивация спортсмена; личностная значимость соревнования; наличие сильных соперников; условия, в которых проходят соревнования (отмена матчей из-за непогоды, вид покрытия, качество зала и т.д.); поведение окружающих спортсмена людей, присутствие значимых для спортсмена лиц; индивидуальные психологические особенности спортсмена; психологический климат в коллективе; владение методами саморегуляции. Существует три вида предстартовых эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.
Состояние боевой готовности, еще его называют оптимальным боевым состоянием, характеризуется оптимальным уровнем эмоционального и нервного возбуждения. В состоянии боевой готовности спортсмен уверен в своих силах, готов рисковать, чувствует эмоциональный подъем, его движения раскрепощены и свободны, ум свободен от лишних мыслей, повышается помехоустойчивость к различным неблагоприятным факторам. В этом состоянии у спортсмена обостряется восприятие, связанное с видом спорта – чувство клюшки, меча, ног, воды, льда. Однако, в этом состоянии есть тоже свои минусы для спортсменов некоторых видев спорта, например, таких как стрельба – при усилении процессов возбуждения может снижаться произвольный контроль над действиями и увеличиваться пассивность возбудительного процесса. Предстартовая лихорадка выражается в сильном волнении, происходит усиление всех вегетативных процессов – учащается сердцебиение, повышается давление, потливость и тремор рук. Как правило, состояние предстартовой лихорадки возникает, когда у спортсмена желание выиграть запредельное, что сопровождается сильным эмоциональным возбуждением и потерей навыков самоконтроля. Спортсмен становится торопливым, нарушается координация движений, появляется неадекватная реакция на различные раздражители, снижается концентрация внимания. Иногда предстартовая лихорадка проявляется в слишком сильной уверенности в себе и переоценке своих возможностей, а силы и возможности противника не учитываются. Одним из методов устранения предстартовой лихорадки является активная и долгая разминка, а также спортсмен должен знать свои различные состояния и уметь с ними работать. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена, например, если у спортсмена преобладает возбуждение над торможением, то порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше. А если, у спортсмена преобладают процессы торможения над возбуждением нервной системы, то такой уровень возбуждения может являться предстартовым состоянием.
Предстартовая апатия представляет обратную сторону лихорадки и характеризуется проявлением безразличия, заторможенности, вялости, снижением всех вегетативных процессов. Часто состояние предстартовой апатии возникает из-за длительного и сильного эмоционального возбуждения, в таких случаях часто говорят, что спортсмен перегорел. Состояние предстартовой апатии также может появиться и в случае перетренированности, и отсутствия интереса к деятельности. Как говорилось выше, предстартовые эмоциональные состояния возникают иногда задолго до соревнований и негативно влияют как на будущий результат, так и на тренировочный процесс спортсмена. В связи с этим, особое место занимает психологическая подготовка спортсмена на протяжении всей спортивной жизни, включающая проведение мероприятий, направленных на уменьшение эмоционального напряжения с учетом индивидуальных особенностей. Таким универсальным методом является обучение навыкам саморегуляции с помощью дыхательных упражнений, изменения направленности мышления и снижения уровня притязаний. Освоение приемов саморегуляции является одной из главных задач психологической подготовки спортсмена и проявляется в умении человека воздействовать на самого себя с помощью слов и мысленных образов, а также является необходимым условием повышения спортивного мастерства.
Саморегуляция позволяет контролировать свое состояние, восстанавливать и повышать работоспособность, отдыхать и регулировать уровень воздействия на нервную систему. В настоящее время разработано много различных вариантов саморегуляции: аутогенная тренировка, психомышечная релаксация, медитация, дыхательные упражнения. С помощью волевого усилия можно изменить направленность мышления, отвлечься на какое-то интересное дело, книгу или фильм. В некоторых случаях более эффективным может оказаться не отвлечение и переключение на другую деятельность, а концентрация внимания на анализе своей деятельности, тактических и технических характеристик, проверке оборудования и т.д. Изменяя сознательно ритм дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Нервное напряжение отражается на ритме дыхания, оно становится неглубоким, редким или наоборот более частым. Можно использовать следующие дыхательные упражнения: полностью дыхание животом; вдох и выдох (для лучшего контроля процесса на первых порах можно положить руку на живот); дыхание в определенном ритме (например, на 4 счета вдох, небольшая задержка дыхания на 6 счетов, выдох); глубокий и резкий выдох через плотно сжатые губы. Причинами психического напряжения и появления негативного эмоционального состояния спортсмена может быть высокая сложность стоящей перед ним задачи и неуверенность в ее выполнении. В этом случае возможно снизить значимость предстоящего события, а также изменить ход направления мыслей спортсмена с результата соревнований на качественные характеристики деятельности (технически правильное выполнение, тактически правильное ведение поединка).
Стоит отметить, что психологическая подготовка, как и обучение навыкам саморегуляции, должны проводиться с раннего возраста спортсмена и корректироваться по мере взросления. Также обучение навыкам саморегуляции - процесс индивидуальный, и задача психолога, тренера, а также самого спортсмена состоит в том, чтобы подобрать оптимальный вариант, подходящий именно данному спортсмену.