Станислав Шабельников: «ЦСКА — большой клуб. Приняв его предложение, другие не рассматривал»
Правый полусредний Станислав Шабельников, перешедший из минского СКА в московский ЦСКА, рассказал в интервью БЦ, когда и как принимал решение о переезде из Минска в Москву, почему выбрал в новой команде 24-й номер, с кем из игроков белорусской сборной дружит, а также в каком гандбольном чемпионате год идёт за два.
Советовался с Садовским
— Как получилось, что вы решили стать игроком ЦСКА?
— Не могу сказать, что у меня был широкий выбор. Ещё в феврале определился и после этого о других вариантах не задумывался.
— При каких же обстоятельствах вас пригласили московские армейцы?
— Предложение поступило в клуб. Ко мне подошёл председатель минского СКА Андрей Викторович Крайнов и сообщил о заинтересованности москвичей. Поразмышлял, поговорил с людьми из ЦСКА, навёл справки и принял решение.
— Советовались с Юлианом Гириком и Артуром Рудём?
— По большей части со Станиславом Садовским, с которым больше играл. Не столько, впрочем, советовался, сколько уточнял некоторые вопросы. Хотя и без того было понятно, что ЦСКА — большой клуб.
— Когда же подписали контракт?
— Во время мартовской суперсерии, когда сборная Беларуси приехала на матч с российской командой в Москву.
— Минский СКА — тоже клуб со славной историей. Но не слишком ли много игроков он отпустил этим летом? Навскидку: Хмельков, Никанович, Сельвесюк, Белявский, вы… Так главный тренер Дмитрий Никуленков не исключал и другие потери! Как это скажется?
— Не знаю. Наверное, потеря целой группы игроков будет ощутима. Но, думаю, у клубного руководства есть чёткий план развития. В системе СКА много перспективных гандболистов. На ведущие роли должны выходить Никита Чижик, Матвей Удовеня…
И у команды очень хороший тренерский штаб, под началом которого она постарается навязать борьбу БГК — и, если не в этом, то в следующем сезоне будет претендовать на чемпионство.
— Так или иначе, сегодняшний СКА — эдакий клуб-питомник вроде амстердамского «Аякса» в футболе?
— Можно и так сказать. Что делать, если СКА не может тягаться в финансовом плане с российскими и западноевропейскими клубами? Лидеров сохранять тяжело. Но у медали есть обратная сторона: освобождаются места, которые заполняют новые лица, перед молодыми игроками открывается дорога в большой гандбол.
Германия — это рубка!
— Год назад вы признались в интервью БЦ, что хотели бы поиграть в европейской топ-лиге. Пока такой возможности не представилось?
Беларусь. Станислав Шабельников: «Если бы не гандбол, мог бы стать программистом»
— Всё ограничилось разговорами. Ничего конкретного. К тому же, определившись с ЦСКА, я больше никаких предложений не рассматривал.
— Тем не менее мечта осталась?
— Скорее, цель. С ЦСКА я подписал контракт по схеме 2+1. Что будет по истечении его действия, никто не знает. Может быть, и на больший срок задержусь в Москве. А может, попробую свои силы в Европе.
Но на данный момент все мои мысли связаны с новым клубом, который, с одной стороны, нацелен на защиту завоёванных в прошлом сезоне титулов, с другой, постарается добиться успеха в СЕХА-лиге. Ведь до сих пор ЦСКА не попадал в «финал четырёх» этого турнира.
— В том же интервью вы заметили: «В идеале поиграл бы во Франции». Нравится французский стиль?
— Сказал то, что крутилось в голове. Ни разу не был во Франции. Цели во чтобы бы то ни стало попасть именно туда нет, хотя в этой стране интересный чемпионат, участвуя в котором можно приобрести полезный опыт.
— Германская бундеслига всё же круче…
— В ней вообще год идёт за два. В Германии ещё больше команд высокого уровня и матчей, в которых происходит серьёзная рубка. Чтобы там не потеряться, нужно быть отлично подготовленным в физическом плане. Да и в моральном тоже. Очень много игр!
24 — в честь Коби Брайанта
— Кстати, о «физике», над укреплением которой работают летом команды. Понятно, что в ЦСКА вы недолго. Но, может, уже подметили отличия в тренировочном процессе по сравнению с минским клубом?
— Смотря с каким периодом сравнивать. В мой первый год при Игоре Николаевиче Папруге нагрузки, несомненно, были серьёзнее, а в прошлом сезоне при Дмитрии Олеговиче Никуленкове они сопоставимы с тем, что предлагают в ЦСКА. Впрочем, сбор в Кисловодске только начался.
— В СКА за физподготовку отвечает бывший биатлонист Вадим Сашурин. Артур Рудь вспоминал как страшный сон его упражнение кросс-поход!
— В ЦСКА мне уже сообщили, что такого не будет, чему я в принципе рад. Хотя не могу сказать, что это нечто смертельное. Десять минут бежишь, потом пять минут идёшь пешком, затем снова бежишь. И так два часа, а то и больше. В итоге преодолеваешь внушительную дистанцию.
Конечно, это тяжело, особенно с непривычки. Рутинная работа. Поиграть с мячом на площадке гораздо интереснее. Лично я старался сосредоточиться на природе: идёшь по лесу, любуешься… После кросс-похода обычно больше никаких упражнения не предлагали, так что вполне нормально его переносил.
«У меня и по 30 километров бегают». Вадим Сашурин — про себя, баян и самых трудолюбивых гандболистов
— Какой номер выбрали в ЦСКА?
— 24-й, как и в СКА.
— Это число для вас что-то значит?
— Просто привык. Выбрал номер лет в 15. Большинство ребят хотели что-то связанное с кумирами. Мне же в то время импонировал Коби Брайант: вот и взял номер, под которым играл знаменитый баскетболист.
С тех пор этот номер со мной. Когда перешёл из команды БГУФК-СКА в основную, он был занят Алексеем Шепеленко, но после моей просьбы тот мне его уступил.
Сестра уже выше мамы
— Играя за команду, имеющую отношение к университету физкультуры, вы, наверное, стали студентом этого учебного заведения?
— После второго курса взял паузу. Нужно было часто посещать занятия, а у меня было по две двухчасовые тренировки в день. На учёбу не хватало ни времени, ни сил.
— Так, может, со временем займётесь, как хотели, программированием?
— Хотел — сильно сказано. Мой 10-й класс в гимназии был с физико-математическим уклоном, вот и подумывал поступить в университет. Но то был запасной план. Надо было уже выбирать, буду ли я делать профессиональную карьеру в спорте.
Сами понимаете: учиться в общеобразовательной школе и тренироваться по два раза в день не было возможности. И летом я перешёл в Республиканское государственном училище олимпийского резерва (РГУОР), в котором и закончил 11-й класс.
— Родители благословили на переезд в Москву?
— Мама в моей спортивной жизни активно не участвует. Отец же сразу сказал, что ЦСКА — очень хороший вариант. И что мне нужно принимать приглашение. Понимая, что долго не увидимся, летом постарался провести с родителями больше времени. Хотя при желании из Минска в Москву или в обратном направлении добраться несложно.
— Вы у них единственный ребёнок?
— Нет. У меня есть две сестры. Между нами — разница по семь лет. Я родился в 2001 году, Полина — в 2008-м, Валерия — в 2015-м.
У меня высокая мама, а Полина уже её перегнала. Когда-то собирались её тоже отдать в гандбол, но не сложилось. Она творческий человек, увлекается дизайном платьев. А младшая сестрёнка занимается танцами.
Автомобиля у меня нет
— Масштабы российской столицы не давят?
— В Москве я уже был несколько раз, так что немного знаю этот город. При этом знакомство давалось нелегко. Разница в количестве людей на улицах и в размерах пробок, конечно, ощущается.
Но теперь чувствую себя достаточно уверенно. Возможно, от осознания, что на этот раз я приехал надолго. Хотя один раз уже чуть не заблудился в переходах метро.
— Автомобиль из Минска не перегнали?
— А у меня его нет. Обхожусь. Из гостиницы до тренировки доходил за 15 минут. Квартиру тоже планирую снять в пешей доступности от зала. Но найти её в Москве, безусловно, труднее, чем в Минске. Суммы на аренду заметно отличаются.
— Александр Гребёнкин рассказывал, что сдружился со Станиславом Садовским и предложил ему пожить у себя.
— Это так. Первое время Садовский жил в гостинице, а потом до конца аренды — у Гребёнкина. Я же постоянно и в сборной Беларуси, и на выездах в СКА делил гостиничный номер с Дмитрием Хмельковым. Теперь оказались в разных российских клубах, но продолжаем поддерживать общение.
— В ЦСКА осталось три белоруса — вы заменили Садовского, а в «Зените» их теперь вообще семь!
Артём Кулак: «Захотелось сменить обстановку, а в «Зените» — кругом родные белорусы»
— Очевидно, это говорит о высоком качестве нашего гандбола.
— С этим, думаю, никто спорить не будет. Эксперты постоянно отмечали решающий вклад Гирика и Рудя в завоевание ЦСКА двух подряд чемпионских титулов.
— Регулярно читаю «Быстрый центр» и знаю, что о них отзываются очень лестно.
Фото: пресс-служба СКА, пресс-служба СЕХА-лиги, личный архив Станислава Шабельникова
Александр Просветов