6 мин.

Лига чемпионов. Менять нельзя оставить — что делать с форматом? Много топ-матчей, мало интереса или нет?

Эксперименты с Лигой чемпионов ради повышения интереса и увеличения суммы за телеконтракт ЕГФ проводит с середины 2010-х. Нынешний формат подавался как встречи представителей элитного клуба — то есть максимум матчей с топ-вывеской. Однако четвёртый сезон по такой схеме начал вызывать всё больше вопросов.

Что случилось?

На фоне по-настоящему крутых кубковых заруб в четвертьфинале в европейском сегменте соцсетей стали нередки послания по типу: реальную Лигу чемпионов пришлось ждать до апреля. Подключился к дискуссии и самый известный гандбольный блогер Расмус Боюсен, который поддержал этот довод.

Грабли для футбола

По схожему пути пошёл и самый консервативный вид спорта — футбол. Если в баскетболе, например, клубы не дождались от еврофедерации реформ и сделали свою Евролигу, то футбольные чиновники из УЕФА, как ни откладывали, сдались под натиском предполагаемой Суперлиги и сделали почти то же самое, что предлагали реформаторы извне: играют в основном сильнейшие команды сильнейших лиг, представителей периферии — минимум, календарь насыщен топ-вывесками.

Главным аргументом противников нововведений стало пресыщение такими матчами. Мол, так вы ждёте «Реал» с «Баварией» год или два, а так они могут сыграть 4 раза за сезон. И пример гандбола тут как нельзя кстати. Ну разве вызывает заслуженный интерес большое количество встреч по типу «Барселона» — «Кельце» в третьем и десятом турах группового этапа? Да и команды на них настраиваются, понятное дело, иначе. И упрекнуть их в этом нельзя — путь в плей-офф всё равно открыт, а занятое место в группе вряд ли освободит от сильного соперника в четвертьфинале. Ну и какой же это тогда топ?

Талант Дуйшебаев: «Никогда не был сторонником плей-офф в чемпионате. Это американская выдумка!»

Несовершенство

Вот только ЕГФ не пошёл по пути полной элитарности — ежесезонно группы замыкают явные аутсайдеры, которые часто даже не могут одержать ни одной победы. А представителей бундеслиги (гандбольной Суперлиги, если проводить аналогию с футболом), всего два. Поэтому остальные 3-4 команды, явно превосходящие коллективы из Словении или Северной Македонии — вынуждены толкаться в Европейской лиге.

«Финал четырёх» интересом пользуется всегда

Вот только какого-то важного статуса от этого второй по значимости еврокубок вряд ли получает — наблюдается какой-то плей-офф бундеслиги, причём с полной выкладкой немецких команд лишь на решающих стадиях нокаут-раунда.

Задуманное ЕГФ получилось — календарь с сентября по март наполнен встречами топ-клубов, но какой результат это принесло? Скоро узнаем, так как телеконтракт заканчивается в ближайшие годы. Если его сумма существенно вырастет, а формат останется прежним — эксперимент будет признан удачным.

Каков идеал?

И всё-таки кажется, что лучшим форматом для соревнований с названием Лига чемпионов является большее количество групп с меньшим количеством в них команд. Вполне возможно, что ЕГФ это тоже понимает, поэтому недавно завершившийся сезон Европейской лиги стал обкаткой новой игровой схемы.

Групповой этап с 8 группами по 4 команды. По две лучшие проходят дальше (с «золотыми» очками), где образуют четыре квартета. Победители этих групп напрямую квалифицируются в четвертьфинал, вторые и третьи места играют дополнительный раунд плей-офф. Затем — 1/4 финала и «финал четырёх».

Одни из мальчиков для битья — «Еврофарм Пелистер»

Сейчас сильнейшие команды Европы проводят 18 или 20 матчей в Лиге чемпионов, а в Европейской лиге участники решающего уик-энда — по 14 или 16.

Но и 32 команды для главного гандбольного евротурнира как-то многовато, а с учётом отстранения некоторых стран как минимум два крепких коллектива отпадают. Наверное, лучшим решением будет расширить число команд до 24 с выделением дополнительных квот Германии, Франции и Испании. А также вернуть квалификацию с участием коллективов из предтоповых лиг — Дании, Венгрии, Польши, Португалии и представителей менее сильных чемпионатов.

Пример

По состоянию на конец сезона-2023/24

Германия — «Магдебург», «Берлин», «Фленсбург»

Франция — «ПСЖ», «Нант», «Монпелье»

Испания — «Барселона», «Бидасоа»

Венгрия — «Веспрем», «Пик»

Польша — «Кельце», «Висла»

Дания — «Ольборг», «Фредерисия»

Португалия — «Спортинг»

Хорватия — «Загреб»

Румыния — «Динамо»

Северная Македония — «Еврофарм Пелистер»

Словения — «Горенье»

А ещё 5 команд, допустим, добираются через отбор. Из вот такого списка: «Гранольерс», «Татабанья», «Гурник», «Скьерн», «Порту», «Нексе», «Констанца», «Вардар», «Тримо», «Олимпиакос». Или четыре, а ещё одной путёвкой можно премировать победителя Европейской лиги. Как раз уровень борьбы во втором турнире повысится.

А дальше идти путём чемпионата Европы — с четырьмя группами по шесть команд. В основной раунд после двух кругов проходят по три лучшие, ещё шесть матчей. Ну а затем — четвертьфиналы и «финал четырёх». Итог — у участников решающего уик-энда по 20 матчей.

Да, идеального формата и состава участников достичь почти нереально, получить максимум накала от каждого топ-матча до плей-офф вряд ли удастся, но добавление третьих команд как минимум от Германии (а если с путёвкой победителю Евролиги, то и четвёртой) и Франции — точно повысит средний уровень и усилит борьбу на более ранних стадиях.

Денис Козлов — автор БЦ, смотрит очень много матчей ЛЧ, в том числе в группе:

Устроители всех турниров думают о прибыли. Прибыль зависит о вовлечённости аудитории — она должна следить за событием по всем каналам распространения информации. И следить она будет до тех пор, пока интересные для неё фигуранты продолжают участие в соревновании.

Именно потому регулярный сезон в 4-5 раз длиннее плей-офф. По этой же причине организаторы чемпионатов Европы обожают многоступенчатые групповые стадии. А то случится в 1/8 финала сенсация, отлетит сборная Германии, будучи хозяином — что с остальной частью чемпионата делать? Школьников на трибуны зазывать?

В этом сезоне Европейскую лигу снова разыграли немецкие команды

Причём, если вопрос посещаемости решить можно, трансляционный момент подвиснет гарантировано. Какой финал предпочтительнее для ЕГФ: Франция — Германия с суммарной численностью населения (т.е. потенциальных зрителей) в 150 миллионов, или Хорватия — Швеция в десять раз меньше?

Об этом же думают и в других видах спорта. В футбольной Лиге чемпионов введена швейцарская система. Под красивыми словесами скрывается всё тот же стимул — как можно дольше растянуть участие максимального числа команд.

Ручной мяч вполне в тренде — чем плохо, что 95% участников до последнего чувствуют себя полноценными соискателями трофея? Честно говоря, куда больше формата группового этапа напрягает отсутствие возможности попадания в Лигу чемпионов по спортивному принципу клубов, не входящих в топ национальных чемпионатов.

Вот с Европейской лигой всё ясно: выиграл Кубок ЕГФ — добро пожаловать на уровень выше. Почему бы не ввести такой же пропуск для победителей Евролиги? Тем более что та издавна является немецкой вотчиной, а значит, можно не сомневаться, что качество состава участников главного мужского еврокубка не просядет.

Фото: ЕГФ