Талант Дуйшебаев: «Никогда не был сторонником плей-офф в чемпионате. Это американская выдумка!»
Воспитанник советской школы ручного мяча — один из величайших гандболистов ХХ века Талант Дуйшебаев — рос на том постулате, что иного места, кроме первого, не существует. Сам как игрок выигрывал Олимпийские игры-1992 (с так называемой Объединённой командой, составленной из представителей республик бывшего СССР), побеждал на чемпионате мира со сборной России уже в 1993-м, а уж сколько завоевал золота в национальных чемпионатах как гандболист и тренер, не говоря о кубках, и не счесть!
Поэтому, могу догадаться, ему особенно обидно заканчивать сезон вообще без трофеев. Да, не хочется особо давить на больную мозоль: тем более как раз воскресенье, 2 июня, у Таланта Ибраимовича, случился день рождения — главному тренеру польского «Кельце» исполнилось 56, с чем БЦ его сердечно и поздравляет. Но журналистская «корочка» обязывает не обойти малоприятную тему…
Лига чемпионов. Судьи оставили Королька без гола и «финала четырёх», вызвав гнев Дуйшебаева
«Что бы ни случилось, ты должен уметь встать!»
— Это же просто мистика! Сначала так обидно, после ошибки судей в концовке, ушли с «Магдебургом» на серию семиметровых и не попали в «финал четырёх» Лиги чемпионов. Потом дважды проиграли «Висле» — опять же по пенальти после голов соперника под занавес… Честно: психологически отошли уже?
Польша. Самый невезучий Талант. Наи снова не забил, «Висла» прервала гегемонию «Кельце» Дуйшебаева
— Вы спросили в лоб, а я начну немного издалека. Прекрасно помню, кто я и откуда. Поэтому одно и даже два или три поражения выбить меня из седла не могут. Что бы ни случилось, ты должен уметь встать, когда лежишь в нокдауне. Именно в нокдауне, не в нокауте. Встать — и бороться дальше.
Даже элементарно по теории вероятности не может быть на Земле одномоментно 7 миллиардов счастливых людей. Это просто невозможно. Но каждый должен уметь бороться. И в случае чего — каждому нужно время, чтобы восстановиться. Так что отпуск — сейчас очень кстати. Чтобы подумать над пройденным.
И очень важно не забывать: жизнь прекрасна сама по себе. Независимо от побед и поражений.
Ну и ещё один момент. Фортуна иногда поворачивается к тебе лицом, а иногда — совсем наоборот. Если том матче с «Магдебургом», о котором вы сказали, счёт был ничейным, но мы могли победить, позволь судьи бросить Корольку, то в обеих встречах с «Вислой» мы выигрывали буквально на последних секундах. Но в первой игре Самойло забросил с девяти метров по истечении основного времени. А во второй вообще мяч после броска Фазекаша под сирену сначала попал в штангу, затем в пятку Анди Вольффу — и только после этого в ворота!
— Помню вашу фразу в нашей беседе по итогам Евро-2024: «Положа руку на сердце, этот прекрасный по исполнению бросок Пранди засчитывать было нельзя: как бы красиво ни выглядело — нарушение-то правил налицо… Если шагнул уже одной ногой — другую не можешь отрывать». Сейчас вам такой же гол засчитали, по сути, только в исполнении Самойло, согласны?
Эхо ЧЕ-2024. Талант Дуйшебаев: «Победителей не судят. Но в финале должны были играть шведы»
— Я понимаю: вам требуются громкие фразы, которые могут разойтись на цитаты, но в данном случае не порадую этим. Поскольку осознаю, что за публичную оценку действий арбитров (и не только арбитров) могу заработать дисквалификацию. Поэтому иногда приходится говорить что-то такое политкорректное, не то, что нужно СМИ. И, конечно, в данном случае, когда играла моя команда, давайте вновь постараемся избежать публичных жёстких оценок: БЦ ведь читают везде.
После вылета от «Магдебурга»...
— Тем не менее ваш ассистент Кшиштоф Лиевски выступил с вполне прозрачным намёком на то, что спонсор «Вислы» и всей лиги — одна и та же компания, а на него за это чуть ли не в суд уже подали…
— Послушайте, а разве он сказал неправду? Что не так? Да, когда говорят правду, всегда кому-то больно. Ну так что же, по этой причине не стоит произносить вслух очевидные вещи?!
Как вообще в современном мире возможны такие вещи, как спонсорство одной компанией лиги и претендента на чемпионство? Опять же — вопрос не ко мне… А за Лиевского, само собой, мы будем биться. И вновь обращу внимание: он никого не оскорбил, а просто привёл неудобные кому-то факты.
— Уйдём от скандалов в сторону игры: как вам её качество в финале чемпионата Польши? И насколько ему мешает лимит, согласно которому на площадке обязательно должны находиться два гандболиста с польским гражданством?
— Во-первых, мне совсем не близка такая формула определения лучшего. Никогда не был сторонником плей-офф в чемпионате. Это чисто американская выдумка. А нам оно зачем? Есть же кубки, где, собственно, по кубковой системе выявляется сильнейший! А если здесь мы заканчиваем играми на вылет, то для чего тогда играем до этого 26, допустим, либо 30 туров?
Что касается лимита, безусловно, он работает против гандбола, причём это касается и нас, и Плоцка. И если уж это придумано в интересах сборной, то логичнее было бы ввести правило, по которому должны будут два молодых по 30 минут отбегать! Это правильнее, чем когда весь матч играет 37-летний Краевски или Дашек, которому тоже за тридцать. А потом ещё и в сборную не едут…
И как мы можем что-то выиграть на международном уровне благодаря такому лимиту?
— А почему вам так не везёт в сериях пенальти?
— Даже не знаю, что тут сказать, потому что считаю эти серии лотереей — а там всегда кому-то везёт, а кому-то нет. Мы поэтому и не готовимся к ним специально.
Аркадиуш Морыто
Понимаете, дело в том, что есть мастера — такие, как у нас Арек Морыто. Вот это — чистый пенальтист. И он забивает обычно: хоть в игре, хоть в послематчевой серии. А если ты не спец по семерикам, то их ведь всё равно никак специально не натренируешь перед игрой.
— Как отбираете бросающих перед серией? Заранее или в последний момент? Назначаете? Или кто сам вызовется?
— Точно — не заранее. По ситуации. И, конечно, всегда идёт Морыто как лучший пенальтист.
Назначать тоже не надо, мне кажется. Обычно — кто сам вызывается, тот и бросает. Единственное — в последней игре с «Вислой» спросил у Цезаря Сургеля, готов ли. Но он ответил, что весь матч не играл, а потому не чувствует в себе уверенности. И я его понял.
— Про трансферы «Кельце» хоть пару слов скажете? Про озвученные и ожидаемые…
— Нет. Есть те, кто за это отвечает, им правильнее это комментировать. Я — тренер. И не должен лезть в чужую епархию. Как и наоборот. Существует прекрасное выражение, оно мне нравится: никто не должен быть выше клуба!
— Теперь на «финал четырёх« Лиги чемпионов поедете?
— Нет. Без обид — вообще смотреть не хочу. 1 мая было так больно… Я, естественно, не какой-то капризный мальчик. Но считаю, что мы по праву должны быть участниками, а не зрителями этого «финала четырёх». Впрочем, это возвращаемся тогда уже к началу нашей беседы…
— Что ж, вернёмся, но к более приятным вещам. Вы же про необходимость отдохнуть говорили?
— Да, обязательно надо отдохнуть, набраться сил! Зарядиться солнцем, энергией… А 29 июля начнём готовиться к новому сезону — гандболисты выйдут из отпуска. До того они, разумеется, будут выполнять индивидуальные задания. Но это, вам любой скажет, намного приятнее (улыбается).
— Ну и ещё давайте тогда о хорошем: вас, Талант Ибраимович, испанцы на днях включили в Зал славы лиги ASOBAL! На церемонии были?
— Нет, сами понимаете — всё моё внимание занимала наша финальная серия с «Вислой», было бы категорически неправильно отвлекаться. А в целом… За то, что меня туда включили, конечно, спасибо большое, но я никогда не забываю, что у нас всё-таки — командный вид спорта!
— И чтобы совсем позитивом закончить: 2 июня у вас был день рождения. Как отметили? Кто первым поздравил? Что из подарков запомнилось?
— Первым меня поздравил, как обычно, Данька. И старший брат Элмис, но у него есть преимущество: он живёт в Кыргызстане — стране, у которой плюс четыре часа относительно среднеевропейского времени, у них 2 июня раньше наступило (улыбается).
За праздничным столом: справа налево — сын Алекс, жена Ольга и супруга Алекса Ирене
Отметили семьёй в ресторане. А что из подарков запомнилось… Старший внук хотел подарить шоколадную медаль. И, откровенно говоря, рассчитывал её потом сразу развернуть, вытащить шоколад и съесть. А получилось, что он купил не шоколадную, а обычную сувенирную медаль — и потому был несколько разочарован (улыбается). Но мне на самом деле это очень приятно, лучший подарок — то, что внук ждёт, переживает, любит меня и ценит!
Фото: личный архив Таланта Дуйшебаева, Cksport, kielcehandball