ЧЕ-2024. Давид Никабадзе: «Когда видишь в лифте Паличку или на ужине Стейнса — сначала это шок»
24-летний вратарь СГАУ-»Саратова» Давид Никабадзе в разговоре с «Быстрым центром» — про матчи за сборную Грузии на чемпионате Европы-2024, где он стал единственным представителем российской Суперлиги, а его команда если и не произвела фурор, то заставила себя уважать.
Сделано в Германии. День 6-й. Триумф вратарей. Цинцадзе, Никабадзе, Лесяк и Паличка творили магию
— Мы, конечно, уже говорили про это в предыдущем интервью БЦ, но давайте напомним, как вы, воспитанник волгоградского гандбола, оказались в национальной команде Грузии?
— У меня, как все, наверное, догадываются по фамилии, есть грузинские корни. Хотя родители — тоже волгоградцы. А в Грузии, откуда родом мой дедушка, сейчас только наши дальние родственники живут. В Зестафони, что недалеко от древнего грузинского города Кутаиси.
Знаю, что мою кандидатуру порекомендовал Давид Юстинович Данелия. В Грузии заинтересовались — позвонили. А затем уже в Саратове руководство сообщило о вызове в сборную. Вот и вся история…
Давид Данелия. От звёздного мальчика до мудрого гуру
— О том, как грузинская сборная отбиралась на Евро-2024, мы тоже, разумеется, сообщали, а вот о подготовке к самому турниру расскажите, пожалуйста, поподробнее!
— Перед Новым годом поехали в Румынию на «Кубок Карпат». Там, кроме нас, играли ещё два участника финальной стадии чемпионата Европы, греки и румыны, а также словаки. Наигрывали связки, комбинации… Ну а на сам Новый год отправились в Грузию на сбор.
Затем предстояла поездка на Ближний Восток, где мы провели товарищеские матчи с Саудовской Аравией и Кувейтом. Признаюсь, соперники удивили довольно высоким уровнем игры. Особенно это касается Кувейта, который, кстати, сейчас вышел в полуфинал чемпионата Азии, опередив на втором этапе, например, Южную Корею.
Да и вообще — это был замечательный опыт, гандбол там отличается от европейского. И в процессе подготовки такое соперничество нам сильно помогло.
— Когда были в Грузии — успели съездить к родственникам?
— Нет, график тренировок не позволял. Так пока ни разу у них не был. Хотя всё приглашают и приглашают. И я, разумеется, очень хочу. Надеюсь, летом получится.
Но вообще побывать в Грузии было не только полезно, но и приятно. Пообщались — очень по-доброму — с руководством и чиновниками гандбольной федерации: нам организовали специальный ужин. Разумеется, с грузинскими блюдами за столом!
— И вот вы приехали в Германию на сам чемпионат Европы. Первый топ-турнир в вашей жизни. На что сразу обратили внимание?
— В первую очередь — с ходу почувствовал высокий уровень организации. Автобусы были разрисованы для каждой сборной соответствующим образом. И в отеле тоже потом торжественно встречали.
Вообще, конечно, удивил антураж — для меня же всё это было, как и для многих в команде, в новинку. Можно сказать, что сильно повезло, что турнир проходил в такой гандбольной стране, где находится лучшая в мире лига, где зрители болеют по-настоящему, понимают нюансы нашей игры… Это действительно вдохновляет, настраивает на дальнейшую работу.
Ещё впечатлило, безусловно, когда заехали в гостиницу, где поселились и наши соперники, и увидели вблизи звёзд мирового гандбола. Заходишь такой в лифт — а там Андреас Паличка…
— Отправляешься на ужин…
— …а там Люк Стейнс! Понятно, что какое-то время ходишь в шоке: мол, куда я попал? Впрочем, мой хороший друг Стас Третынко предупреждал, что так будет. И советовал мне не сильно заострять внимание на этом, концентрироваться только на игре. Хотя при таком количестве камер и интересе прессы это, само собой, ох как непросто.
— Ваша команда тоже приятно удивила, честно сказать, пускай БЦ это и предсказывал. Про голкиперов — разговор отдельный. Но мне запомнились и Эрекле Арсенашвили, и Ираклий Кбилашвили, и Темо Орджоникидзе, и Хазеин Рустамов, ну а больше всех — Георгий Цховребадзе!
ЧЕ-2024. Победит кто-то из «Большой четвёрки», Греция, Грузия и Фареры удивят! Ожидания авторов БЦ
— Да, он перед началом этого сезона как раз перебрался из «Монпелье» в немецкий «Гуммерсбах». Могу сказать, что это — настоящий трудяга. Как много Георгий работает в тренажёрном зале! И результат — налицо: с 21 голом он лучший наш бомбардир на турнире, а его прыжок с места с двух ног многих по-настоящему впечатлил.
Приглашали ли его и других игроков сборной Грузии в более статусные клубы? Думаю, вы поймёте, что не хотелось бы про это сейчас говорить подробно. Но, как можете догадаться, интерес появился, чего скрывать!
Да даже такой вот момент характерен: до Евро, откровенно говоря, нас не считали серьёзным соперником, не особо хотели с нами проводить товарищеские игры. Сейчас же ситуация резко изменилась.
И вообще приятно, что на каждой игре большая часть зрителей за нас болела. Чувствовали внимание публики. Причём это касается не только наших болельщиков, хотя в Германии много грузин, но и, скажем так, нейтральных. Кстати, и футболисты грузинские приходили, и представители других видов спорта: мы это поняли по их аккаунтам в соцсетях.
— А из России-то поддержку чувствовали?
— Однозначно! И во время турнира поддерживали, и много кто поздравил с голом в ворота голландцев, и по окончании, естественно, тоже писали. И Виталий Александрович Галкин, тренер вратарей «Саратова», и Вадим Владимирович Тихонов, который тренировал меня в Волгограде, а сейчас работает в «Черноморочке», и знакомые ребята из разных клубов…
К примеру, Алексей Фокин, мы с ним играли в «Каустике», призывал, чтобы я не сильно зацикливался на именах соперников, а просто кайфовал от происходящего, от того, где нахожусь. Чтобы смотрел вокруг и набирался впечатлений.
«До Евро нас не считали серьёзным соперником, не особо хотели с нами играть. Сейчас же ситуация резко изменилась»
— Вот давайте об этих впечатлениях. Сухие цифры говорят, что у вас, помимо гола в ворота голландцев, 5 сейвов после 28 бросков, это — 19 процентов надёжности. В первой игре с Нидерландами — 1/9 (11%). Во второй со Швецией — 0/8. Ну и в третьей — триумфальной! — с Боснией — 4/11 (36%)! А эмоциями поделитесь?
— Ну если говорить про самый неудачный матч, со шведами, то как раз вот не получилось абстрагироваться от того, кто тебе противостоит. Приятно, да, с одной стороны, что ты оказался на одной площадке с мировыми звёздами — Готтфридссоном, Бергендалем… С другой — был момент, что ощутил мандраж. И не смог совладать с этими самыми эмоциями. Да и в любом случае — тяжело играть против такой команды!
Ну а с голландцами поймал себя на ощущении мандража просто из-за того, что вышел играть на таком турнире и при таком стечении публики. Даже побил себя по щекам немного — и это помогло.
В игре с Боснией уже всё оказалось проще. Во-первых, уровень соперника был, честно говоря, пониже, во-вторых — и мы освоились. Ну и сами сыграли здорово. Настоящая командная работа — всё получалось, все вместе сделали результат.
Помогло и то, что наш главный тренер Тите Каландадзе вовремя делал вратарские замены. Сначала он меня в нужный момент выпустил, и я, так получилось, вдохновил команду, позволил уйти на перерыв при ничейном счёте и поверить, что не всё потеряно. А затем — уже во втором тайме — Зураб (Цинцадзе — БЦ) обеспечил победу своими сейвами.
— Цинцадзе — крутой?
— Да, но и его сейвы, и его подключение к атаке с голевым пасом нас, если по большому счёту, не удивили — знали, что может так вытащить. Зураб — он вообще такой игровой, в любой игре хочет выиграть, будь то футбол или что-то ещё. И эта его черта характера очень, признаться, импонирует.
ЧЕ-2024. Зураб Цинцадзе: «Когда впервые встал в ворота — за 15 минут не пропустил ни разу!»
Он не стоит в воротах, он именно играет! Может схитрить, когда надо. Чтобы обмануть бросающего… И у него очень, как выражаются, хорошая чуйка на пенальти. Так что и те два двойных сейва после «семериков» — это же тоже можно было ожидать, если его знаешь. Пример Зураба показывает: рост для вратаря — далеко не всё…
— Вы про футбол сказали — они и там голкипер?
— Нет. Гандбольные вратари, скажу вам по секрету, вообще в футболе любят в поле выйти. И сам я — тоже (улыбается).
Фото: ЕГФ, личный архив Давида Никабадзе
Алексей Лебедев