SEHA-Gazprom League. Иван Мацкевич: «Ещё месяц в Греции — и сто процентов впал бы в депрессию!»
Расставшись с греческим АЕКом, белорусский голкипер Иван Мацкевич подписал контракт с клубом «Мешков Брест», цвета которого уже защищал с 2017 по 2022 год. О причинах возвращения и неоднозначном заграничном опыте 32-летний вратарь рассказал в интервью БЦ.
— Со стороны ваш переход посреди сезона кажется неожиданным. Почему решили покинуть Грецию?
— АЕК не выполнял контрактные обязательства — с июля не выплачивалась зарплата. Нам всё время что-то обещали, но ничего так и не дали. И в итоге я разорвал договор. С «Брестом» разговаривал и чуть раньше, связывался с Эдуардом Кокшаровым, но тогда мы ещё играли в Европейской лиге, была мотивация. Однако выйти из группы, к сожалению, не удалось.
К тому же в Афинах я в последние месяцы жил без семьи. Жена и дети приезжали в августе, но в сентябре уехали. Ждал обещанного по контракту, но шло время, а ничего не происходило.
Зато поменялся тренер — место Драгана Джукича, пришедшего совсем недавно, занял Фредерик Бужан. Всё это и привело к тому, что я решил вернуться на родину. В АЕКе пошли навстречу — там только не хотели, чтобы я переходил в «Олимпиакос» или другую греческую команду. В Беларусь отпустили без проблем. Договорились так: клуб мне ничего не должен, но я могу свободно уйти.
— Когда сыграете за мешковцев?
— Надеюсь, во вторник в матче СЕХА-лиги с «Пермскими медведями». Вообще должен был раньше, я ведь тренируюсь с командой ещё с декабря. Но трансферный сертификат из Греции шёл долго. К слову, контракт с брестчанами я подписал на полгода. Что будет потом — об этом пока говорить рано. Сейчас первостепенная задача — играть и отбивать мячи.
— В общем, греческий опыт получился неоднозначным…
— Хватало и плюсов, и минусов. Прошлый сезон выдался в целом неплохим, мы выиграли чемпионат Греции. Правда, не сумели завоевать Кубок страны, но этот турнир не столь важен. Неплохо выступали в Кубке ЕГФ, пробились в Европейскую лигу, хотя лучше бы, наверное, туда не выходили. Но и негативный опыт — это тоже опыт.
Если вспоминать, как я оказался в Афинах, то в Бресте в 2022 году мне не хватало конкретики. Той весной в клубе сказали: «Если есть варианты, лучше езжай». И я подписал контракт с АЕКом, тогда он выступал в Европейской лиге. Правда, вскоре получил травму и долго лечился.
— За полтора года в «Бресте» многое изменилось?
— Цели остались прежними — выиграть чемпионат, Кубок Беларуси и СЕХА-лигу. Да, сейчас нет Лиги чемпионов, и состав не тот, что раньше. Больше белорусов, меньше легионеров, нет таких громких имён, как Сташ Скубе или Вильям Аккамбре. Сложно сравнивать прежнюю команду и нынешнюю. Если бы выступали в главном еврокубке — думается, и селекция была бы другой. Хотелось бы вновь играть в Лиге чемпионов, но пока как есть, так есть.
— Теперь у мешковцев новый тренер вратарей — словак Рихард Штохл. Первые впечатления от работы с ним?
— Пока я знаю его не очень хорошо, ведь провёл с командой не так много тренировок. Но, думаю, у каждого специалиста можно что-то почерпнуть. Да, у нас в составе конкуренция — есть Денис Заболотин, Илья Усик… Но это не футбол, где основной голкипер играет все 90 минут. В гандболе сейчас ворота защищает один, потом другой. Главное, чтобы мы дополняли друг друга.
— Какие ещё варианты рассматривали, кроме возвращения в Беларусь?
— В принципе — я мог бы остаться в АЕКе. Если бы там заплатили за один месяц, тогда, может, и не позвонил бы Кокшарову. Но клуб в очередной раз не выполнил свои обязательства.
А так других предложений конкретно сейчас не было. Велись разговоры о следующем сезоне — в частности, бывший тренер вратарей БГК Роландо Пушник звонил, предлагал стопроцентный вариант. Но речь шла о клубе, с которым я не был готов сразу подписать контракт.
Так что буду стараться проявить себя в Бресте. Вообще-то хотел бы остаться здесь — скоро уже 33 года, рядом семья, условия для тренировок и игр хорошие. Но жизнь покажет.
Беларусь. Иван Мацкевич: «Я от сборной не отказывался. Хотелось бы сыграть, повидаться с ребятами»
— В прошлом сезоне семья же была с вами в Греции?
— Да, но тогда было попроще, и на некоторые сложности можно было закрыть глаза. Тоже пару раз задерживали зарплату, но потом выплачивали. Все думали, что в новом сезоне будет легче, ведь мы выступали уже в Европейской лиге…
Не знаю точно, в чём корень финансовых проблем. Нам говорили, что долги покроет футбольный клуб АЕК, частью которого мы являлись, но ничего не происходило. В команде были хорошие люди, не могу их винить. Руководство старалось нас подбадривать, чтобы не теряли дух.
Возможно, у президента клуба в последние годы какие-то проблемы с бизнесом. АЕК — это и футбол, и волейбол, и мужской гандбол, и женский, и на всех денег не хватает. У тех же гандболисток ситуация ещё хуже, чем у нас. Может, какие-то отделения стоило бы закрыть, чтобы развивать другие.
Не скажу, что в Греции сильный чемпионат. Правда, качественные игроки есть: за АЕК играет Стипе Мандалинич, за «Олимпиакос» — Иван Слишкович, есть бразильцы и скандинавы, есть греки, прошедшие школу бундеслиги. Но большинство результатов в наших матчах были предсказуемыми — кроме «Олимпиакоса», могли уступить на выезде разве что «Диомидису» и ПАОКу.
Есть в Греции и другие белорусы — например, бывший голкипер «Гомеля» Владимир Корсак выступает за «Монте Драму». Вроде бы ему нравится. Но бюджет там не такой, как в АЕКе, и проблем, видимо, нет.
— В групповом этапе Европейской лиги вы проиграли пять матчей из шести, обыграв лишь «Кринс-Люцерн» дома. Что помешало выступить успешнее?
— Может, создаётся впечатление, что я всё время жалуюсь, но всевозможных нюансов действительно хватало. Помню, как на выездной матч в Польшу добирались тремя разными самолётами. Игра была во вторник, и семь-восемь гандболистов полетели в воскресенье через Сербию, причём их рейс задержали. Остальные отправились утром в понедельник, а тренеры вообще летели отдельно.
А дома у нас были проблемы с ареной. Могли приехать на тренировку к семи, а она начиналась лишь через полтора часа, потому что… тарафлекс не постелили.
Два матча Европейской лиги провели в баскетбольном зале, один — там, где играет сборная, в 40 километрах от Афин. Раньше же играли в зале на Олимпийском стадионе — том самом, где белорусская бегунья Юлия Нестеренко выиграла золото на стометровке на Олимпиаде-2004. Но во время матча «Панатинаикос» — «Вильярреал» выяснилось, что конструкции там шатаются. И мы не могли больше выступать на этой арене.
В общем, в еврокубке пришлось нелегко. Хотя с тем же «Ганновером» долго сражались почти на равных. Но вышел Влад Кулеш — и стал всё забрасывать с восьми-девяти метров. Без него немецкой команде пришлось бы тяжелее.
— В прошлом году АЕК выиграл чемпионат, а вас признали самым ценным игроком финальной серии. Яркие воспоминания?
— Да, первый год, повторюсь, был достаточно успешным. И атмосфера в коллективе была неплохой, хотя существовали группы — греки, иностранцы… Капитан Панайотис Николаидис здорово помогал, решал проблемы, но потом он попал в аварию на мотоцикле и выбыл из строя. С тех пор нет ощущения, что в команде вообще есть капитан, хотя номинально эту роль отдали другому игроку.
В прошлом сезоне нас тренировал грек Александрос Альванос, но в сентябре после поражения в Суперкубке от «Олимпиакоса» его отправили в отставку. При Альваносе в команде не хватало дисциплины, какого-то уважения к коучу, особенно со стороны местных игроков. Пришёл Джукич — наладил дисциплину, поставил игру в защите. Но потом ушёл и он.
Страсти по лицензиям. Как серб Драган Джукич помогал россиянам и белорусам добывать пропуск в Европу
Кстати, Драган вообще-то подписал контракт с «Татабаньей» лишь со следующего сезона, однако сам решил покинуть АЕК уже сейчас.
— Сборная Греции впервые в истории выступала на чемпионате Европы. Видели её матчи?
— Нет, хотя в составе есть несколько игроков АЕКа. Порадовался за левого крайнего Христоса Кедериса, которого признали MVP матча с Португалией. Но в целом я лучше посмотрю Данию с Ландином и Нильсеном в воротах, чем Грецию.
Сделано в Германии. День 2-й. Бодипозитив Сагосена, горячий Ванне для Боснии и гол Никабадзе
— Сейчас ваш настрой лучше, чем в конце 2023 года?
— Психологическое состояние точно наладилось. Провёл бы ещё месяц в Греции, и сто процентов впал бы в депрессию. Даже не хотелось ни с кем общаться, а жена и двое маленьких детей были в Беларуси. Думал: «Ради чего ты здесь сидишь?»
В Бресте же хорошие условия, всё под боком — зал, медицина... Хочу стать чемпионом Беларуси и уверен, что мы возьмём золото!
Кроме того, надеюсь выиграть СЕХА-лигу, в этом турнире мне пока побеждать не доводилось. Дальше же всё будет зависеть от моей игры. Если буду помогать команде, то почему бы меня не оставить? А если нет, то зачем держать? Все это прекрасно понимают. Ну а пока настраиваюсь на встречу с «Пермскими медведями»…
Фото: пресс-служба ГК «Мешков Брест», личный архив Ивана Мацкевича
Сергей Николаев
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте «Быстрого центра»: handballfast.com