Высшая лига. «Запасной вратарь всегда успокаивает…» Гаянэ Геворгян — женщина-врач в мужском ЦСКА-2
Гаянэ Геворгян — с виду стройная юная девушка, которая на самом деле при этом и в горящую избу войдёт, и стокилограммового линейного унесёт на плечах с тарафлекса... Врач команды высшей лиги ЦСКА-2 – МССУОР №2 рассказала БЦ о себе и о нюансах работы в мужском коллективе.
Высшая лига. "Поздравляем, Владимир Владимирович!" Битва, страсть, эмоции: "академики" против ЦСКА-2
— Как вы оказались именно в гандбольной команде?
— Это вышло совершенно случайно. Два совершенно разных спортивных врача предложили мне поработать в команде... И получилось так, что это оказалась одна и та же команда! Так что вариантов не осталось (улыбается): я оказалась в молодёжке гандбольного клуба ЦСКА, которая с этого сезона выступает уже в высшей лиге.
— А давно полюбили ручной мяч?
— Скажу честно, я долго в жизни не встречала ни одного гандболиста и не смотрела никогда гандбол. Но как-то ко мне на реабилитацию пришла Полина Горшкова (левая крайняя сборной России и ЦСКА, серебряный призёр Олимпийских игр в Токио-2020 — БЦ). И она пригласила на игру армейского клуба.
Полина Горшкова об опыте на телевидении: "Поначалу было даже страшно. Благо мы натренированные"
Я пришла — и сразу, мне кажется, влюбилась в этот вид спорта! Это очень зрелищная игра, контактная, в ней есть изюминка, которой нет нигде больше... И так получилось, что уже где-то через месяц пришла в мужской ЦСКА.
— А сами каким-нибудь видом спорта занимались?
— Да, с 10 лет играю в баскетбол. Тренировалась в Коломне, моём родном городе, в спортшколе олимпийского резерва. Потом в Рязани играла за сборную медицинского вуза.
— Вернёмся к гандболу. Какие тут самые распространенные травмы?
— Да мне кажется, все можно называть! Плечи, колени, голеностопы, пальцы выбивают… Если по процентному соотношению — сначала колени, затем плечи.
— Что входит в ваши обязанности — прежде всего?
— Сопровождение на тренировках и играх, обеспечение фармакологической поддержки, терапевтическая помощь, профилактика травматизма, реабилитация, диагностика, направление к узким специалистам.
— То есть вы помогаете игрокам и как реабилитолог?
— (Смеётся). Я два в одном!
— Понятно, что гандбол очень жёсткий и травматичный вид спорта. И всё-таки какие меры нужно предпринимать, чтобы минимизировать количество повреждений у игроков?
— Я считаю, что самое главное — восстановление после тренировок. Очень важен сон. Часто спортсмены ленятся спать — как бы парадоксально это ни звучало. Засиживаются в телефонах и компьютерах допоздна — и не высыпаются.
Второе — концентрация во время игр и занятий. Чем уровень концентрации выше — тем ниже вероятность получения травмы.
Третье — фармакологическая поддержка до и после тренировок, а также матчей. Важно восполнять электролиты, водно-солевой баланс.
— Какие медицинские протоколы следует соблюдать при получении травмы?
— Они постоянно обновляются. Например, травма голеностопа. Врач, который создал этот протокол, говорил: "Холод, защита, плотный бинт, высокое положение и так далее…" Потом он отказался от части этого протокола — холод стал необязательным. Если отёк распространяется, тогда да, мы можем его использовать. Но если не увеличивается — наоборот, нужно тепло.
Но это частности. Основные первые действия почти при любой травме следующие: покой, обезболивающие, холод... И дальше уже — проводить диагностику.
— Каков алгоритм оценки физической формы подопечных и какие мероприятия проводите для поддержания и улучшения их состояния?
— Полагаю, что игроки ЦСКА хорошо подготовлены физически. Мы в прошлом году играли в молодёжном первенстве, в этом году выступаем уже в высшей лиге. Там многие старше, а у нас некоторым ребятам нет и 21 года. Я считаю, что наши парни по своей "физике" на этом уровне вполне конкурентны.
Для поддержания и улучшения физического состояния используем БАДы и витамины. Многое зависит от сезона. Например, в осенний период спортсмены часто заболевают, мы укрепляем иммунитет противовирусными препаратами и витаминными комплексами.
— Следите за питанием игроков? Есть ли какие-то специальные диеты?
— Разумеется, слежу за питанием и весом. Каждый месяц игроки делают мне отчёты. Если превысили вес — штраф.
Бывает, что спортсмен подходит ко мне лично и говорит: "Я хочу набрать мышечную массу". Ну или: "Уменьшить процентное содержание жира в организме". Я ему составляю график питания, рассчитываю калораж, закупаем спортпит. Также составляю план работы в тренажёрном зале…
— Ваши обязанности во время матчей?
— Я уже год работаю в команде и знаю психологию ребят. Кого нужно как-то растормошить, а кого, наоборот, погладить по головке, во втором случае пытаюсь поддержать какими-то правильными словами.
Даже если случаются какие-то промахи, всё равно говорю: "Нормально!", "ты молодец", "здесь хорошо сыграл"... Потому что, мне кажется, я должна оказывать игрокам не только медицинскую помощь, но и психологическую. Врач — он и педагог, и психолог, и друг.
— Как следите за последними научными исследованиями и новейшими технологиями в области спортивной медицины? И какие изменения внедряете на практике?
— Чаще всего читаю статьи на Pubmed и на Scopus. Потому что там больше доказательной медицины, которой я стараюсь придерживаться в своей практике.
Область спортивной медицины стремительно развивается — и в фармакологической поддержке, и в клинических исследованиях, и в реабилитации, и в восстановлении. Стараюсь следить за врачами в социальных сетях. Если появляются какие-то новинки, по возможности посещаю посвящённые им семинары и конференции.
Конечно, с таким графиком, как у спортивного врача, когда много тренировок и игр, не всегда удаётся бывать на подобных мероприятиях. Но даже если нет возможности приехать, стараюсь посмотреть в режиме онлайн.
— Какие ваши главные персональные цели как спортивного врача?
— Главная цель — чтобы игроки выходили на тренировки и игры здоровыми. Это в первую очередь. Болею за ребят, голос срываю на играх (улыбается).
— Как происходит взаимодействие с тренерским штабом?
— Врач, психолог (если есть), тренер, спортсмен — должны работать все вместе. Например, я понимаю, что спортсмен зависит как-то от мнения тренера, ему нужна похвала. Я подхожу к Антону Леонидовичу (Левченко — главный тренер молодежного ЦСКА — БЦ) и говорю: "Подёргай за ниточки!"
Игры стран СНГ. Итоги. Антон Левченко: "Буквально с каждой встречей выглядели всё лучше!"
Ну а если, например, говорить про реабилитацию, то это процесс долгий и сложный — даже не в физическом плане, а психологическом. Потому что спортсмену тяжело быть более 6 месяцев травмированным и смотреть, как кто-то другой играет. Понятно, что хочется поскорее выйти на площадку — но не разрешает врач. На этом этапе подключается психолог и ставит спортсмену цели на ближайший год, чтобы последний прогрессировал и не застывал на месте.
Мне очень приятно работать с Антоном Леонидовичем Левченко, Татьяной Васильевной Богун, Алексеем Константиновичем Песковым... Рада, что они прислушиваются к моему мнению и доверяют.
Алексей Песков: "Во время карантина в Венгрии каждый день домой приходила полиция!"
— Как спортивный врач может помочь игрокам справиться с нагрузкой и стрессом?
— Я говорю ребятам: "Перед тем, как приходить на тренировку, покушайте, выспитесь, прогуляйтесь". Мы обычно выходим на прогулки перед матчами, иногда практикуем какие-то командные игры, чтобы всем стало весело (улыбается). Никита Амелин всегда носит с собой огромную колонку, он её берет в поездки по всей России. Мы включаем и слушаем музыку, заряжаемся на тренировки и игры.
— Какие меры безопасности и процедуры проверки здоровья игроков следует проводить перед сезоном?
— Здесь всё стандартно. Они проходят УМО (углубленное медицинское обследование), сдают все анализы. Если всё в порядке, получают допуск к соревнованиям и тренировкам.
— Какими навыками и качествами должен обладать спортивный врач, работающий с профессиональными гандболистами?
— Стрессоустойчивость и активность! 50 метров пробежать от скамейки до другого конца площадки непросто (смеётся). Ещё важно умение взаимодействовать с людьми. Спортивный врач должен находить подход к каждому игроку, очень важно, чтобы ему доверяли.
— Есть ли у вас какие-то свои обряды перед матчами?
— Да вроде бы нет. Ну разве что мы после исполнения гимна всегда с Антоном Леонидовичем даём друг другу "пять". И ещё со мной на скамейке всегда рядом сидит запасной вратарь, он меня успокаивает (улыбается).
— Насколько тяжело быть постоянно в разъездах?
— Пока не сложно. Но на самом-то деле я думала, что на выездных играх буду много гулять по городам, узнавать новые места. Но времени категорически не хватает. Мы приезжаем, и у нас обычно вечером тренировка, утром игра, а днём я "шаманю" над ребятами. Кому-то массаж, кого-то забинтовать, кого-то затейпировать — времени буквально нет даже город посмотреть.
— Ну и заключительный вопрос. Вы девушка, которая работает в мужской гандбольной команде. Случались какие-то неловкие ситуации?
— Нет, таких ситуаций не было. Например, когда я тейпирую спортсмена, то смотрю только на голеностоп (смеётся). Правильно ли я его затейпировала, хорошо ли?
Доктор Игорь Стыкалин: "100 граммов и разговор — лучшее расслабление для тренера после игры"
Артем Крынцилов: "Воюю за родных". Откровения спортивного врача, сражающегося с COVID-19
Алиса Петрова
Фото: личный архив Гаянэ Геворгян
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com