12 мин.

Кубок ЕГФ. Алла Чернышкова (Жуйкова): «После «Кубани» решила: в Суперлиге играть больше не буду!»

Первый раунд третьего по силе европейского турнира — Кубка ЕГФ — в этом году должен был у читателей "Быстрого центра" вызвать гораздо больше интереса, ведь в восьми командах-участницах играли россиянки.

Наибольшее их количество в клубах из Азербайджана — "Куре" и "Азерйоле". Первый представляет город Мингечевир, в котором раньше базировался "Нур". Новую команду возглавил Виктор Рябых, а в составе выделяются экс-гандболистка "Динамо" Ирина Панченко, хорватка Анамария Гагич и нигерийка Грас Ахамефула.

Однако главная звезда "Кура" — 35-летняя разыгрывающая Алла Чернышкова, которая известна под девичьей фамилией Жуйкова и по выступлениям за "Ростов-Дон".

 

Анамария Гагич и Алла Чернышкова

Анамария Гагич и Алла Чернышкова

Азербайджанские команды не смогли преодолеть первый раунд Кубка ЕГФ, сразу же попав на довольно сильные команды. "Кур", например, в обоих матчах уступил "Салерно" — 9-кратному чемпиону Италии, выигравшему национальную лигу и в прошлом году.

От ЦСКА и "гадюк" Вяхиревой до "Валюра" Эрадзе в Исландии. Все триумфаторы европейского сезона

Об этом противостоянии, а также о положении дел в азербайджанском гандболе и своей насыщенной карьере Алла и рассказала БЦ.

— Два крупных поражения от "Салерно" (19:29 и 19:36) в двух домашних матчах. Ожидали, что чемпион Италии будет настолько сильнее?

— Смотрели его матчи, понимали, что будет сложно. Команда сыгранная, быстро гоняют мяч, знают комбинации, уровень очень хороший. Не хотелось бы говорить, что шансов не было, тем более и у нас классные игроки, хотелось верить в чудо, но не получилось.

Все реалисты, осознавали, что с жеребьёвкой не особо повезло. Да и с несыгранным составом трудно противостоять сильному сопернику.

— Состав "Кура" по обыкновению в межсезонье обновился почти полностью?

— Так это новая команда! Тот "Нур" распался несколько лет назад. Нынешний директор "Кура" был вторым тренером "Нура", когда я играла за эту команду. Он позвонил, пригласил в новый клуб. Решила подписать контракт на один год.

Насколько я знаю, одна из команд после прошлого сезона распалась, поэтому "Кур" занял её место в еврокубках.

Начали тренироваться в конце августа. Виктор Рябых долго не давал согласия на работу, а вот Ирину Панченко пригласили раньше. Были сложности и с появлением мужского клуба, поэтому провозились с документами. Кстати, и в мужской команде играют наши соотечественники — Илья Ульянов и Денис Дулов.

— С еврокубками азербайджанские клубы попрощались, что дальше? Детали будущего чемпионата страны известны?

— Участвовать вроде как будут пять команд, стартует он 11 ноября. Наша первая игра — дома с "Карабахом", одним из главных соперников вместе с "Азерйолом". Цель у нас одна — победить!

— Впервые в Азербайджане вы оказались в 2017 году, когда "Нур" под руководством Валерия Гончара собрал чуть ли не ещё одну команду Суперлиги со множеством россиянок в составе.

— Так мы и играли в Суперлиге, но азербайджанской (улыбается). Да, практически не ощущалось, что мы не в России. Однако было мало опытных гандболисток, Валерий Николаевич привёз много молодёжи.

Время было хорошее, приятно вспомнить. Жили мы все рядышком, хотя меня поселили отдельно с мамой и ребёнком.

В Азербайджане я оказалась транзитом через Турцию. С Ольгой Рябовой (Аджиджерской) мы играли за "Эскишехирспор". Проблемы с задержками зарплат в Турции были известны, поэтому нам платили на месяц вперёд. Потом от клуба ушёл один из спонсоров, нам задержали выплаты и предложили переподписать контракт с понижением зарплаты в два раза.

Мы решили уехать, и вскоре нам позвонил Валерий Гончар. Рассказал, что собирается новая команда, в том числе с перспективой участия в Исламских играх. Это показалось хорошей перспективой, поэтому мы согласились.

 

Кубок ЕГФ. Алла Чернышкова (Жуйкова): "После "Кубани" решила: в Суперлиге играть больше не буду!", изображение №2

— Тогда же ваша команда преодолела первый раунд Кубка ЕГФ, сенсационно пройдя шведский "Луги". Причём во втором матче вы забросили 12 мячей…

— Ой, своих достижений не помню, за статистикой не слежу (улыбается). А вот сами игры, конечно, в памяти остались. То была громкая сенсация. Мы хорошо настроились, а вот "Луги", наоборот, вышел играть вполноги. Наверное, и не слышали раньше об Азербайджане, согласились провести оба матча у нас.

На неделе сыграли в чемпионате, прилетели к нам, и первая встреча закончилась вничью. А во второй у них уже сил не хватило, а у нас случился эмоциональный подъём — сами обалдели, что можно сражаться даже с таким соперником.

Нас поздравляли, но премий не было. Наверное, руководство даже не ожидало, что мы пройдём дальше (смеётся). Говорили, что, мол, мы даже не представляем, что сделали, ведь в Европе никто и не слышал о городке Мингечевир.

— А потом "Нур" играл с датским "Виборгом". Вы были лучшим бомбардиром двух встреч в Дании, хотя шансов датский топ-клуб не оставил — итоговые "плюс 45"…

— Ох, давайте не об этом (улыбается). Мне-то посчастливилось сыграть с "Виборгом" ещё в составе "Ростова" в отборе к Лиге чемпионов, поэтому в тот раз хотелось просто не опозориться. Но получилось так, как получилось. Это был просто другой уровень гандбола. Зато запомнилось, что инспектором на матчах была Людмила Бодниева.

Другим девочкам, конечно, поездка запомнилась. Умиляло, когда видела, как они реагировали на всё новое, вспоминала, как переживала это в их возрасте.

— Больше всего вы известны по выступлениям за "Ростов-Дон", однако родились в Новокузнецке…

— Нет, в Омске. В моём детстве семья переехала в Новокузнецк, где я и начала заниматься гандболом. Девочкой была спортивной, участвовала почти во всех соревнованиях, однако сложилось именно с ручным мячом. Примерно через год начала занятий уже оказалась в Ростове-на-Дону.

В 2003 году Ростов набирал людей под Спартакиаду в Саратове. Так получилось, что наш тренер — Тамара Рамизовна Черданцева — раньше играла на Дону, поэтому сотрудничала с Ольгой Эрнестовной Карпенко и посоветовала ей шесть своих девочек.

В их число я не входила, однако одна из них передумала уезжать, ведь нам тогда было по 14 лет, а жить на расстоянии почти 5 тысяч километров от родителей (да ещё и без сотовых телефонов!) страшновато. Тренер предложила занять её место мне, и я почти без раздумий согласилась.

Родители, конечно, были в шоке, но отпустили. В итоге, кстати, мы поехали всё-таки всемером, но дольше всех в гандболе задержалась я. А ту Спартакиаду мы, кстати, выиграли.

 

Команда Ростова-на-Дону — победительница Спартакиады. Чернышкова — первая справа в верхнем ряду

Команда Ростова-на-Дону — победительница Спартакиады. Чернышкова — первая справа в верхнем ряду

Ну а Ростов был как другой мир, ведь в Новокузнецке мы занимались с резиновыми мячами. Даже понятия не имела, что есть высшая лига, Суперлига, сборная…То ли дело хоккей! Папа раньше играл, потом очень часто водил меня на игры, я пристально следила за этим видом спорта.

— Вы были частью сильного, но не чемпионского "Ростова", покинув команду до прихода денег. Не осталось, может, какого-то расстройства, что так и не удалось выиграть золото с командой?

— К сожалению, так сложились обстоятельства. Судьба, видимо: у меня рано пошли серьёзные травмы.

Первый "крест" порвала в составе молодёжной сборной в Польше, второй — как раз в тот момент, когда у клуба стало больше денег и возможностей… А мне ведь не было и 24 лет!

Взяла паузу, хотела годик отдохнуть, но потом решили с мужем завести ребёнка…

— В то время гегемоном Суперлиги было "Динамо" под руководством…Виктора Рябых. Не вспоминаете сейчас те противостояния?

— Ха, нет, зачем поражения вспоминать (улыбается)? То "Динамо" не было непобедимым, по ходу чемпионата их удавалось обыгрывать. Да, сильная и хорошая команда, с Олей Левиной (ныне Акопян – БЦ) и Аней Кочетовой, которые были лидерами, вот им было тяжело противостоять.

— Как раз вторую тяжёлую травму вы получили незадолго до конца сезона-2011/12, после которого у вас заканчивался контракт с "Ростовом"…

— С Антоном Николаевичем Ревенко у меня всегда были хорошие отношения, мы до сих пор, кстати, на связи. Понимали, что это спорт, а не благотворительность, к тому же тогда договорилась с другим тренером, под руководством которого давно хотела поиграть.

Когда получила травму, сразу позвонила ему, сказала, что поломанной контракт подписывать не буду, да и хотелось отдохнуть, ведь как такового отпуска у меня никогда не было — то сборные, то пляжка... Он сказал, что готов взять и с травмой, но восстанавливаться надо было самой.

ВИДЕО

— Этим тренером был Евгений Трефилов?

— А вот и нет, Алексей Гумянов! Собиралась к нему в "Кубань". Потом, когда уже играла за краснодарскую команду, приехали в Звенигород, где наконец встретились с Алексеем Николаевичем. Он, конечно, пошутил, что столько звал меня в "Кубань", а я пришла, когда его уже не было.

— Недавно Гумянов тоже находился в поиске игроков. Не звал в "Черноморочку"?

— Нет, после "Кубани" я для себя решила, что в Суперлиге играть больше не буду. Здоровье не позволяет выдерживать интенсивность тренировочного и соревновательного процессов. Это грустно, но я не могу после каждого матча отдыхать по два-три дня, давать спадать коленному отёку…

— Как вы оказались в "Кубани?

— Спустя 3,5 года решила попробовать вернуться, начала тренироваться с дублем "Ростова". Не представляете, как было тяжело. После первой тренировки не могла встать, болело всё. Тем более я такой человек, что не начинаю потихоньку, сразу стараюсь быть со всеми наравне. Уже через неделю Татьяна Березняк предложила попробовать закрепиться в "Кубани", и я согласилась.

Когда приехала в Краснодар, там были Катя Артамонова и Оксана Свитанько, знакомые ещё по "Ростову", а также Маша Гафонова и Люба Аришина. С ними понимали друг друга с полуслова, можно сказать, попала в комфортные условия и быстро освоилась.

 

Кубок ЕГФ. Алла Чернышкова (Жуйкова): "После "Кубани" решила: в Суперлиге играть больше не буду!", изображение №4

— После "Кубани" вы отправились в Турцию?

— Сначала в Казахстан. Вместе с Ольгой Рябовой доиграли сезон там, причем были играющими тренерами. А вот затем была Турция.

— И снова к Азербайджану. Вы ведь играли и за национальную команды этой страны.

— Да, готовились к Исламиаде пару месяцев. А потом выиграли её. Перед Исламиадой прошлого года звали сыграть опять, но до конкретного предложения не дошло.

Чемпионка России-2016 переехала в США. Работала в клининге, играла в гандбол, а сейчас воспитывает дочь

После распада "Нура" вернулась в Ростов, тем более подруга Полина Кузнецова подписала с клубом контракт. Ну а я решила годик отдохнуть, побыть дома.

— Где вы играли между "Нуром" и "Куром"?

— Во Франции и Германии. Мой муж Дмитрий Чаплыгин, сейчас выступающий за "Зилант", нашёл испанского агента, который и подыскал вариант во Франции — команду из Безансона, играющую во второй лиге.

 

Дмитрий Чаплыгин

Дмитрий Чаплыгин

В клубе была женщина-белоруска, занимавшаяся документами. Это облегчало ситуацию, ведь иностранными языками на хорошем уровне я не владела.

Однако на тренировках проблем не было. У меня часто спрашивали: поняла ли? Отвечала, мол, начинайте, я пойму, что надо делать. Да и девочки всегда помогали — французам нравится, когда изучаешь их язык. Говорили, чтобы даже не пыталась на английском, а старалась на французском.

На второй сезон муж и сын перебрались ко мне, нам сделали вид жительство, ребёнок ходил в школу, всё было очень хорошо.

 

С сыном Русланом

С сыном Русланом

— А зачем переехали в Германию?

— Сами иногда задаёмся этим вопросом, просто хотели пожить в другой стране. Не сказать, что жалеем, но в Германии не сложилось. Тренер команды из третьей лиги хотел опытную разыгрывающую именно из России. Но его уволили через полгода, а клуб к этому времени так и не выполнил несколько обязательств: нам не сделали немецкий вид на жительство, сын пропустил год обучения, да и мужу с поиском клуба тоже не помогли. Слава Богу, разошлись без судов за полтора года до окончания контракта.

Сам клуб из Франкфурта-на-Одере — с историей, однако долго не мог подняться дивизионом выше, мешали какие-то детали. Понравилась и близость к Берлину с огромным аэропортом — всего 100 км. Самый же близкий аэропорт к Безансону — в трёх часах езды, поэтому с родными и друзьями виделись редко. В самой Германии понравилось, удавалось посещать и Польшу — надо было просто перейти через мост.

 

Алла Чернышкова в немецкой газете

Алла Чернышкова в немецкой газете

Вернуться во Францию? Конечно, хотелось бы, но я понимала, что клуб на меня обиделся. Перед моим уходом президент уговаривал остаться, предлагал оплатить образование, чтобы потом начала тренировать. Пожелал удачи, конечно, но, наверное, осадочек остался.

— Как и во всех клубах, в сборной вы выступали под номером 44. Не поверю, если нет какой-то истории, связанной с ним.

— Когда переходила в первую команду "Ростова", свободным был номер 18. В дубле же я играла под 4-м, а в молодёжной сборной — под 7-м. Четвёрка была занята, но на следующий год наша линейная, которая играла под ним, закончила карьеру.

На первом собрании в новом сезоне мы все выбирали номера. Очень ждала, когда объявят 4-й, готовилась поднять руку, но это сделала вернувшаяся в "Ростов" Лена Сливинская (улыбается). Подумала, блин, опять номер ушёл, но через год предоставилась возможность снова выбрать, решила четвёрку удвоить. В "Кубани", кстати, брала и 77-й, но опять пришла к уже своему номеру.

— И всё-таки: что побудило вас вернуться в гандбол сейчас?

— Даже не знаю — соскучилась, недоиграла… Понимаю, что уже нет такой мотивации, как в молодости, но гандбол остаётся моим любимым делом. Когда идёшь на работу, задаёшься вопросом — ради денег это делаешь или ради удовольствия? У меня пока сочетается.

Думаю иногда: я же ещё могу? Например, прошлый год провела в Казани, тренировалась с "Зилантом", женскими студенческими командами, понимала, что бегается, прыгается, поэтому можно и попробовать ещё поиграть.

— Насколько знаю, Мингечевир не такой светский город, как Баку. В этом плане проблем не возникает?

— Иногда скучно, но до Баку всего три часа на машине. Да я и не любительница вечеринок. Мингечевир мне нравится, всё спокойно, тихо, похож на европейскую деревушку. Если выйдешь в коротких шортах или вызывающей одежде, конечно, могут посмотреть осуждающе, но камней никто не кинет (улыбается).

— Ну и последнее. Даже судя по фотографиям в вашем профиле на сайте ЕГФ, кажется, что вы отыскали эликсир молодости. Поделитесь!

— Ха, спасибо большое, но его не существует. Наверное, это генетика и приверженность здоровому образу жизни…

Николай Спирчагов

Фото: личный архив Аллы Чернышковой

Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com