Николай Зенько: «Когда позвали работать с женщинами, жена сразу сказала: они выносливее мужчин»
В прошлом известный страж ворот, игравший за СКА, БГК, "Гомель", "Машеку" и другие белорусские, а также польские клубы, чемпион Европы по пляжному гандболу, а ныне тренер вратарей женских ЦСКА и сборной Беларуси рассказал в интервью "Быстрому центру" про то, как строится работа с голкиперами и про многое другое.
"Лунде не затерялась бы и в мужской лиге". Михаил Измайлов раскрывает секреты вратарского ремесла
— Тренер вратарей — звучит серьёзно…
— Да любая тренерская работа — это серьёзно. Если же говорить про нашу специфику, то когда сам играл, замечал, что голкиперам, к сожалению, маловато уделялось времени и внимания. И это странно. Ведь есть известное выражение, что вратарь — полкоманды. А что для этого делается, чтоб так было?
В Беларуси, например, если взять все клубы, сейчас на всех остался только один тренер голкиперов, это Иван Санько.
— А как бы вы определили суть своей работы? Что главное?
— Главное, думаю, не теория и не видеоразборы (хотя сейчас в этом плане работать проще) — вратарю надо подсказывать именно нюансы. И на тренировках, и во время игры. И когда пропустил, и когда отбил…
У меня был опыт дистанционной работы с вратарями по видеоматериалам. Так можно обсудить перед игрой, кто из соперников, допустим, куда больше бросает. Но это только как дополнение. Если уже работал с человеком, знаешь его, да, можно обговорить детали. Но глобально так технику не поставишь и вратаря не обучишь.
— Вы сказали, что в ваше время голкиперам уделяли не так много. Хоть где-то у вас был тренер с вашей спецификой?
— Только, когда играл в Польше за "Азоты" (Пулавы). Что меня там приятно удивило, тренер по вратарям начинал занятия за 30-40 минут до основной тренировки. И к ней мы уже подходили во всей готовности.
Впрочем, эти занятия были не каждый день, тут зависело от графика, от нашего расписания в целом, от подготовки к той или иной игре
— А пока играли в Беларуси, кто больше всего по-вратарски дал?
— Безусловно, Игорь Николаевич (Папруга — БЦ), который начал работать с нами, ещё не закончив игровую карьеру. Часто приходил и что-то подсказывал.
Правила игры Игоря Папруги. "Главное в науке Мироновича: завтра — снова тренировка"
— Кого, в свою очередь, вы из белорусских вратарей успели воспитать, прежде чем переключились на прекрасный пол?
— Да, собственно, поработал со всеми тремя нынешними голкиперами минского СКА — это Константин Ковалёв, Кирилл Колос и Егор Стасюк. Могу назвать и Станислава Юрчу…
— …который сейчас перешёл в Пермь, но, к сожалению, получил травму?
Olimpbet Суперлига. "Иртыш" и "Авангард" "Скифу" не помогли. Но праздник открытия в Омске удался!
— Да, кстати, могу сказать, что приложил руку к его переходу. Не в том смысле, что участвовал в переговорном процессе, нет — просто мне оттуда звонили, консультировались: что за вратарь, что за человек? Естественно, всё рассказал, дал самые позитивные оценки.
Что касается травмы — это очень обидно. В курсе, как Станислав работал, как за полгода 20 килограммов скинул — и тут такая ситуация… Насколько знаю, что там диагноз до сих пор не очень ясен. Одни врачи говорят одно, другие — другое. Надеюсь, без операции обойдётся!
— А с кем начинали в качестве тренера?
— Начал работать, ещё будучи действующим вратарём, в Минске с молодёжной сборной Беларуси 1994–96 годов рождения, которую тренировали Олег Шарейко и Сергей Кострома. Они, собственно, и позвали: приди, посмотри, как готовимся…
Ну и стал приходить, подсказывать что-то. Из вратарей там были Вячеслав Солдатенко, Александр Маркелов и Игорь Черников, сейчас выступающий в России за "Зенит".
Вячеслав Солдатенко: "В Швейцарии у лучшего бомбардира цвет майки на спине отличается от команды"
Так вот, даже не закончив официально карьеру игрока, съездил уже в качестве тренера на молодёжный чемпионат Европы в Австрию и чемпионат мира в Бразилию, где белорусская команда заняла, кстати, 6-е место. Позже уже официально стал работать тренером.
— Хотя потом вы вернулись на площадку — в 40 лет! Это был, получается, 2017 год…
— Там так получилось. Я сидел дома — как вдруг позвонил директор СКА Андрей Крайнов. И предложил… контракт. Так и попросил: "Очень надо, чтобы ты за нас поиграл!"
А я-то уже 2 года как закончил на тот момент. Ну то есть играл понемногу в вечерней лиге, есть в Беларуси такая. Где-то раз в неделю. Начал отказываться: мол, куда мне сейчас в высшую лигу? А Андрей только и сказал: "Выручай, больше некому".
Беларусь. Андрей Крайнов: "За счёт чего можем отобрать у Бреста титул? За счёт игры в гандбол!"
Так что пришлось поиграть. И вроде в свои 40 не разочаровал других и не разочаровался сам. Так, с Брестом выдал за 30 процентов…
В 40 лет в воротах СКА — под 40-м номером
— Хотя состав там был тогда, надо думать, о-го-го!
— Это да. Тогда Бебешко тренировал, играли и Шилович, и Рутенко, и словенцы с хорватами… Может, это всё из-за того, что, как говорят, когда вратари долгое время не играют, часто ловят кураж. Может, из-за того, что уже 4 года отработал тренером, из которых два — официально. И стал вообще по-другому видеть гандбол.
— Ну для вратаря опыт — первое дело. Павел Алексеевич Сукосян вон регулярно до 50 в Снежинске играл, да и потом за УОР выходил ещё…
— Да, кстати, недавно с Ольгой Акопян, главным тренером ЦСКА, его обсуждали, я расспрашивал… Так понимаю, он, вполне возможно, заочно ещё соревновался с Леонидом Дорошенко, который в Израиле играл до 53. Не исключаю, что они с Пашей поспорили — не знаю.
— Может, вы тоже с кем-нибудь поспорите? И сыграете?
— Рекорды мне не снятся, нет (улыбается). А насчёт возраста, кстати, была интересная история в сборной — то ли в 2008-м, то ли в 2009-м с номерами что-то напутали. Пришлось брать вместо привычных большие числа. Я сделал себе 42-й номер. И кто-то ещё спросил: это намёк на то, что в 42 буду заканчивать?
— Впору спросить про то, как свершился переход в ЦСКА…
— Поступило соответствующее предложение. Затем пообщались с Эдуардом Левоновичем Акопяном, генеральным директором ПГК ЦСКА — у него была одна просьба: чтобы я с командой уже поехал на сбор в Кисловодск.
До этого сбора оставалось ещё две недели, надо было срочно решать вопрос в училище (РГУОР — БЦ), чтобы меня оперативно отпустили. Хочу сказать большое спасибо за то, что пошли навстречу!
— С 2020 года вы трудитесь и в женской сборной Беларуси.
— Оттуда не уходил, совмещаю это с работой в ЦСКА. Если последует вызов в сборную, а у нас в это время не будет игр — по договорённости с клубом могу туда ехать.
— Интересно, а как вообще с женщинами работать начали? Почему вдруг?
— Позвонил Александр Сытько, он тогда работал со сборной, попросил помочь. Ответил, что должен подумать: всё же никогда с дамами работать не доводилось, а тут сразу — национальная команда!
Посоветовался с женой. Она бывшая легкоатлетка, между прочим, мастер спорта международного класса по семиборью — Ирина Бутор зовут. Её тренер, помню, говорил, что они похожи на гандболистов: тоже должны и бежать, и прыгать, и бросать…
С женой Ириной
— Жена, кстати, по окончании карьеры в тренеры не пошла?
— Нет, отправилась по другой стезе. Я её, собственно, спросил, почему не захотела тренировать. Ответила: "Так у тренера нет выходных".
Так вот, посоветовался тогда — она и говорит: "Иди не бойся. Ничего страшного нет, поверь мне, женщины выносливее, чем мужчины. И более работоспособные!"
Когда пришёл, в сборной уже были такие вратари, как Юля Кунцевич и Валя Войтулевич, Настя Макаренко — где-то рядом. Они, конечно, знали, что я тренировал Ковалёва, Юрчу… Сразу спросили: "А вы нас как ребят готовить будете?"
Валентина Войтулевич: "Наказание за броски в лицо одобряю. Нам больно и обидно, когда так попадают!"
Объяснил, что, конечно, нагрузки отличаются, но в целом всё похоже, да. Они ещё немножко засомневались, правда, но потом влились, начали работать. Понятно, что немножко я поменял, но так-то действительно — работа похожая.
Более того — жена правильно сказала: если среди мужчин есть вратари, которые недорабатывают, то девушки, пускай даже поноют, но всё выполнят.
А что касается психологии, то тут ещё проще. Женщину похвалил, когда она работу выполнила — она и расцвела.
— Любопытно: какой получилась встреча на Суперкубке с Войтулевич и Кунцевич?
— Мы же даже летели в Кемерово одним самолётом с Валей и Юлей. Они сразу заулыбались: вы, мол, про нас теперь всё расскажете!
На самом деле, конечно, пусть мы и были на тот момент соперниками, но общение осталось ровно таким же, как было. По крайней мере — с моей стороны. Может, у них по-другому (улыбается). Но в октябре в сборной увидимся — посмотрим…
— Давайте теперь про вратарей ЦСКА. У вас их сейчас трое: Эвелина Аношкина, Полина Каплина и Вероника Чипула… Можно о каждой понемногу, хорошо? Над чем прежде всего работаете?
— С вашего позволения не буду персонализировать, скажу в целом. Ещё когда не приехал в Москву и просматривал игры ЦСКА, обратил внимание вот на что: голкиперы даже мячи из нижних углов пытаются отражать руками.
А если поглядеть на европейских вратарей, они стараются это делать ногами. Вот над этим сразу и начали работать. Тем более, естественно, нижний мяч легче ногой отразить. Независимо от пола: и мужчине, и женщине. Дамы даже более растянуты, быстрее садятся на шпагат.
И в этом плане вижу прогресс по всем вратарям: и у Каплиной, и у Аношкиной, и у Чипулы. Так, в среду в игре с "Черноморочкой" Полина во втором тайме не раз уже ногами мячи отбивала. А Вероника вообще в шпагат хорошо садится…
Olimpbet Суперлига. ЦСКА в золотом закрыл тур победой над "Черноморочкой". Но есть проблемы
Ещё один ключевой момент: голкипер должен именно играть в воротах. Поэтому мне не нравится, когда говорят, что вратарь стоит… Стоит табурет! А тут требуется именно игра, именно умение прочитать намерения соперника, действовать по ситуации. И как раз на это направлена работа на тренировках.
Всё делается для того, чтобы они научились играть. Видели, как во вторник в матче СЕХА-лиги СКА — "Виктор" Костя Ковалёв отразил бросок в шпагате, успел встать — и сразу верхний мяч отбить?
Беларусь. Константин Ковалёв: "Сидел на дереве, ел груши. И тут ко мне подошёл тренер…"
Вот то, чему обучаю, этот момент хочу вырезать! И это делает человек, который год назад ещё не умел садиться на шпагат…
— И в заключение: что вас прежде всего удивило в Москве, в ЦСКА?
— Не могу сказать, что поразило, ожидал этого, безусловно, но здесь — прекрасный тренерский штаб во главе с Ольгой Акопян. И очень комфортно работать с Еленой Ефимовой, тренером по физподготовке. Она грамотно разминает игроков, и к основной части они подходят уже готовые к работе.
А именно удивило, наверное, в первую очередь — то, как великолепно выстроена в ЦСКА оргработа. Всё чётко, много информации в группах через мессенджеры рассылается: когда автобус, самолёт — и так далее… Приходилось в училище и организацией заниматься, и бумажной работой! Тут же на мне — только тренировочный процесс.
Сейчас вот (разговаривали мы в четверг — БЦ) нарезаю ошибки. Следующий этап — покажу, где и что было сделано хорошо, когда заняли правильную позицию. И так после каждой игры.
— Ещё бы — ведь у тренеров нет выходных!
— Ну на самом деле, конечно, есть (улыбается). Но не такие, как у обычных людей…
Алексей Лебедев
Фото: пресс-служба ЦСКА; личный архив Николая Зенько
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com