Играй, страна! «Особенно нравится работать с девчонками…» Как воспитывают чемпионок в Егорлыкской
Сегодня БЦ в рамках традиционной рубрики начинает увлекательное путешествие по городам и станицам Ростовской области. Первая точка на карте — Егорлыкская, где много лет работает заслуженный тренер России Сергей Климов.
От Урая до края. Где родиться, чтобы попасть в сборную России? Исследование БЦ
— Мы разговариваем в преддверии 1 сентября. В новый учебный год вступит много начинающих гандболистов?
— Будет новый набор, но уже понятно, что гандболом ориентировочно станут заниматься до четырёх сотен мальчишек и девчонок. Две трети из них — парни.
— Это немало.
— Когда наша спортшкола открылась, ручной мяч был одним из профильных видов спорта, как и лёгкая атлетика. Но с ней потом не сложилось. Примерно половина жителей Егорлыкской прошли гандбольную школу! А выпускников сейчас, кажется, около 7600 человек — тех, кто отработал всю программу.
В разные времена мы выступали на российском уровне своими командами, а не отправляли своих ребят в сборные. Они создавались на нашей базе. В этом году мальчики 2010 года рождения дошли до полуфинала первенства России, а ребята 2007-го выступали в финале. Для нас место в дюжине сильнейших — маленький подвиг.
Мы формировали эти сборные, и если у старших привлекали четыре-пять человек из других городов области, то младшие почти все — местные ребята. И готовили эти команды наши тренеры — Елена Колесникова и Сергей Назаренко.
Первенство России. Юноши-2007. Новый чемпион — Москва! Краснодарцы не смогли повторить свой успех
— С какими возрастами работаете вы?
— Уже два года как оставил должность директора спортшколы и перешёл обратно на тренерскую работу. Набрал девчонок 2014-2015 года рождения и мальчишек 2011-го. Есть и другие, но два этих возраста занимают большую часть моего времени. Сто пудов — среди них есть будущие чемпионы!
Особенно нравится работать с девчонками, сердце радуется. Надеюсь, воспитаю тех, кто будет побеждать. Они ещё ничего не умеют, но желание у них бешеное! Слёзы, улыбки... А то ведь сейчас очень много равнодушных людей. Не знаю — почему… Впрочем, и мальчишки у меня отличные.
— Условия для работы у вас хорошие?
— Такие же, как в 1982 году, когда школа открылась, а я стал тренировать. Тот же зал 30 на 15. Этого мало, но мы учим детей тут, а на выездных соревнованиях они привыкают к стандартным площадкам — и потом выступают достойно. Мячи в достатке, хотя долгое время тренировались всего двумя…
Финансирование соревнований отсутствует полностью, но это общая проблема детского гандбола. Так что поездки в основном на родителях, хотя и спонсоры, бывает, нам стараются помогать. Крыша не течёт, её подлатали: так что грех жаловаться!
События последних лет влияют на нашу жизнь, но мы стараемся набирать больше детей. В спортшколе будет заниматься больше тысячи ребят — игровыми видами, атлетикой, борьбой, дзюдо.
— Кому передаёте выпускников?
— Для девчонок (и для парней в последние два года) есть училище олимпийского резерва в Ростове-на-Дону. Так что сначала отдаём их туда, а если они не приходятся ко двору, направляем их к краснодарцам или ставропольцам. А случается, что в московскую спортшколу "Кунцево", в Чехов и Астрахань.
Словом, туда, где требуются хорошие дети. Мы не можем оставлять их у себя и доводить до нужного уровня сами — у нас не хватает ресурсов. Не жадничаем, а наши ученики и ученицы потом становятся хорошими игроками, чемпионами.
— Вы тренируете много лет, но на профессиональном уровне в гандбол не играли.
— У нас его не было. А в армии заинтересовался. Там объяснили, что волейбол и баскетбол не для меня, я небольшого роста — а в гандболе можно бежать, бороться. Служил в Ипатово. Это Ставропольский край, городок маленький и гандбольный. Участвовали в городском турнире. А когда вернулся в Егорлыкскую, как раз открылась спортшкола.
Сначала пошёл работать в колхоз, а от идеи стать тренером мои родители были не в восторге. Мы все работяги, у нас уважаемая фамилия, а тут какой-то спорт! Так что решение принял с трудом. С тех пор профессию не менял.
— Трудно было набирать первых учеников? Ведь в Егорлыкской о ручном мяче, кроме вас, никто не знал.
— Вы удивитесь: когда в первый раз пошёл в одну из общеобразовательных школ, а их у нас в станице было две, то заходил в классы и звал на тренировку. Так дети пришли и встали по лицевой линии того самого зала в тридцать метров длиной в одну шеренгу и ещё хвостик получился! 52 человека, с которыми мы тогда беседовали десять минут. Получилось три группы.
В общем, позвал — и они сразу пришли. А теперь иначе. Сначала беседуешь с детьми на уроках, а потом несколько раз пьёшь чай с их родителями. Как объяснить, что девочке с плечами, как у меня, и таким же ростом, не надо бы играть на скрипке. А мама говорит — тогда в гимнастику. Ну какая ещё гимнастика? Словом, в разы труднее набрать детей и отвлечь их от телефонов. Они уже в 12 лет бездельничают…
У меня две старшие дочери. Одна мастер спорта по гандболу, вторая разрядница. А есть и поздние дети — сын тоже был в училище олимпийского резерва. Они прошли через эту школу и благодарят меня за науку.
— У вас немало хороших выпускников.
— Мои ученицы 1988 года рождения выиграли первую Спартакиаду России: Олеся Кирий, Екатерина Иванилова, Татьяна Бутенко и другие. А впервые набрал девушек 1982-го, так они сразу после спортшколы попали в ростовский "Источник" — моя дочь Элина, Алина Долгих...
За воспитание Алины, кстати, мне дали звание заслуженного тренера России. Она сначала здорово играла в молодёжке, а потом стала чемпионкой мира и вместе со взрослой сборной.
Мои парни играли в командах мастеров — Юрий Шапка, Александр Левадин. Но с мужским гандболом у нас дела сейчас обстоят не очень хорошо.
И УПИ с ними. "Источник", "А-Элита", "Энергия" и другие российские клубы, которых больше нет
Он никому не нужен, причём об этом говорят прямо. Так было и до этого. Два года назад под Спартакиаду в Ростове-на-Дону сделали нечто вроде интерната для парней, но дело движется тяжело. Тот же Таганрог — в плане гандбола там что-то детям давали, но не присматривали за ребятами, не воспитывали. И они возвращались сюда.
Когда был директором, то начали отдавать детей туда, где дело движется, в другие регионы. Так и пошло. Сейчас в первенстве Ростовской области будут играть по четыре команды. А раньше за медали боролись с десяток!
— Но вы продолжаете работать.
— Хочу учить детей, у которых горят глаза. И я могу их научить. Они должны стать лучшими! Если мы бросим работать, гандбол загнётся. Твержу это другим в маленьких городах, сёлах... Если мы не найдём этих звёздочек, то кто? Мы должны работать вместе…
Сергей Макаров
Фото: vk.com/id676636829
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com