20 вопросов не о гандболе. Майя Петрова: «Я трудолюбивая, целеустремлённая и… не самая пунктуальная»
Многие начинают с понедельника новую жизнь, а БЦ сегодня открывает новую авторскую рубрику. Первая героиня — легенда клуба "Ростов-Дон", олимпийская чемпионка-2016.
Такой Майю Петрову вы наверняка ещё не знаете!
Чем бы вы занимались, если бы не гандбол?
— Ох, ну и вопрос! Наверное, всё равно моя жизнь была бы связана со спортом. В детстве и плавала, и в баскетбол играла… Мне нравилось. А вот бизнес не привлекает. Такой опыт уже был, открыла в Ростове фреш-бар, потом кофейню. Года через два поняла — не моё. Слишком тяжёлый груз, который не доставляет удовольствия. Поэтому с коммерческой деятельностью завязала.
Как же пришли к бизнесу?
— Изначально мне помогла Арина, сестра. Взяли за основу идею ПП — правильного питания. Свежевыжатые соки, смузи, фрукты в стаканах, гранола, десертики, всё без сахара… В Европе это пользуется огромным спросом. Там люди внимательно относятся к собственному здоровью, стараются использовать в рационе как можно больше полезных продуктов. Вот мы и открыли фреш-бар, который назвали "7 Cups".
Первая точка — в торговом центре. Рядом с попкорном, чипсами и колой... Через год у нас появилась своя кофейня. Но это отнимало очень много времени. Плюс ковид, пандемия. Всё встало. Трудно было удержать и продавцов, и хорошего бариста. Дальше я забеременела и поняла, что скоро мне уже точно будет не до бизнеса. Когда продала, прямо гора с плеч свалилась. Но в любом случае это был интересный и полезный этап в моей жизни.
В итоге в минусе?
— Нет. Остались при своих. ПП — это здорово. Но в России — дорогое удовольствие. Цены-то на импортные фрукты постоянно растут.
Для нас большим подспорьем было то, что на домашних матчах ростовской команды фреш-бар перемещался во Дворец спорта. В фойе соки и ПП-шные десерты разлетались на ура. Выручка была приличная. Жаль, игры там проходили не чаще двух раз в месяц.
Через какие ошибки в бизнесе вы прошли?
— Лишний раз убедилась в мудрости фразы — "договариваться надо на берегу". И не на словах — на бумаге, где всё будет четко прописано. А ещё правильно говорят: нельзя затевать бизнес с друзьями или роднёй. Закончится тем, что станете врагами.
Начинали-то мы с сестрой. Взялась она за дело с азартом. Но он быстро испарился. В какой-то момент отношения накалились. Саша, мой муж, вообще с Ариной был в контрах, я оказалась меж двух огней. Дома постоянно вспыхивали скандалы. Полгода в этом плане были очень тяжёлые.
Затем сели, поговорили. Решили, что дальше пойдём разными дорогами, вместо Арины отыщем человека, который будет выполнять её обязанности. Зато сохраним нормальные отношения. Это важнее любого бизнеса.
С мужем Александром и сестрой Ариной
Знакомый футболист открыл ресторан. Установил скрытые камеры и был поражён масштабом воровства. Потом рассказывал: "С каждого помидора, с каждой морковки что-то пытались украсть. Списать". Вы тоже столкнулись?
— Ну… Скажем так — приходилось в людях разочаровываться. За всеми-то не уследишь. К тому же фрукты быстро портятся, практически ежедневно что-то списывается. Нахимичить легко.
Если нашёл честного, чистоплотного продавца, нужно за него держаться. Лучше чуть-чуть переплатить, но не устраивать текучку.
В то же время надо понимать, что любой человек хочет расти, развиваться, он не будет всю жизнь продавать сок в торговом центре или работать бариста в маленькой кофейне, где нет особых перспектив.
У вас три сына. Сколько им лет?
— Артёму — 14, Дмитрию — 8, Арсению — год и четыре месяца. Старшие обожают футбол, занимаются в академии "Ростова". Причём оба — вратари.
С сыновьями Дмитрием, Арсением и Артёмом
Высокие ребята?
— Артём уже меня перерос! 180 сантиметров! У меня — 177. У него и размер обуви больше, чем у папы и мамы — 43-й. Похоже, это не предел.
Дима тоже не маленький. У нас есть одежда, оставшаяся от Артёма. Так в первом классе Димка носил рубашки, которые старший брат надевал в третьем!
Вы-то футбол любите?
— Ну а куда деваться? Дома по телевизору один футбол. И на первом этаже, и на втором… Когда на машине везу мальчишек на тренировку, они тоже смотрят футбол — уже в смартфоне.
Кумир Артёма — Джанлуиджи Буффон. Знает о нем всё-всё-всё. Взахлеб прочитал его мемуары. А для Димы под влиянием папы, выпускника футбольной школы московского "Динамо", голкипер номер один — Лев Яшин.
Александр, ваш муж, в прошлом вратарь?
— Нет-нет, защитник. Играл во второй лиге за "Пресню". Из-за травмы колена рано закончил карьеру, теперь работает детским тренером. Познакомились мы в Москве. У меня там подружка, бывшая гандболистка. Как-то пригласила в гости. Она тогда училась в Малаховке, в институте физкультуры. Мы пришли посмотреть, как её однокурсники в футбол играют. Одним из них и оказался Саша.
Он в тот момент был травмирован, сидел вместе со мной на трибуне. Ну и закрутилось. Обменялись телефонами, целый год созванивались, переписывались. Потом я приехала в Москву, встретились — и уже не расставались. В прошлый четверг, 9 июня, отметили годовщину свадьбы — 16 лет.
Александр Петров
Какое качество в мужчинах вас особенно раздражает?
— Безответственность. И это не про Сашу. Он никогда не был разгильдяем. С первой же встречи почувствовала, что с ним и надёжно, и легко. В общем, нашла свою половинку. Расписались мы 2006-м, в Москве, а через год в моём родном Волгограде повенчались.
Уходящая фигура. Майя Петрова: "Олимпиаду перенесли, а я откладывать финиш не стану"
Какую черту в самой себе подкорректировали бы?
— Я нерешительная. Прежде чем отважиться на какой-то шаг, долго думаю, анализирую, взвешиваю все за и против. Вроде бы не так уж плохо. Но такая медлительность меня саму порой начинает раздражать. Понимаю, что иногда нужно быстрее принимать решения.
В этом смысле Саша — полная противоположность. Он как спичка. Хоп — и ответ готов. А я никак не могу отбросить сомнения, сижу, терзаю себя, мужа…
Последние большие сомнения в вашей жизни?
— Не буду раскрывать все карты, поскольку никаких бумаг пока не подписывала. Но если ничего не сорвётся, в июле приступлю к работе, которая, разумеется, связана с гандболом. С одной стороны, мне и хотелось выйти из зоны комфорта, попробовать себя в новой роли. А с другой, по сей день продолжаю размышлять: правильно ли я поступаю? Не поторопилась ли? Может, ещё немножечко надо было посвятить время себе?
Кем работать им тогда? Менеджеры, преподаватели и медики — профессии, которые выбирают гандболисты
Ну а пока с Надей Муравьёвой, моей подругой, при поддержке Федерации гандбола России организовали в Подмосковье лагерь для девочек 2008, 2009 и 2010 года рождения. Первый сбор — с 14 по 23 июня на базе парк-отеля "Горизонт".
Помимо меня и Нади с юными гандболистками будут работать Анна Васильева (теперь уже по мужу — Сидоричева) и её супруг Александр, тренер по физподготовке. В Европе такие лагеря очень популярны. А в России это первый подобный опыт.
Гандбольный детский лагерь — впервые в России. "Цель — дать импульс для работы на весь будущий год"
С Надеждой Муравьёвой
Евгений Кафельников говорил мне когда-то: "Не переношу блондинок и коньяк". Чего не любите вы?
— Беспорядок. Мы живём в загородном доме, стараюсь, чтобы там всегда было чисто. Дети, естественно, помогают. Артём пылесосит, Димка моет полы.
Ещё не люблю колу. И недосып. На сон мне нужно минимум пять часов. Если получилось меньше — всё, день потерян! Как раз поэтому ненавижу ночные рейсы. А в клубе их часто практиковали, поскольку за границу добирались через Москву.
Что касается коньяка, то его уже лет сто не пила. Предпочитаю белое вино. По молодости нравилось полусладкое — "Киндзмараули" и "Алазанская долина". Теперь только сухое.
Бывало весело. Для чего Яну Лесли понадобился крымский военторг
Сколько у вас татуировок?
— Одна. В 2016-м на Играх в Рио после победы над Норвегией договорились с Аней Сень, Владой Бобровниковой и Мариной Судаковой: "Если в финале побеждаем Францию, набиваем олимпийские кольца". У Ани, Влады и Марины к тому времени уже были татуировки. У меня — нет. Но ничего, раз пообещала — вернулась в Ростов и сделала.
А где?
— На правом запястье. Марина — на левом, она же левша. Аня — на предплечье. А Влада — на спине. Рисунок у всех одинаковый. Олимпийские кольца и надпись — Рио-2016. Но больше татуировки делать не буду. Одной вполне достаточно.
Вы разные автомобили пробовали. От какого постарались избавиться быстрее всего?
— Такого, к счастью, не было. Я все свои машины любила. Первая – Hyundai Getz. Классная машинка, небольшая, очень удобная. Через год, когда родился Артём, купили Hyundai i30. Потом пересели на Hyundai Santa Fe. В 2016-м после победы на Олимпиаде мне подарили BMW X6, до сих пор на нём езжу. А у мужа — Kia Sorento.
Какой фильм из недавно увиденных вам очень понравился?
— "Движение вверх" и "Богемская рапсодия". Смотрела раза три. Восторг!
А какую картину точно не будете пересматривать?
— "Груз 200". Фильм своеобразный, тяжёлый, вгоняет в депрессию. Неделю от него отходила.
Последняя прочитанная книжка?
— Люблю книги по саморазвитию и психологии. С большим интересом прочитала "Обними меня крепче" Сью Джонсон, "Атомные привычки" Джеймса Клира, "НИ СЫ" Джен Синсеро.
Из художественной литературы нравятся романы Джоджо Мойес. Лёгкое чтиво. А раньше была фанатом серии про Гарри Поттера. Хотела к этим книжкам сыновей приобщить, но ни с Артёмом, ни с Димой не срослось. Теперь вся надежда на младшего.
Пловчиха Юлия Ефимова как-то сказала: "Я вредная, вспыльчивая, упорная". А вы найдёте три слова, чтобы так же, по-честному, охарактеризовать себя?
— Я трудолюбивая, целеустремлённая и… И непунктуальная! Пожалуй, это мой главный недостаток. Пытаюсь с ним бороться, но пока не очень-то получается.
Александр Кружков
*обозреватель СЭ — специально для БЦ
Фото: личный архив Майи Петровой
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com