«На площадке не думаю о возрасте». Денис Кривошлыков — о спортивном долголетии и успехах «Дворца»
В российском гандболе бывают и такие киношные сюжеты: олимпийский чемпион и в 50 лет выступает на высоком уровне, забрасывает, как в молодости, и доходит с клубом до 1/4 финала Кубка.
Мужская и женская команды "Дворца" стали настоящими открытиями российского сезона. Столичные коллективы впервые приняли участие в розыгрышах Кубка страны и сразу добрались до четвертьфиналов. Мужчин в шаге от попадания в "финал четырех" остановил краснодарский СКИФ.
Одним из лидеров "Дворца" не только в плане опыта, наград и заслуг, но и в части игры является правый крайний Денис Кривошлыков. Олимпийский чемпион завершил профессиональную карьеру в 2012 году в возрасте 41 года, но на протяжении всех десяти лет после этого не оставался вне игры, участвуя в соревнованиях различного уровня — от любительских до ветеранских. А в 50 лет он сыграл в двух официальных матчах Кубка России против команд Суперлиги, проведя на площадке больше 80 минут. И при этом забросил пять мячей!
Мы попытались узнать у Дениса Ивановича секрет спортивного долголетия, но начали с последних удивительных событий.
— Какие задачи стояли перед "Дворцом" в Кубке России?
— В этом сезоне мы выступаем в трех турнирах. В чемпионате Москвы больше играет молодежь, в первой лиге и Кубке уровень серьезнее, поэтому и настрой соответствующий. Задача у нас всегда одна — побеждать, потому что мы профессионалы, причем игравшие на высоком уровне. Не можем просто отбывать номер на площадке, должны демонстрировать опыт. Ведь молодые соперники смотрят на нас, чему-то учатся. Надеюсь, наш пример поможет им расти.
Конечно, физически мы не так сильны. У нас всего две тренировки в неделю, и то кто-то может пропустить их из-за занятости. Я, например, тренируюсь один раз.
По опыту могу сказать, что идти по турниру стоит от матча к матчу — надо выиграть один, потом настраиваться на следующий. Мы не могли знать, что встретимся с командами Суперлиги. Сначала играли с соперниками из первой лиги, затем попали на представителей высшей. Тяжело бороться с командами, в которых гандбол является работой и игроки тренируются каждый день. Однако если бы за пару недель до матча со СКИФом мы вошли в привычный для профессионалов тренировочный режим, думаю, смогли бы победить. Молодые краснодарцы нас просто "перебегали". Физическая форма — важный фактор.
Сергей Горбок: "В игре со СКИФом установил свой антирекорд: 3 из 15. Но все равно ощущение: вау!"
— Могут ли успехи обеих команд "Дворца" в матчах с представителями Суперлиги говорить об общем уровне гандбола в элитных дивизионах?
— Конечно. Понятно, что уровень чемпионата России отличается от европейского. И в женской, и в мужской Суперлигах высоким стандартам соответствуют несколько команд. С тем же ЦСКА нам пришлось бы сложнее. Но мы играли со второй шестеркой, где ребята не такие опытные. Там есть и 30-летние гандболисты, но выступали они только в Суперлиге. После перехода в команду мастеров спортсмен должен расти, соперничая с сильными. Но о каком росте можно говорить, если сильных клубов у нас не так много? Я всегда говорил, что для сборной будет хорошо, если наши гандболисты станут уезжать в Европу.
— Именно по этой причине в свое время вы и перешли из ЦСКА-"СпортАкадема" в "Адемар". В чем главные отличия между чемпионатом России тогда и сейчас?
— В то время сохранялся более профессиональный подход игроков, которые прошли советскую школу. Было понимание, что это работа, за которую ты получаешь зарплату, что должен выполнять ее соответствующе. Даже сейчас на любительском уровне мы играем с ответственностью за результат.
— За какие места боролся бы "Дворец" в Суперлиге?
— Ясно, что мы, опытные игроки, способны помочь команде в отдельных матчах, но держать уровень в таком возрасте целый сезон сложно. Если бы мы тренировались каждый день, наверное, могли бы претендовать на попадание в первую шестерку.
Четвертьфинал Кубка — отличный результат. Уж если мы, что называется, впряглись, то надо оправдывать ожидания. Теперь хотим попасть в тройку в первой лиге.
— Наверняка на тренировках не обходится без дружеских подколок по поводу вашего возраста...
— Если только иногда. Но у нас по жизни так. Столько лет знаем друг друга, играли вместе, поэтому шутки внутри коллектива — привычное дело. Тренировочный процесс у нас на профессиональном уровне — разбираем соперников, устраиваем просмотры, со всей серьезностью выполняем упражнения, отрабатываем комбинации.
— Если бы 20-летний Денис Кривошлыков проиграл в официальном матче команде, составленной из ветеранов, пусть и заслуженных, он злился бы на себя, что не смог победить "старичков", или отметил, что уступил мастеровитым соперникам?
— Оба варианта имеют право на жизнь. С одной стороны, не так обидно было бы проиграть опытным гандболистам, а с другой — да, злился бы, что уступил гандболистам, которые уже давно закончили и физически слабее. Эта злость должна быть, при любом поражении необходимо анализировать его причины. Спортсмены, которые выполняют работу над ошибками, ставят цели и идут к ним, обязательно их достигнут.
— После ухода из "Адемара" вам предлагали продолжить карьеру в России?
— Были варианты, но надо уметь вовремя закончить. На своей четвертой Олимпиаде я играл в 37 лет. Понятно, что с возрастом держать уровень на нескольких фронтах тяжело. Можно было, конечно, еще год-два поиграть, но мы же понимаем, что профессиональный спорт не способствует сохранению здоровья. Даже сейчас мы вроде бы играем в удовольствие, но с командами из высшей лиги и Суперлиги приходится реально тяжело.
В Испании после "Адемара" продолжал выступать за ветеранскую команду клуба в чемпионате страны. Некоторые говорят, что первенство Москвы тоже турнир ветеранский, но это не так. Соревнование у нас любительское, ведь с нами играют молодые ребята из спортшкол.
— На площадку вас заставляет выходить любовь к гандболу?
— Безусловно! А еще хочу поддерживать себя в хорошей физической форме. Тело любого профессионального спортсмена привыкает к нагрузкам, резко заканчивать нельзя. Также раз в неделю играем в футбол с ветеранами спортивного клуба ЦСКА.
Продление молодости? Когда я выхожу на площадку, не задумываюсь о возрасте. Меня даже останавливают, говорят играть аккуратнее: мол, сильно завожусь. Эластичность мышц уже не та, а тело привыкло выполнять все на автомате. Из-за этого в первый год в чемпионате Москвы получил надрыв мышцы. Возраст берет свое. Даже тренируясь каждый день, не достигнешь должного эффекта, как это было раньше.
— Секреты вашего спортивного долголетия — генетика и профессионализм?
— Генетика действительно немаловажный фактор. С самого детства я хорошо бегал и прыгал, выигрывал различные соревнования, что было возможно не только из-за упорных тренировок. В дальнейшем хорошая генетика отразилась в весе: из отпуска все обычно возвращались с прибавкой, а я — наоборот. Всем казалось, что я там совсем не ел. Если природа не наградила хорошими генами, то добиться чего-то можно только упорным трудом и профессиональным подходом к делу. Кстати, еще одним важным фактором является режим.
— Чем занимались ваши родители?
— Папа — военный, долго служил в армии, сейчас на пенсии. Мама — старший инженер. Я не из спортивной семьи, но родители с ранних лет занимались со мной спортом: мы вместе играли в футбол, ходили на лыжах. Я же из Кунцева, рядом было много секций, которые посещал. В военной семье были порядок и дисциплина, это также помогло мне в спорте.
— По ходу карьеры задумывались, как ее продлить?
— Нет, специально ничего не читал, за питанием пристально не следил. Самое важное — профессионально относиться к своему делу. Также надо чувствовать прогресс. Если замечаешь, что развитие останавливается, нужно менять обстановку, чтобы оставаться на уровне, попадать в сборную. Поэтому я и переехал в испанский чемпионат, который на то время был одним из лучших в мире.
— Позиция крайнего — довольно энергозатратная, и оставаться на высоком уровне именно угловым тяжелее. Или в большей степени все зависит от спортсмена?
— Думаю, зависит от игрока. На самом деле любая позиция энергозатратна, каждый выполняет свой объем работы. Даже вратари довольно активны в игре, пусть мы и шутим, что они могут на перекладину поставить чашку, отбить бросок и во время атаки выпить кофе.
— Когда Павел Сукосян в 50 лет играл в Суперлиге, вы не задумывались, что в будущем сможете так же?
— Во-первых, я не удивился игре Павла. Он — профессионал до мозга костей. К тренировочному процессу подходил максимально серьезно, именно поэтому достиг больших высот в спорте, стал олимпийским чемпионом. Во-вторых, когда закончил карьеру, уже не думал, что буду выступать на высоком уровне. Это слишком тяжело не только физически, но и психологически — нужно подтверждать свой уровень, соответствовать званию олимпийского чемпиона. Даже сейчас мы серьезно настраиваемся на игры, как и раньше, есть волнение.
— До какого возраста вы хотите продолжать теперь уже любительскую карьеру?
— Не задумываюсь. Хочется все-таки больше играть в спокойном режиме. Но и без адреналина нельзя, его дают первая лига и Кубок России. В чемпионате Москвы также есть неплохие соперники. Побить рекорд Сукосяна? Не вижу смысла. Боязни нет, но физически, повторюсь, уровень Суперлиги держать трудно. Иногда после матчей несколько дней ломит тело — это вызывает дискомфорт. Достаточно просто чувствовать, что мышцы нагрузились.
Однако непрофессиональным спортом заниматься надо. Моему папе в прошлом году исполнилось 80 лет, он каждый день ходит по 5-6 километров, в том числе на лыжах. Но при этом не заявляется на "Лыжню России" ради того, чтобы поставить какой-то возрастной рекорд, не добившись в гонке успеха.
Годы и природу все равно не обманешь. Например, когда бегаем кросс с сыном, начинаем в одном ритме, но потом он ускоряется, а я продолжаю в своем. Как-то решил показать, что еще молод, поддержал его ускорение, но случился перегруз. В любом возрасте важно оставаться в хорошей физической форме и вести здоровый образ жизни.
Николай Спирчагов
Фото: пресс-служба "Дворца"; Дмитрий Марочкин
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com