Виктория Борщенко: «Если женщине что-то запретить, она непременно захочет это попробовать»
Недавно в Москве завершились тренерские курсы "EHF Master Coach", где вместе с наставниками сборных и клубов Суперлиги занималась гандболистка "Ростов-Дона".
Мы не могли пройти мимо такого незаурядного события и расспросили Викторию Борщенко о возможном начале карьеры тренера.
Звездный слет в Москве. "Master Coach" и все-все-все... Плюс маэстро Платонов
— Это мои первые тренерские курсы. Давно искала возможность получить необходимые знания и документы для старта тренерской карьеры. Все подобные мероприятия проходят в основном в Европе в разгар сезона, поэтому грех было не воспользоваться таким классным шансом. Руководство и тренерский штаб "Ростов-Дона" пошли навстречу и отпустили на учебу в Москву.
Как действующая гандболистка я все-таки привыкла к двухразовым тренировкам, поэтому полторы недели получать информацию с десяти утра до шести вечера было непросто. После занятий отправлялась на тренировку, а затем выполняла домашнее задание. Пару раз заканчивала только часам к двум ночи. Но было очень интересно, пообщалась с тренерами. Первые дни находилась под большим впечатлением.
— Что было самым интересным?
— Познавательными стали выступления двух спикеров от ЕГФ. Они рассказали о новшествах в тренировочном и игровом процессах, месте статистики в подготовке игроков, а также об общем развитии гандбола. Выступал и Евгений Тимирбулатов. Он рассказывал о своей практике, а я вспоминала, что через все это мы прошли вместе, когда он трудился в Ростове. Вообще было интересно слушать именно о самой игре, ведь сейчас в большинстве клубов есть профессиональные тренеры по физподготовке.
Евгений Тимирбулатов: "В моем приходе в гандбол виновата любовь"
— А какое самое главное новое знание?
— У "Ростова" было много тренеров-иностранцев, и у всех разный и интересный подход. Мне очень повезло поработать с ними, от каждого что-то почерпнуть. Когда немецкий специалист от ЕГФ говорил о новшествах, кто-то из наставников внимательно слушал, а я думала и вспоминала, что в "Ростове" мы так уже давно делали, и это было круто. Но некоторые нюансы все равно взяла на заметку.
— Когда у вас появились мысли о тренерстве?
— Всегда было интересно. Я даже окончила магистратуру Львовского университета физической культуры. Гандбольную карьеру начинала разыгрывающей, потом меня перевели на левый край, и уже Амброс Мартин вернул в центр. Ян Лесли и Амброс отмечали мои способности и спрашивали, не думаю ли стать тренером. Было приятно, начала задумываться об этом.
С приходом европейских специалистов начинаешь смотреть на процесс подготовки иначе. Они просят больше анализировать игру, тщательнее разбирать соперников. Настраиваясь на матч, моделируешь эпизоды, думаешь, как сыграть лучше в той или иной ситуации. Мне понравился такой подход. Для иностранцев очень важна коммуникация между тренером и подопечными через разыгрывающую, которая, словно дирижер, управляет действиями команды на площадке. Благодарна Яну и Амбросу. Можно сказать, они помогли определиться с выбором.
— Каким видите начало тренерской карьеры?
— Не загадываю — время покажет, как все случится. Амброс говорил, что если хочу стать тренером, то должна преподавать у детей. Я попробовала, но совмещать с игровой карьерой трудно. Конечно, все хотят работать со взрослыми, в первой команде, на элитном уровне. Но если тренируешь детей или юношей, то можно увидеть, как они прогрессируют, а это результат твоей работы. Очень интересный процесс.
Наставница для девочек из дубля? Нет, просто помогаю им советами. Помню, в молодости поддержка от опытных игроков точно имела большое значение. Важно помочь юным гандболисткам почувствовать уверенность, помочь, к примеру, забросить первый мяч в их дебютном матче.
— Каким будете тренером?
— В моей карьере были разные наставники. Сейчас все работают по-другому — важны коммуникация между игроками и тренерами, доверие, поддержка. Конечно, наставник должен быть строгим, но в меру. Повторюсь, опыт, полученный от работы с иностранными специалистами, колоссальный. За это время сделала много выводов, как надо и как не надо работать.
— В наших ДЮСШ не приветствуют проявлений красивой игры, из-за чего большинство гандболистов не способны действовать нестандартно. Вы явно не входите в их число. Как в этом плане будете работать с молодежью?
— Я тоже через такое проходила. Говорили: "Вик, не надо этих подкруток". А если женщине что-то запретить, то это засядет у нее как идея фикс, и она непременно захочет попробовать. Конечно, в гандболе все жаждут побед, но такие яркие элементы обязательно должны быть. Их надо развивать, поэтому собираюсь над этим работать.
В то же время важна командная дисциплина. Игроки обязаны знать, что делать в той или иной ситуации. Красивые неожиданные комбинации проходят, когда в тебя верят и не запрещают их, но только при условии, что команда понимает, как нужно действовать. Поэтому важны общение и доверие.
— За последнее время что-нибудь изменилось в ваших отношениях со сборной Украины?
— Сменился тренер, Виталий Андронов летом разговаривал со мной. Я всегда готова играть за сборную, но на ставку меня до сих пор не вернули. Я опытная гандболистка и, как любой игрок, хочу защиты, страховки.
Николай Спирчагов
Фото: пресс-службы ФГР, "Ростов-Дона"
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com