«В их детских сочинениях есть строки об олимпийском пьедестале». Первый тренер сразу двух игроков сборной
В этом милом тексте прекрасно все. Интервьюер — Надежда Муравьева. Собеседник — Анна Сидоричева (Мухина). Главные герои — ее воспитанницы Полина Ведехина и Антонина Скоробогатченко.
— Анна, как сложилась твоя карьера игрока? И каков он — путь до звания самого молодого заслуженного тренера России по гандболу?
— Не так просто вообще было ворваться в этот водоворот, но упорным и настойчивым воздается. На урок физкультуры в 101-й школе отдаленного района Волгограда пришел тренер Владимир Федорович Чивиков. Увы, впоследствии он разбился в автокатастрофе (Владимир Федорович также является первым тренером автора текста — прим. БЦ).
Он зашел в школу аккурат к уроку, но зал был заперт изнутри. Конечно, инициатором проделки была я, шебутная и активная, можно сказать, пацанка. Мы всегда запирались, чтобы играть в футбол и баскетбол с мальчишками, в то время как другие просто прогуливали физкультуру. Дверь мы все же открыли, и тренер сказал, что мне срочно нужно быть в команде, пусть девочки там и старше на год-два.
Это было самое крутое предложение. Естественно, первым делом сообщила о нем маме. Однако уперлась в отказ. Она мастер спорта по художественной гимнастике. И, конечно, была знакома со всеми перипетиями большого спорта. Вот и выпалила мне категорическое "нет".
Азарт разгорался, и я пошла к инстанции номер два — отцу. С жалобами на препоны с маминой стороны и словами о непреодолимом желании заниматься гандболом. Он решил вопрос просто — пришлось прибегнуть к хитрости.
Пользуясь теплым временем года, Владимир Федорович проводил тренировки в соседнем парке "Русь". Папа сказал, что мой вариант — брать ролики или велосипед и мчать туда, а маме сообщить, что пошла гулять. И так я проходила на занятия месяц. К первым соревнованиям мы уже поставили маму перед фактом. Вот так мне пришлось прорываться.
В дальнейшем стала капитаном команды и вместе с ней пережила трагическую утрату нашего любимого тренера. Хорошо помню, как, подойдя попрощаться с ним, сказала: вы будете гордиться мной... Наш коллектив перешел в сформированную Любовью Сидоричевой команду 1984 года рождения. Было сложно вливаться, особенно понимая, что мы отстаем технически. Пришлось и тут проявить характер. Я просто сказала себе, что не отступлю с пути. И не свернула.
Оказавшись на первом сборе с "Аквой" на знаменитом острове Голодный, вместе с поддержкой от ведущих игроков получила и хлесткие прозвища и характеристики от наставников. Левон Оганесович Акопян назвал "солдатом". А Вячеслав Владимирович Кириленко говорил, что я, видимо, выйду замуж за гандбольный мяч.
Дальше пришлось еще сложнее. Конкуренция на левом краю в клубе Суперлиги была запредельной. Тезки Ольги — Хабибулина, Антипина и Крыкова — составляли отличный костяк мощной команды. Мне просто не хватило времени дорасти до их уровня.
Случилась и нелепая травма. По молодости и, возможно, от того же невероятного рвения на тренировке, не разминаясь, пошла бросать с позиции и серьезно подвернула голеностоп. Затянувшееся восстановление сразу откинуло меня назад. В команду уже подключали других молодых игроков, минуя наш возраст.
Многие разъехались, но мой упертый характер, видимо, был расценен как тренерский талант. От отъезда из Волгограда наставники меня отговорили и вместо этого предложили в 20 лет набрать в своем районе девчонок. В отъезды Любови Петровны меня стали подключать в качестве помощницы Ирины Станиславовны Фроловой.
— Как Полина и Тоня попали на гандбольную площадку?
— Первым моим набором стали игроки 1993 года рождения, младше меня всего-то на 9 лет, из родной 101-й школы в Жилгородке. Они заполнили зал целиком, и это было откровение. Поняла, что могу заинтересовать, и осталась там, где оказалась нужна.
Во время набора в лицее случилась невероятная история. Меня пустили только на урок на улице. Девчонки играли в "Вышибалы", носились за мячом, как угорелые. И в этой круговерти я увидела девчонку с широкой улыбкой, растрепанными косами и широко распахнутыми глазами. Запала в душу сразу…
На областных соревнованиях, где блеснула Полина Ведехина, подошел Акопян, который никогда не пропускал детские турниры и сказал: "Вот эту с косами держи, чего бы тебе это ни стоило". Стоило это и борьбы за явный гандбольный талант с музыкой, и борьбы с настойчивостью родителей Полины, которых страшил травмоопасный гандбол.
Но спрятать ее возможности было нереально, и потихоньку все приняли как факт, что она остается в спорте. Настойчивость и невероятно грамотное воспитание в семье позволили Полине совмещать и помощь родителям, и завершение обучения в музыкальной школе, и работу в гандбольном зале. Это уникальный ребенок, который никогда не отлынивал, не избегал никаких сложностей на площадке, выполнял все так, как было нужно. Кто-то мог позволить себе отдых, но не она.
Тоня же пришла ко мне в 5-м классе. Тренером, проводившим набор, была Ольга Александровна Рязанова. Мы с ней оказались единодушны: Тоне очень трудно было оставаться спокойной. Ее эмоции — это просто буря. Спасибо родителям, которые дали карт-бланш в работе, всячески помогали этой бурей управлять. Честно скажу, Тоне по полной досталось и кнута, и пряника.
— Чем выделялись будущие олимпийцы среди сверстниц?
— Наверное, харизмой. У Полины она была сумасшедшей — как и трудоспособность. Она всегда оставалась работать дополнительно тогда, когда другие уходили домой. Тоне сложнее было настроиться — просто потому, что она сверхэмоциональна. Но держались за идею обе — быть лучшими, быть на вершине... В их детских сочинениях есть строчки об олимпийском пьедестале.
— Для тренеров победы игроков — это мотивация? И как ты следила за Олимпийскими играми?
— По возможности отслеживаю и клубные матчи, и игры сборных, в которых есть мои воспитанницы. Мы всегда на связи. Но Олимпиада, конечно, стоит особняком. Осознание, что твои воспитанницы примут в ней участие, — это счастье до мурашек, до замирания сердца.
Было много волнений перед объявлением состава. Особенно в случае с Полиной. Те травмы, что преследуют ее, заставляли переживать и за нее, и за ее здоровье, и за ту мечту, которая являлась для нее маяком, но могла не осуществиться. В итоге, когда был объявлен состав в Токио, мы плакали вместе. Каждый игрок проходит через сердце и душу — и когда они на площадке, на площадке и ты.
Мои двери открыты для каждой, с кем работали и переживали как триумфы, так и неудачи. Ха, девочки знают об этом и наглядно демонстрируют на мой день рождения. Это семья — по-другому сказать не могу. Тренер помнит игрока всегда, помнит каждую улыбку, каждую слезинку, каждую маленькую победу и каждый громкий триумф. Просто не забывайте об этом тоже.
— Какой совет дала бы игрокам сегодня?
— Мы пишем с детьми планы и рисуем "лестницу успеха". Невозможно с первой ступени оказаться на десятой, и потому хочется пожелать всем, кто идет по своей лестнице, не забыть взять в дорогу целеустремленность, упорство, характер и мечту. А когда путь пройден — стоит обернуться и увидеть, кто смотрел на твое восхождение.
— Чем растрогали твои новые воспитанницы приехавшую в гости Полину?
— В ее графике сложно было найти время для встречи. Но Полина написала, что все-таки заскочит. Я подумала, как бы сама отреагировала на подобную новость, будучи тем самым ребенком, делающим первые шаги. Конечно, захотела бы увидеть такого человека, может, задать вопросы или просто поздравить. И я решила не ограничиваться нашей личной встречей, а пригласить Полину на тренировку к девчонкам 2007 года рождения. Воспитанницы сами придумали стихотворное поздравление, приготовили небольшие сюрпризы. Полина очень любит панд — была и такая игрушка. Ну а детские, светлые стихи прилагаю…
— Как умножить приток талантливых игроков в сборные? И в чем ты видишь проблемы для детских тренеров в России?
— Популяризация — это самый важный аспект. Да, с просмотром удачных матчей наших олимпийцев множится количество пришедших детей. Но так мы рискуем пропустить тех, кто Игры не видел. А потому важно, чтобы гандбол был частью школьной программы в России.
Мы до сих пор объясняем, что это за вид спорта, а при должных понимании и знаниях о нем через школы к нам целенаправленно будет идти больше детей, причем готовых. Для детского тренера, как и для ребенка, важно иметь в своем деле наставника. В волгоградской школе есть системность работы от первой до высшей ступени, она выстроена годами и держится на плечах большого количества тренеров — легенд местного спорта. Но так не везде.
Обучение тренеров и системность работы в городах присутствия гандбола были бы отличным подспорьем в подготовке высококлассных игроков. Помимо этого, до нас многих детей уже разбирают секции, которые производят набор раньше. "Baby-handball" тоже стал бы отличной практикой. Знаю, в Тольятти есть такое начинание, и это хороший знак.
— Кто из игроков, на твой взгляд, пополнит состав сборной в перспективе? В скором времени сверим прогноз с реальностью.
— Дарья Стаценко, Софья Васильева, Анна Верещак, Елизавета Дудкина, Екатерина Скивко, Юлия Баева, Ксения Закордонская. В молодежном составе Михаила Измайлова есть много игроков, которые в перспективе могут войти в состав сборной.
— Первый тренер — это...
— Фундамент, душа, родитель от спорта.
Надежда Муравьева
С
амые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":