Дарья Дмитриева: «В финале Олимпиады впервые в жизни почувствовала, что ноги не бегут. От слова «совсем»
Спустя неделю после окончания Игр в Токио капитан сборной России расставляет важные акценты в интервью БЦ: карьеру — на паузу до Нового года, серебро — в коллекцию ценных приобретений.
— Итак, как и Анна Вяхирева, ты все же решила приостановить карьеру...
— Эту тему обсуждали с гендиректором ЦСКА Эдуардом Акопяном еще до Олимпийских игр в Токио. Но тогда решили взять паузу до возвращения команды домой. В понедельник утром на тренировке вернулись к вопросу, еще раз все обговорили. Совместно решили, что я возьму паузу в карьере до конца 2021 года. Очень благодарна руководству клуба, что мне пошли навстречу.
— Почувствовала поддержку близких в этом вопросе?
— Конечно. Те, кто мне дорог, поддержали. Все в моем окружении прекрасно понимают, что эта Олимпиада далась особенно нелегко. Ни от кого не было негативной реакции. Понять позицию, например, Евгения Трефилова в принципе легко: человек переживает за развитие нашего гандбола в целом и за успехи главной команды страны в частности.
Сложно спорить с тем, что до уровня национальной сборной девочек нужно накатывать не один год. С другой стороны, мы же прекрасно знаем, что после окончания олимпийского цикла всегда происходят естественные изменения во всех командах — у кого-то их больше, у кого-то меньше.
В отличие от Ани Вяхиревой не могу сказать, что я очень сильно устала от гандбола и хочу уйти на неопределенный срок. Я прошу конкретную паузу — например, до Нового года. Чувствую, что отдых сейчас необходим. Хочется просто не ходить на тренировки, отойти от привычного ритма.
— Чего больше в твоем желании отдохнуть от гандбола: физической усталости или эмоциональной выхолощенности?
— Мне кажется, это в большей степени психологический вопрос. Конечно, в плане "физики" Олимпиада была на износ для игроков основной обоймы. Но мне пришлось очень тяжко прежде всего морально. Совершенно точно мои первые Игры — в Рио в 2016-м — дались во всех смыслах намного проще.
— Предположу, что причина измотанности не в одной Олимпиаде. Наверное, здесь, что называется, наслоилось одно на другое.
— Я так сказать не могу. После клубного сезона я точно была на подъеме. Все прекрасно понимают, насколько важно и круто для нас было выиграть финал чемпионата России у "Ростов-Дона". Плюс дошли до "финала четырех" Лиги чемпионов. И это в дебютный сезон в главном еврокубке! Супердостижения для нашего молодого клуба. Усталость была, но чисто физическая.
Важный нюанс в том, что после сезона не удалось нормально отдохнуть. В середине июня началась предолимпийская подготовка. Получается, этот отрезок длиной менее чем в два месяца вышел слишком энергоемким. Понятно, что любая Олимпиада высасывает из тебя все ресурсы, ты сама стремишься отдаваться процессу по абсолютному максимуму. Но здесь, наверное, сказалось, что мне уже не двадцать, как было пять лет назад. Неизбежно провожу параллели с тем, что происходило до и после Рио-2016, и понимаю, что сейчас все далось в разы тяжелее. В Токио впервые в жизни почувствовала, что ноги не бегут. От слова "совсем".
— Когда именно это произошло?
— В финале. В какой-то ситуации заменилась, села на лавочку, а потом поняла, что хочу побежать, но не могу. Действительно в первый раз за карьеру такое ощутила. Все знают: постоянно готова играть по 60 минут, обычно для меня это норма. Да и еще один матч следом отбегала бы — не проблема. А тут случилась совсем другая история.
В полуфинале с Норвегией ноги только начало сводить. После той игры прошла восстановление по полной программе, но этого оказалось недостаточно. Видимо, слишком велик был груз усталости, накопленный за все предыдущие матчи.
— Правильно понимаю, что на протяжении всего прошедшего сезона, в том числе на Олимпиаде, ты не вспоминала о тяжелой травме ахилла, которая выбила тебя из игры на сезон-2019/20?
— Тяжелым получилось начало сезона. Потому что чувствовала, что совсем не в форме. Говорю прежде всего об игровых ощущениях, они возвращались постепенно, и более или менее в порядке я была месяца через полтора-два. Набирала кондиции, возвращала навыки и привычки. А про сам ахилл не вспоминала с самого начала.
Единственное, на что он реагировал, — это смена покрытия, с паркета на тарафлекс и обратно. Огромное спасибо клубу за то, что меня оперировали в Швейцарии. Спасибо хирургу и, конечно, всем, кто был причастен к восстановлению — Елене Ефимовой, Игорю Степанову... Несмотря на всеобщий карантин, мы не прерывали работу, и она позволила так качественно восстановиться.
— После финального матча с француженками Вяхирева сказала тебе памятную фразу: "В финале мы сделали все, что могли"...
Анна Вяхирева: "Я хочу вернуться в гандбол, поэтому сейчас надо остановиться"
— Эти слова Аня произнесла, глядя в глаза, прямо там, на площадке. Конечно, это так. Весь турнир прошел для нас в постоянном жестком напряге. Расслабиться и получить удовольствие от того, что ты играешь на Олимпиаде, совсем не получилось. Было столько нервов и напряжения, и мы совершенно не понимали, как от этого избавиться.
В первых двух матчах — с Бразилией и Швецией — происходило непонятно что. Вроде бы и готовы были, и все разобрали в игре соперниц. Но выходишь на площадку — и полная растерянность. Как будто только взяла мяч в руки.
Разгром от шведок вернул нас в реальность. "Девочки, мы сгорели "-12" Швеции, вы чего вообще?! Никогда этой команде столько не проигрывали!" Дальше были и просмотры, и внутрикомандные разговоры, но сплотило в первую очередь понимание, что отступать некуда. Сказали друг другу: "Стоп! С этого момента играем нормально!"
Тренерский штаб устроил нам самостоятельный просмотр игры со Швецией. Посмотрели целый матч без участия тренеров уже после того, как прошел общий разбор наших действий. И это помогло. Мы смотрели и тут же обсуждали, кто, где и как должен сыграть.
Например, мы с Ксюшей Макеевой проговорили уйму важных нюансов по совместной игре в центре защиты. Все по очереди высказывались, остальные прислушивались. Каждая из нас вынесла максимальную пользу из этого просмотра. И все сошлось, все сработало.
— Дальше была серия из пяти победных матчей подряд. Что особо выделишь на этом отрезке?
— После Венгрии пришел черед игры с Францией, в которой победа была необходима нам кровь из носу. В том матче мне запомнилась наша защита. Она стала тем решающим фактором, который и принес важные два очка. И, конечно, имею в виду оборону в целом, а не только наше взаимодействие в центре с Макешей.
Перехваты Ани Вяхиревой — это просто блеск. Она маленькая, ей притапливаться нельзя, и как же здорово она защищалась активно! Или возьмем два перехвата той же Ксюши Макеевой в концовке, когда она "прочитала" передачи в линию.
Ну и отдельная история — это наши вратари. Как здорово отыграла концовку с француженками Аня Седойкина! Ну а с норвежками в полуфинале она просто божила!
— Вспоминаю заявления тренерского штаба еще на финальном этапе подготовки о том, что комплексная научная группа рассчитала все так, чтобы вы вышли на пик готовности к стартовым матчам в группе. По твоим ощущениям, когда случился этот пик?
— Для меня это произошло к третьей игре. До этого все было как будто в тумане. Тебе кажется, что бежишь быстро, а в реальности любая шведка обгоняла на двух-трех шагах. Ощущения так себе, честно говоря… А вот потом — постепенно, по нарастающей — пришло понимание, что подготовительную работу проделали не зря.
— Признайся, было ли для вас особым удовольствием повторить сценарий олимпийского Рио-2016 и снова обыграть норвежек в полуфинале?
— Меня очень разозлило сказанное Нурой Мерк накануне того матча. В ее словах "я ждала этого момента пять лет" прямо сквозило настроение норвежек, как будто они уже выиграли и прошли в финал. С чего вдруг? Ждала, ну вот и посмотрим! С такими мыслями я подходила к той встрече. А потом мы выиграли, и очень хотелось ответить в каком-нибудь интервью: "Ну извини, Нура, дождалась… Извини, пожалуйста".
Когда мы бурно радовались победе, кто-то нас одернул, чтобы мы не заставляли ждать расстроенных норвежек и поблагодарили соперниц за игру. Я подошла к Ториру Хергейрссону и показала ему: давайте отобьем "пятюню". Исландец посмотрел на меня с таким лицом, как будто я пришла поиздеваться над ним и его командой. Он начал что-то высказывать, и я поскорее ушла в сторону. Понятно, что все это было на эмоциях. Хергейрссон тоже очень хотел у нас выиграть. Обнялись только со Стине Офтедал и пожелали одна другой удачи.
— В финале Франция сыграла объективно сильнее. Есть что возразить?
— Очень много для француженок сделала основная линейная Полетта Фоппа. Она больше других игроков доставляла нам проблемы. При том что мы знали обо всех ее способностях. И ведь неплохо справлялись с ней в матче в группе. Предположу, что, будь у нас на один день больше на восстановление, финал мы выиграли бы. Но теперь об этом можно рассуждать только в сослагательном наклонении. Во втором тайме при ничейном счете 16:16 мы уткнулись в предел наших физических возможностей. Попросту говоря, сдохли. Наделали ошибок, а потом догонять с "минус 5-6" было крайне сложно.
— С течением времени эта серебряная медаль становится все более значимой и весомой для тебя?
— Это ощущение пришло еще тогда, когда мы прилетели домой. Никогда в жизни ничего подобного не видела. Нас встречали просто потрясающе: обычные люди стояли вдоль дороги, кричали и махали нам флажками. Откуда они вообще узнали, что мы поедем на автобусах с открытым верхом по этому маршруту?! Мы и сами не предполагали, как все будет происходить. Буквально до слез. Мы так кричали, когда в честь всех олимпийцев заиграл наш гимн, что я сорвала голос и, кажется, до сих пор хожу осипшая.
Серебряный подъем на Васильевский спуск. Как гандболисток чествовали на Красной площади
Олимпиада аукается в эти дни на каждом шагу. Маленький мальчик во дворе моего дома в Красногорске подошел и сказал: "Это же вы на Олимпиаде в гандбол играли? А я все ваши матчи смотрел. И болел изо всех сил". Это так мило.
Или вот только сегодня у своего косметолога была. Она прямо ошарашила: "Даша, а вы, оказывается, в гандбол играете! А мы на Играх все ваши матчи смотрели не отрываясь".
Артем Шмельков
Фото: пресс-служба ЦСКА; vk.com/rh.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com