Предвкушая Таганрог. Сергей Бебешко: «В моем понимании «испанская школа» — некая мистификация»
Нынешним летом у руля "Донских Казаков" должен стать харизматичный наставник с золотым олимпийским прошлым и репутацией одного из самых неординарных тренеров, которые "родом из СССР".
— Клуб из Таганрога официально анонсировал ваш приход еще в январе. Что мешало принять команду уже тогда?
— В подобном ключе вопрос поначалу и обсуждался. Желание руководителей "Донских Казаков" было именно таким. Но с учетом усложнения "ковидной" ситуации в Европе и очевидных сложностей с быстрым оформлением визы я предложил отложить начало сотрудничества до 1 июля.
Потому что принимать команду на ходу (например, в марте) было бы не совсем логично. Кроме всего прочего, мне необходимо было уладить в Испании некоторые семейные вопросы.
— Таким образом, ваш творческий простой после ухода из сборной Украины составит к лету полтора года. Что значили они в вашей жизни?
— Самое главное, что провел это время к кругу семьи — с женой и дочерью. В силу специфики тренерской жизни такое давно не удавалось на продолжительных отрезках.
Для нас, как, впрочем, и для всех на планете, стала шоком коронавирусная пандемия. Планировать что-то наперед в условиях локдауна было невозможно.
Хотя изначально я собирался возобновить профессиональную деятельность как раз нынешним летом. Честно говоря, ожидал, что борьба с пандемией к этому времени даст куда больше результатов. Увы, все по-прежнему выглядит неважно, по крайней мере в Западной Европе. Многие знакомые коллеги переболели ковидом разных форм сложности. По-прежнему велик риск заразиться, хочется его минимизировать и поскорее об этой угрозе забыть. Но, похоже, она не оставит нас в покое еще год-два.
Старался и из таких форс-мажорных обстоятельств извлечь прок. Окончил курсы ЕГФ "Мастер коуч" и обновил профессиональную лицензию.
— Где это было?
— Курсы были организованы под эгидой испанской федерации. Правда, по причине ковидных ограничений занятия проводились онлайн, в режиме видеоконференций. Учеба была серьезной. Выпускную работу готовил на испанском языке с переводом на английский.
— Какой была ваша тема?
— Она касалась психологии лидерства. Формирование личности вожака коллектива, его роль в спортивной команде, влияние на результат. Эти вопросы всегда были мне интересны и близки.
— Не так давно вы завершили процедуру оформления испанского гражданства. Чем был продиктован этот шаг?
— Он выглядел вполне логичным после 25 лет проживания в Испании. А продиктовали его в первую очередь профессиональные интересы. С украинским паспортом у меня неизбежно возникали бы дополнительные проблемы с оформлением на работу тренером в странах Евросоюза.
К сожалению, у Испании нет соглашения с Украиной об институте двойного гражданства, какие есть, к примеру, со странами Латинской Америки. Поэтому от украинского паспорта мне пришлось официально отказаться.
— Что теперь связывает вас с родиной в личном плане?
— В Новой Каховке живет отец, ему уже 92 года. Старший брат и его семья обосновались в Одессе. Только это.
— Российский адрес продолжения тренерской карьеры от вашей родины совсем недалек. Почему это именно Таганрог?
— Знаю, что в этом городе не первый год ищут тренера, готового решать амбициозные задачи, намеченные клубным руководством. В прошлом году велись переговоры с моим бывшим помощником в сборной Украины Николаем Степанцом. Но договориться не удалось, команду принял Роман Фитилев. Затем команда переходила из одних тренерских рук в другие.
Когда вышли с предложением на меня, заинтересовали стремление клуба к прогрессу, его смелые планы. Надеюсь, мой опыт поможет в реализации этого проекта. Чем-то подобным уже приходилось заниматься по прежним клубным адресам: в Минске, Запорожье, Бресте.
Важный для меня плюс — русскоязычная команда. Скажем, давний опыт работы во Франции и недавний в Румынии получились довольно сложными без досконального знания языка. Здесь же не будет проблем с постижением менталитета игроков, возможностью в деталях донести до них свои требования и взгляды. Школы постсоветских стран, где учились играть гандболисты команды, во многом схожи и мне близки. Это главные аргументы в пользу таганрогского предложения.
— Были и испанские?
— Сказать по правде, испанские варианты даже не рассматривал. В лиге ASOBAL, если взять в скобки "Барселону", теперь все очень плохо — и в экономическом плане, и по спортивным меркам. Пожалуй, сегодня это наименее сильный из европейских чемпионатов топ-уровня. Были варианты в других странах. Но у всех тех предложений не было такого сочетания возможностей и целей, какие обещаны в Таганроге.
— Но что-то в этом варианте должно и настораживать…
— Естественно. Клуб молодой, у него лишь второй сезон в Суперлиге. Вновь не удалось попасть в топ-8, идет игра в "группе спасения". У команды нет опыта боев в первой восьмерке — это нюанс негативный, накладывающий отпечаток на психологию.
Говорить предметно о деталях пока рано. Ведь все общение с Таганрогом было пока дистанционным — по телефону, в видеоконференциях. Сейчас в этом плане стало чуть проще — уже около месяца на месте работает мой будущий ассистент Игорь Раповец. Он знакомится со структурой клуба, определяет приоритетные задачи на ближайшее будущее.
С Игорем Раповцом
— Раповец в составе штаба — это…
— …мое условие. Мы долго работали с Игорем вместе и добились неплохих результатов. На мой взгляд, его порой недооценивали, воспринимали просто как моего друга-соратника. Но это далеко не все о нем. Это и отличный специалист, прежде всего в подготовке вратарей.
— Его функционал будет сужен до этой сферы?
— Нет. Он станет моим помощником на скамейке. На нем будет весь сегмент работы с видео. Примерно тот же набор обязанностей, что был в Бресте.
— У вас было время пусть и на расстоянии, но увидеть будущих подопечных в деле.
— Разумеется, наблюдал почти все игры "Донских Казаков" в этом сезоне. Скажу сразу, бывали и такие, где явно не хватало огня в глазах. Пока не понял, в чем причина. Возможно, это следствие частых поражений. Нужен принципиально иной командный дух. На мой взгляд, в есть избыток возрастных игроков, которым пора переходить на иной уровень.
— В какой степени команда изменится к вашему приходу и после него?
— Полагаю, в ней появятся семь-восемь новичков. Двоих клуб на минувшей неделе уже представил. Остальных называть пока не буду. Но речь о новобранцах примерно такого же уровня.
Замечу, что в Таганроге есть и неплохая местная молодежь. Она должна стать важной составляющей коллектива. Если формулировать общие подходы к комплектованию, то это будет подбор игроков по критерию бойцовских качеств, склонных к коллективной игре. Учитывается и фактор лимита легионеров.
— Объявленные легионерские подписания — Игорь Чуприна, Дейвидас Вирбаускас — реализация ваших инициатив?
— Селекционную работу ведем совместно с офисом клуба. Не суть важно, кто кого предложил. Если находим общий интерес к игроку, то берем курс на достижение договоренности. Сегодня непросто найти игроков, которые готовы ехать в российскую лигу. Необходимо убелить их в амбициозности проекта, профессиональной постановке тренировочного процесса. Для нас важно также владение кандидата русским языком. Потому что перекраивать рабочий процесс на англоязычный формат никто не собирается.
— В переговорах с владельцами и руководителями клуба звучат конкретные формулировки задач?
— Естественная и первостепенная из них — выход в плей-офф. Но я всегда ориентирован на максимум. Чем задача сложнее, тем интереснее. Стратегия всегда одна: продвигаться от игры к игре, нацеливаясь на победу в каждой. Нам была озвучена задача-минимум на следующий сезон — попасть в пятерку. Думаю, она решаема.
— Не тревожит тренерская текучка в клубе, предваряющая ваш приход?
— Буду выглядеть глупым, если отвечу "нет". Считаю, что в тренерской профессии необходимо рисковать и верить в то, что собираешься делать.
Контракт я подписал сроком на один год. Если в развитии проекта и реализации оговоренных целей не будет никаких проблем, пойдем дальше. Если они возникнут — не будет смысла продолжать.
С тренерской текучкой, требовательными руководителями, масштабными задачами и амбициями дело не раз имел. И это меня никогда не пугало. Если этого бояться, то лучше сразу устроиться в тихом месте и спокойно тренировать там детей.
— Не утихают "размышлизмы" о достоинствах испанской тренерской школы. Теперь появился формальный повод причислить к ней и вас. Стоит?
— Вопрос хороший. Если честно, все никак не могу уяснить содержание понятий "испанская школа", "испанский стиль". Никто не растолковал мне их суть. В моем понимании это какая-то мистификация.
Ведь не только испанские тренеры строят работу на коллективизме, знании теории, ориентации на ментальные особенности игроков. Разве что у испанцев личностным качествам придается значение куда большее, нежели всем иным игровым аспектам. Для испанского тренера необходима в команде группа из пяти-шести игроков, которые его полностью понимают и на которых можно опереться. Когда такого не было, мы видели примеры испанцев, которые приезжали и исчезали не солоно хлебавши.
Куда мне причислить себя? Как тренер я формировался действительно в Испании. Оканчивал там все профессиональные курсы, усваивал методики. Но использую и опыт игрока, накопленный в Испании, во Франции, в сборной СССР. Стараюсь все это соединить, найти оптимальное сочетание знаний и умений.
А вообще не важно, какой у тренера паспорт. Хороши все методики и системы, из которых вырастает победный результат.
Сергей Новиков
Фото: личный архив Сергея Бебешко; xsport.ua; пресс-служба БГК "Мешков Брест".
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com