Алена Ихнева: «Последний обстоятельный разговор с Трефиловым состоялся у меня в 2015 году»
Обладательница россыпи медалей в составе даровитой сборной девушек 1994-95 годов рождения уехала за границу в 19. В этом сезоне Алена практикует в Турции — в "Кастамону".
Женщины. ЧМ-2021. Квалификация. Плей-офф. Первый матч
Турция — Россия
16.04. Аксарай. Арена "Hasan Dagi Spor Salonu". Начало в 17.30 (мск).
Судьи — В.Буцкевич, Ю.Буцкевич (Беларусь).
Делегат ЕГФ — Исгандар Асгаров (Азербайджан).
Трансляции — "Матч! ТВ", ehftv.com.
Повторный матч — 20 апреля, Москва, волейбольная арена "Динамо", 19.30 (мск).
— Вообще-то я совсем не любительница интервью. Есть игроки, которые сами стремятся к общению с прессой, им это в кайф. Я же — ровно наоборот: обхожу вашего брата по дальней бровке. Честно говоря, в Турции представители СМИ особо и не докучали. А уж когда разговаривала с российским журналистом, с ходу и не вспомню.
— Ну, тогда отмотаем чуть назад, перенесемся в прошлое лето. Как ты оказалась в турецком "Кастамону"?
— В июне приехала домой в Тольятти, отдыхала в кругу близких и друзей. Тогда и написал агент, что мной интересуются в "Кастамону". Поначалу не была склонна принимать турецкое приглашение, вообще с трудом представляла, что когда-либо поеду играть в Турцию.
Постепенно стали изучать вопрос с агентом и поняли, что "Кастамону" предлагает хорошие условия, что в команду приходит известный тренер Хелле Томсен. Одной ехать было бы как-то некомфортно, а тут как раз выяснилось, что, помимо меня, турки пригласили трех россиянок. Так все и сошлось.
— И все-таки в чем был основной мотив перехода в "Кастамону"? Почему именно амбициозный клуб из Турции?
— Иные варианты тоже рассматривала. Но главное, что с точки зрения перемещений Турция намного удобнее для россиян, чем другие страны, есть безвизовый режим. Вскоре после перехода в "Кастамону" ко мне приезжали родители. Турция как будто между Северной Македонией и Россией. В Македонии у меня осталось очень много друзей и хороших знакомых после двух лет выступлений за "Вардар".
— Правда ли, что по ходу предыдущего сезона ты думала завершать карьеру? Если да, то какие на то были причины?
— Для меня главная проблема — долго не видеться с родными. Когда истощаешься психологически, то хочется элементарно от всего отдохнуть. Я вообще эмоциональный человек. Внутри бушуют страсти, но, как правило, на людях удается этого не показывать. Такие эмоциональные всплески заставляют задумываться, чем буду заниматься после окончания карьеры. С той ситуацией справилась и все внимание переключила на "Кастамону".
— Насколько в целом тебе комфортно в Турции — и в клубной, и в обыденной жизни?
— Турция — очень теплая во всех смыслах, доброжелательная страна. За этот сезон успела побывать во многих городах в самых разных частях Турции. Поняла, что Кастамону — намного более религиозный город, чем курортные точки. Это традиционно турецкое место. Из минусов — почти никто не говорит по-английски, примерно как в российских регионах.
Коснулась самым серьезным образом Турции и пандемия. Здесь все намного строже, чем в России. В масках необходимо передвигаться везде, даже на улицах, снимать их можно только дома. Иначе всегда рискуешь нарваться на штраф. С ноября по 10 марта при второй волне коронавируса было закрыто вообще все. Приходилось сидеть в четырех стенах — ощущения ниже среднего. В банки и другие учреждения пускали по одному-два человека, на улицах выстраивались длинные очереди, что напоминало советские или ранние российские времена. Как только начали все открывать, сразу резко стало увеличиваться количество заболевших.
Сейчас идет месяц Рамадан. Повсюду в религиозных местах большие скопления людей, и власти снова ввели разные ограничения. Например, без специального разрешения нельзя выходить из дома с вечера пятницы до утра понедельника. На улицах дежурит полиция и всех проверяет. Нас с девочками из команды выручает экипировка "Кастамону". Мы выходили в ней на улицу, и полицейские нас как будто не замечали.
— Кастамону представляется маленьким городом с нетипичной для Турции особенностью: он стоит не на море.
— Город тянется с севера на юг и на самом деле не такой уж маленький — около 300 тысяч жителей. Например, в хорватской Копривнице, где я два года играла за "Подравку", население примерно в 5-6 раз меньше. Из-за того, что Кастамону вытянут в сторону Черного моря, его северные окраины почти выходят к берегу. От моего дома до замечательного огромного песчаного пляжа час-полтора езды. Мы туда выбирались с мамой, когда она гостила у меня, и обе оказались в полном восторге.
— Насколько четко клуб выполняет контрактные обязательства? Про турецкие клубы, в том числе про "Кастамону", ходят разные нехорошие истории. Вот и Яна Ускова, которая сосватала тебя в команду, рассталась с ней не по-доброму.
— Мне не на что жаловаться, все оговоренные условия соблюдаются. Соглашение я подписала на год, а не по часто используемой схеме "1+1". В последних своих клубах поступала только так и ни о чем не жалела. Если будет взаимный интерес, контракт всегда можно продлить.
— Как повлияло на команду недавнее расставание с Хелле Томсен?
— С Хелле у нас сложились нейтральные отношения, и ее отставку восприняла двояко. Понятно, что мы не выполнили задачу выйти из группы Евролиги, а в чемпионате Турции почти не осталось шансов выиграть золото. По ходу сезона мы проиграли дважды. Причем, первое поражение умудрились потерпеть дома от команды из Анкары, которую незадолго до этого в "предсезонке" отвозили с разницей больше двадцати мячей.
Во второй раз уступили команде "Ялыкавак" из Бодрума. За нее выступает местная легенда 41-летняя Елиз Озел. Если "Ялыкавак" сам не допустит осечки, то станет чемпионом. Единственный трофей, который еще может взять "Кастамону", — это Кубок Турции. На ближайшей его стадии нам предстоит сыграть как раз с "Ялыкаваком".
Что касается слухов относительно строительства новой команды и приглашения именитого тренера на будущий сезон, с нами, игроками, никто из руководства не разговаривает. Чувствуется, что все очень разочарованы нынешним сезоном. И почти наверняка перестройка будет капитальная. По крайней мере, президент "Кастамону" настроен на покорение серьезных европейских вершин. Отсюда и многочисленные слухи, которых особенно много в балканских медиа.
— Видела ли хоть раз в деле сборную Турции?
— Нет, конечно! Насколько знаю, у нее и игр-то не было с 2019 года. Сейчас сборная Турции — это очень молодая команда. Бывший костяк — та же Озел или выступающая за "Кастамону" 38-летняя Серпиль Искендероглу — сошел с авансцены сборной, доигрывает по клубам. Думаю, что россиянки и в гостях, и дома должны выигрывать с преимуществом не меньше десяти мячей.
ЧМ-2021. Загадочные турчанки: тренер-совместитель, всего одна легионерка и полтора года без матчей
— Из "Кастамону" в сборную сейчас вызваны вратарь Мерве Дурду и крайние Элиф Айдын, Бейза Тюркоглу, Кюбра Сарикая. Что можешь рассказать о каждой из них?
— Все они довольно молоды и почти ровесницы: кому-то — 25 лет, кому-то — 24. Мерве — очень перспективный вратарь. Она азартна и эмоциональна и, если зацепит несколько бросков, может начать феерить. Про крайков "Кастамону" могу сказать, что у каждой из них есть свои игровые "фишки". Но о них перед матчами сборных, наверное, не совсем корректно рассказывать. Однако в целом они еще только начинают играть на серьезном уровне. В том числе в сборной.
— Кто сейчас главная звезда турецкого гандбола?
— Думаю, ей остается Елиз Озел. Ей за сорок, но она по-прежнему играет очень умно. В ее карьере были и македонский "Кометал", и румынский "Олтким". А ее игровой стиль я бы назвала похожим на стиль Ани Андерсен.
— В твоих пятничных планах случайно нет поездки из Кастамону в Аксарай, чтобы увидеть игру сборных?
— С удовольствием сгоняла бы! Но дело даже не в 400 с лишним километрах между городами. В связи с коронавирусной обстановкой нам элементарно запрещено выезжать из Кастамону. А так с огромным удовольствием повстречалась бы и пообщалась с давними подружками: Олей Фоминой, Дашей Самохиной, Лизой Малашенко, Катей Ильиной.
— Сформулируй свое нынешнее отношение к сборной. Стремишься еще попасть в обойму?
— Уже семь лет я играю в Европе. Много ли вы знаете примеров за последние годы, чтобы легионерки приглашались в сборную России? На память приходит только Аня Пунько, которую вызывали, когда была совсем бедовая ситуация с правыми полусредними. Ну и Полина Кузнецова времен ее выступления за "Вардар".
Из нашей классной "молодежки" Вячеслава Кириленко вышли Аня Вяхирева и Даша Дмитриева, Полина Ведехина и Лиза Малашенко. Но когда мы в ней только закончили в 2014-м, первыми в национальную команду прочили Дашу и меня.
Последний обстоятельный разговор с Евгением Трефиловым состоялся летом 2015 года до того, как мы поехали на победную Универсиаду в Корею. У меня как раз закончился первый год трехлетнего контракта с "Вардаром", в составе которого удалось сыграть в "финале четырех" Лиги чемпионов.
Евгений Васильевич всячески убеждал возвращаться. Я же говорила, что не могу нарушать договоренности и не подведу клуб и его владельца Сергея Самсоненко. Последний раз Трефилов позвал на сбор национальной команды летом 2017-го. Сочи, трехразовые тренировки, настоящая пахота… И после этого полная тишина.
Сейчас не чувствую нужды во мне. У тренеров сборной есть игроки, которые всегда на виду. На них они и ориентируются. Главной проблемой считаю чрезмерное использование талантливых гандболисток с самого юного возраста. Вот появилась яркая девочка — и начинают ее бесконечно затаскивать по сборным разных возрастов, подключать в главную команду страны.
Понятно, что молодой гандболистке все нравится: у нее многое получается, и она на все жертвы готова. Но тут как раз должен одернуть тренер, не дать загнать игрока. Последний яркий пример — Елена Михайличенко, для которой стремительное восхождение обернулось серьезной травмой. Дай бог, чтобы она вернулась еще сильнее.
Есть и примеры из сборной 1994-95 годов рождения, которая выигрывала медали каждый год: Полина Ведехина, Даша Дмитриева, Карина Павлова, Катя Баркалова, Катя Чернова (Литвинова) прошли через самые разные травмы. Была у нас очень яркая разыгрывающая Нелли Паньковиченко. Если бы позволило здоровье, по своему потенциалу она вполне могла играть сейчас в "Дьере". Но… "Кресты" на обеих ногах, операции. И Нелли вовремя остановилась, переключилась на "после гандбола". Это еще раз доказывает, что у человека светлая голова.
Нелли Паньковиченко: до и после ада. Судьба в двух частях
Если бы я в раннем возрасте не уехала из России, сейчас, вполне вероятно, уже и не играла бы.
— В череде выступлений за европейские клубы у тебя случились полгода в "Астраханочке" в 2017-м. Можно подробности?
— В Астрахань зазвал Геннадий Андреевич Лебедев. Царствие ему небесное, отличный был мужик. Тогда долго не раздумывала, прекрасно знала, в какой коллектив иду. К тому же захотелось быть ближе к дому после трех лет за границей.
Тренером "Астраханочки" тогда стал Георгий Заикин, и у нас как-то сразу не сложились отношения. Не стану утверждать, что во всем была права или что со мной легко работать. Но своеобразная манера, которую избрал наставник в общении, была для меня неприемлемой. Уже зимой нашла вариант — спасибо бывшей гандболистке "Астраханочки" Миранде Татари — и перебралась в хорватскую "Подравку". А вскоре там оказалась и Наташа Чигиринова.
— С кем из нынешней сборной России общаешься ближе других, если не учитывать тольяттинок?
— С Аней Вяхиревой постоянно переписываемся, все никак увидеться не можем. До сих пор с большой теплотой вспоминаю нашу спонтанную поездку в Барселону всего на три дня после того, как выиграли Универсиаду-2015. Заплатили какие-то космические деньги за билеты, но вообще не пожалели, было очень круто. Иногда может нахлынуть ностальгия по прежним временам. Та наша девичья, потом молодежная сборная — особая история. Все сложности подготовки возвращались сладкими победами под руководством Вячеслава Кириленко.
— Два сезона в македонском "Вардаре", сезон во французском "Флери", два — в хорватской "Подравке", полсезона в венгерской "Кишварде", неполный сезон в турецком "Кастамону" — где из этих команд тебе было комфортнее всего?
— В Македонию, помню, меня не отпускала мама, но я настояла, сказала, что хочу ехать. Мне было всего 19, мама не смогла отпустить меня одну, и мы поехали вместе. В итоге в "Вардаре" прошло самое приятное и полезное для меня время. Там было по-особенному комфортно. Неслучайно уже спустя столько времени я продолжаю общаться со многими, кого встретила в Скопье. Примерно то же самое могу сказать про Хорватию. Миранда Татари очень помогла, позвав в "Подравку". А теперь у меня много хороших знакомых хорватов. Соседи, например, до сих пор пишут и узнают о моих делах.
— Кого из тренеров выделишь на своем пути?
— Прежде всего чету Хомутовых — Александра Николаевича и Ольгу Сергеевну. Эта супружеская пара очень много вложила в меня и довела до основы "Лады". Вне сомнений, Левона Оганесовича Акопяна, первыми словами которого в мой адрес были "иди играй и доказывай". А потом под его руководством в составе "Лады" я стала победительницей Кубка ЕГФ.
А еще отмечу Вячеслава Владимировича Кириленко, чья сборная прошла очень много всего. Бывали разные истории: плакала-рыдала, звонила маме и просила меня забрать. У Кириленко нестандартные видение игры и восприятие человека. Но в меня он верил, я всегда была в обойме той классной сборной 1994-95 годов рождения.
Из иностранных специалистов выделю Златко Сарачевича. Когда его скоропостижно не стало, я была в полном шоке. Он очаровывал своим отношением к игрокам, всегда оставался на позитиве и был максимально спокоен. Прекрасно понимаю, почему в Хорватии с этим легендарным человеком пришло проститься так много народа.
— Сколько языков в твоем обиходе?
— Македонский и хорватский на хорошем разговорном уровне. Английский. Французский испарился из головы в отсутствие практики. На турецком могу объясниться в магазинах, ресторанах. Теперь и в гандбольных терминах стала ориентироваться намного лучше, ведь после Хелле Томсен нас стал тренировать местный специалист Серкан Инджи. Он, кстати, еще и ассистент в национальной сборной Турции.
— Что может заставить тебя вернуться играть в Россию?
— Недостаток общения с близкими. Если бы прямо сейчас стремилась вернуться, то ближе всех был бы вариант с родным клубом — тольяттинской "Ладой".
Артем Шмельков
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com