17 мин.

Виктор Поладенко: «У российского гандбола не нашлось своего Александра Гомельского»

Вице-президент ФГР — увлеченный делом многостаночник. Это стало ясно еще из первой части его интервью. Здесь — продолжение увлекательного рассказа и новая порция доказательств.

Настоящий полковник. Виктор Поладенко: "Завербовать меня не cумели. И больше не пробовали"

Виктор Поладенко: "У российского гандбола не нашлось своего Александра Гомельского", изображение №1

— Хорошо ли оплачивается работа судей на чемпионатах мира?

— Размер суточных, которые получают арбитры на чемпионатах мира, неизменен — сто швейцарских франков за каждый день пребывания.

Раньше не имело значения, сколько матчей ты при этом провел. Недавний турнир в Египте был первым, где судьям дополнительно платили еще и за конкретные игры, на которых они работали. Думаю, исходили из той же суммы в сотню франков.

— Не бог весть какие деньги.

— Если ты находишься турнире двадцать дней и получаешь две тысячи, то для неработающего судьи, это, безусловно, подспорье. А что делать тем, кто имеет основную работу в другом месте? Они как раз теряют в деньгах. И это проблема для рефери из Скандинавии, Франции или Германии. Они не очень-то и жаждут работать на топ-турнирах.

Большинство арбитров судят прежде всего из спортивного интереса. В олимпийском Пекине разговорились с французом Жилем Бором — для него это были третьи Игры. И он обронил: "Это турнир для меня последний".

Меня это удивило: "Ты же относительно молод, можно еще работать и работать". А он признался: "Три Олимпиады — не так и мало. Я уже увидел и испытал все, чего хотел. Ведь что такое судейство? Это, по сути, бесплатный туризм, в котором тебе иногда еще и платят".

Жиль Бор

Жиль Бор

Вот я с ним согласен. Ведь занимался тем же самым — кандидат наук, образованный человек. Ездить и судить мне было интересно. Пользовался возможностью лучше узнать города и страны. Деньги точно не были фактором определяющим.

Меня удивляет то, что сегодня большинство наших арбитров нигде не работают — живут за счет судейства. И при этом называют себя профессионалами.

Да, они хотят получать хорошие деньги, и их в этом нормальном стремлении трудно упрекнуть. Но тогда, если ты профессионал, то суди не два раза в месяц, а минимум два раза в неделю, а остальное время поддерживай себя в хорошей физической и психологической форме. Не говорю уже о просмотре матчей и чтении специализированной литературы — это само собой разумеется.

Сегодня в этом смысле для арбитра рай — раньше у нас не было возможности видеть гандбол в таком объеме. А сейчас заходи в интернет и ищи любую игру, которая интересна. Это ведь как у автомобилиста: если не ездишь регулярно, то даже превосходное знание теории вождения станет бесполезным.

Судья всегда должен быть в тонусе. Если игроки тренируется дважды в день, то и арбитру надо соответствовать.

— Что по этому поводу говорят молодые судьи?

— "А мы так и делаем". Но порой смотрю их матчи, вижу ошибки и понимаю: что-то здесь не то. Нити подготовки мы где-то потеряли. Наверное, разница в том, что мы становились серьезными судьями уже в зрелом возрасте, имея за плечами опыт и многое в жизни познав. А сегодня Суперлигу судит мальчик 20 лет, а "международником" он становится в 25. Начинаешь что-то советовать, а ему это вроде как не нужно — он везде побывал и все видел.

Делегаты ИГФ на женском ЧМ-2019 в Японии

Делегаты ИГФ на женском ЧМ-2019 в Японии

Вдобавок у наших судей заметны еще и некие комплексы в поведении. Нет того куража, какой есть у иностранцев. Плюс традиционные проблемы со знанием английского. Получается так: если хорошо знаешь иностранный язык, перед тобой открыты все дороги. Но тогда ты точно не в спорте и тем более не в судействе.

У всех иностранцев английский — как второй родной. У нас нет культа языка, наши дети мультики на английском не смотрят. А изучают языки так, как любой другой предмет, не думают, что он один из главных в школьной программе.

Когда служил в Венгрии, обратил внимание, что многие мои сослуживцы брали в магазин в качестве переводчиков своих чад. Это всегда умиляло продавцов. С советских времен в нашем народе сохранются неохота к познанию нового, нежелание чрезмерно нагружать и напрягать память. А ребенок, который общается со сверстниками, адаптируется к незнакомому языку куда быстрее.

— У рефери с вашим опытом наверняка в загашнике не одна забавная история, которую интересно узнать не только молодым коллегам, но и нашим читателям.

— В 2007 году, вскоре после чемпионата мира, нас с Игорем Чернегой направили в двухнедельную "турпоездку" — посудить какой-то национальный турнир в Бахрейне.

Поначалу нас удивил антураж: игровая площадка была огорожена решетками — возникло ощущение какого-то загона. Пояснений на сей счет нам не давали, но, стоило начаться игре, мы все поняли сами.

Вначале болельщики одной команды начали забрасывать болельщиков другой — всем, что было под рукой. Затем началась драка уже на площадке. Я по неопытности выхватил красную карточку и побежал наказывать зачинщика, но по дороге меня успели перехватить и унести в раздевалку охранники.

Игорь Чернега

Игорь Чернега

Там уже был и Игорь — его доставили чуть раньше. На арене тем временем развернулось настоящее побоище. И прервать его смогли только прибывшие в срочном порядке вооруженные полицейские.

Для всех Бахрейн — это нечто экзотическое. Не каждый скажет, где он вообще находится, а для меня это абсолютно конкретная страна с мужиками, которые не считают до двух и не утомляют окружающих словесной перепалкой, а сразу входят в боевое соприкосновение.

Еще одна история. Иран, весна 2008-го, чемпионат Азии. В финале встретились сборные Южной Кореи и Кувейта. Поединок был поначалу упорным — мяч в мяч. В одном из моментов я назначил свободный. А игроку кувейтской команды очень хотелось семиметрового. И от полноты чувств он вцепиться зубами мне в руку и повис на ней, как собака.

Хорошо, что это был не какой-нибудь двухметровый полусредний, а вполне компактный угловой, иначе я выглядел был сейчас заметно иначе. Но все равно приятного мало. Все в шоке, рука в крови. Потом ее забинтовали, сделали укол. Полагаю, от бешенства…

— Обороняться не пробовали?

— Судья не имеет права пускать в ход руки. Как бы его ни оскорбляли и ни провоцировали.

С экспериментальным с мячом

С экспериментальным с мячом

Как-то судили отборочный матч сборных Черногории и Португалии в отборе к чемпионату Европы. Болельщики хозяев, как истинные балканцы, принялись заплевывать португальцев. Пришлось остановить матч и потребовать от организаторов вызвать отряд полиции. Вскоре в зале появились двухметровые "космонавты" в шлемах, скафандрах и со щитами. Они разогнали фанатскую трибуну, и только тогда мы продолжили матч.

В Боснии фанаты подобным образом срывали матч против исландцев, и мы поступили аналогично — сказали, что не продолжим игру, пока зрители не покинут трибуны.

— В таких ситуациях вы должны были испытывать реальное чувство опасности и после матча…

— Эмоции бьют ключом во время игры, а после нее, как правило, быстро утихают. Иногда, чтобы сбить градус напряжения, приходилось поступать неординарно.

На заре карьеры судили матч Македония — Украина в Битоле. Болельщики быстро вошли в раж и стали забрасывать нас динарами. Причем зачем-то лепили на монеты жвачку. Только свистнешь — летит град белых камешков.

Тогда я стал аккуратно сгребать их ногой в одно место, намекая, что потом непременно унесу эти "премиальные". Болельщики оценили юмор и начали аплодировать. И бросаться сразу перестали.

— Вопрос о гостеприимстве. Бывало, что прилетали на игру, заходили в номер, а там — подарок?

— Могли быть бутылочка вина, небольшая упаковка сыра. Это максимум. Ха, был, впрочем, другой случай. В Македонии по окончании игры нам подарили… варенье. Здоровенные упаковки, в каждой по восемь пол-литровых банок.

Виктор Поладенко: "У российского гандбола не нашлось своего Александра Гомельского", изображение №6

Из Скопье в Москву летели с пересадкой в Вене. Банки стеклянные — в багаж коробки не приняли, как ручную кладь тоже не возьмешь. Стоим мы в зале регистрации, как два дурака, и размышляем. Во-первых, не взятка ли это? Во-вторых, что с этим вареньем делать?

— Взятка довольно сомнительная. Да и варенье всяким бывает.

— Так в том-то и дело, что оно было очень вкусным — не то из кизила, не то из айвы. Мы пробу сняли еще в отеле. И поэтому по две банки решили все же взять. Замотали в судейскую форму и сдали в багаж.

А чаще всего дарили какие-то буклеты или книги с рассказом о городах, где проходят игры. Но иногда получали и сюрпризы. В Дании, например, нам с большой помпой вручили тяжеленные куски металла — что-то типа рельс. Мы так и не поняли, что это такое.

Потом не знали, как от них избавиться. На весах в аэропорту такая тяжесть дорого обойдется. Да и дома потом что с нею делать? Поэтому пришлось "забыть" эти презенты на шкафу, в дальнем углу.

Иногда бывают сюрпризы. Как-то прилетели во Францию, а там в номере — двуспальная кровать. Бросали жребий, кто первым будет спать на ней, а кто — на кушетке рядом.

Главное, что ни разу не попадали в ситуации, связанные с порчей имущества. На эту тему есть хрестоматийная быль из советского прошлого.

На одном из туров чемпионата СССР в Запорожье ташкентские судьи международной категории Михаил Жуков и Марк Сиротенко попали в неприятную ситуацию. Дежурная пришла принимать у них полулюкс и обнаружила, что в номере отсутствует диван: "Смотрите, вот отпечатки ножек на полу, а сам диван куда-то делся…" — "Что значит — куда-то делся? Это же не графин и не полотенце, его в сумку не спрячешь. Да и зачем он нам нужен? Не было его здесь".

Дежурная растерялась, ей ничего не оставалось, как согласиться с логикой постояльцев.

— Но куда же делся диван?

— Разгадка интересна. Редкие минуты отдыха арбитры заполняли игрой в карты, при этом курили. И однажды так увлеклись, что случайно прожгли диван, причем до такой степени, что уже не скрыть — расплата была неизбежна. Пришлось отправиться на рынок за ножовкой, а потом выносить распиленный предмет интерьера в сумках по частям…

В олимпийском Лондоне с хорватским коллегой Борисом Милошевичем

В олимпийском Лондоне с хорватским коллегой Борисом Милошевичем

— Вот ведь хватало креативных людей в гандболе с давних времен! А по популярности в России из игровых видов он обгоняет, кажется, только водное поло.

— Не забываете еще хоккей на траве. Думаю, здесь мы сами виноваты. Почему, например, после распада СССР сохранился баскетбольный ЦСКА, а его волейбольный и гандбольные собратья канули в Лету?

Наверное, можно сказать о роли личности в истории — у гандбола не нашлось своего Александра Гомельского. Может, баскетболисты ментально круче? Они сразу стали искать во власти тех, кто мог бы протянуть им руку и подставить плечо.

А еще не стоит забывать, что наша игра очень тяжела сам по себе, потому что бегать, прыгать и с силой метать в борьбе совсем непросто. У нас очень сложные правила, которые с годами становятся все мудренее. Плюс у нас площадка 40 на 20, какую еще надо найти.

Когда я приехал в адъюнктуру в Питер, то с ужасом обнаружил, что ни о каком чемпионате города по гандболу речь уже не шла. Все подходившие залы были оккупированы мини-футболом. Там же все проще — никаких тебе шестиметровых и девятиметровых линий. В него играли куда охотнее. И со временем ничего не изменилось. Массовый гандбол в городе просто подавили в условиях жесткой конкуренции.

К счастью, есть малые города, которые развивают игровые виды на примерно одном уровне. И, если местные власти увидят, что кто-то готов взять на себя часть забот о развитии гандболе в регионе, то, конечно, ее это только обрадует. И дети с удовольствием будут заниматься, и тренеру станет определенно интереснее.

А вот возьмем города большие. Моя дочь хочет играть в гандбол, но, чтобы в Москве добраться в ближайший зал, ей надо сделать две-три пересадки.

В Беларуси сделали большое дело. Стараниями брестчан объединили десятки детских команд страны в лигу "Zubr Cup" с насыщенным календарем. Это редкий случай, когда гандбол обыграл своих коллег из других видов. Но в Минске, знаю, всего две гандбольные школы, а хоккейных четыре. И куда с большей вероятностью отведут своих мальчишек родители?

А в хоккей в России, к примеру, детей можно отдавать в возрасте четырех-пяти лет. А в гандбол только с девяти, хотя мы всеми силами пробиваем изменения в нормативные документы, чтобы стало с восьми.

Виктор Поладенко: "У российского гандбола не нашлось своего Александра Гомельского", изображение №8

Но и к этому возрасту большинство детей уже разобраны по секциям, которых невиданное количество. В стране официально культивируются около 200 видов спорта — это втрое больше, чем было в СССР.

— Вы ведь возглавляете в ФГР комиссию по организации и проведению соревнований и много ездите по России. Регионам гандбол интересен?

— Да. И это обнадеживает. У нас есть любительская первая лига, и она прирастает зонами. Вот "Сибирь" появилась. Надеюсь, и женщин там скоро добавим. Дело в том, что у людей появляется время для реализации себя. Они хотят взять то, что недобрали в юности.

— Так они же любители...

—- Мы почему-то считаем, что в гандболе все должны быть профессионалами. Но это заблуждение. Чем больше людей увлечены игрой, тем глубже и прочнее вертикаль. И тем больше будущих профессионалов вольются в наш спорт.

Хотя мы видим немало примеров, когда и полупрофессионалы обыгрывают профи. Совсем недавно эстонская "Пылва" выбила из Кубка ЕГФ наш СГАУ-"Саратов".

Пару лет назад в финском Риихимяки побывал на бумажной фабрике владельца клуба, где трудоустроены ребята из команды. Днем они работают, а вечером тренируются.

А ведь похожая система была и в СССР. В чемпионате Ленинграда играли мужики, которые днем вкалывали на заводе, преподавали или учились в вузах. Конечно, они не пробивались, как финны, в Лигу чемпионов. Но почему-то в то время во всех еврокубках доминировали советские клубы. А все из-за системы вертикали. Она выносила наверх самых достойных.

А сегодня у нас в достатке профессионалов с хорошими зарплатами. Одна беда — почему-то нет результатов.

Виктор Поладенко: "У российского гандбола не нашлось своего Александра Гомельского", изображение №9

— По-моему, гандбол вообще идеально соответствует российской ментальности. Всегда можно подраться.

— Вот-вот. Кое-кто и думает, что это чуть ли не какая-то разновидность бокса. И, как мне кажется, популярности это нам не добавляет. Кстати, теперешние тенденции судейства направлены на то, чтобы никакой жесткости в игре не осталось. Но наши тренеры об этом не осведомлены. И поэтому указание "Встреть его жестко" остается хитом в любой игре чемпионата.

Потом наш игрок получает красную карточку. А скандинав, тоже наученный играть жестко, но по правилам, отделывается свободным. У них вся система технической подготовки построена иначе.

Мы не даем детям базовый уровень чистописания. А сразу бросаем их в горнило игр, потому что у нас больше всего любят чемпионаты и турнирные таблицы. Уже с 11 лет они играют на результат.

А еще мы не любим учиться. В прошлом году издали цветную иллюстрированную книгу для тренеров спортивных школ. Впервые со времен Союза — что, кстати, не мешало нашим тренерам считать, что мы умнее всех.

Виктор Поладенко: "У российского гандбола не нашлось своего Александра Гомельского", изображение №10

Чего стоило заставить наставников учиться и сколько пришлось при этом выслушать! А во время экзаменов на тренерских курсах мне стало стыдно. Мои курсанты танкового училища больше знали о развитии физических качеств, нежели некоторые наши специалисты.

— Кто сегодня самый продвинутый отечественный тренер?

— Самого-самого нет. Думаю, Дмитрий Торгованов с его знанием немецкого в курсе всех новинок. Такой же любознательный тренер Лев Воронин, и тоже с немецким. Очень хорошо подкован Олег Кулешов — не знаю, почему у него не получилась работа с ЦСКА, но тренер он очень начитанный и осведомленный.

Кстати, всех наших взбодрили и всколыхнули приглашения иностранных специалистов. Возможно, они не дали результата, какого хотелось, но определенно заставили российских коллег учиться новому.

— Каким видите будущее пляжного гандбола? Вон его волейбольный собрат набрал популярность не меньшую, чем волейбол классический.

— Международная федерация долго не уделяла должного внимания "пляжке", а потом стала проталкивать ее в олимпийскую программу. И когда готовили фотографии для презентации, стало очевидно, что визуально женский гандбол выглядит даже ярче, чем женский волейбол. Больше ракурсов для эффектных снимков. Не говоря уже о телевизионной картинке.

Виктор Поладенко: "У российского гандбола не нашлось своего Александра Гомельского", изображение №11

Но, если говорить о развитии пляжного гандбола, надо признавать, что и здесь мы отстали. Знаете, кто был законодателем мод, когда "пляжка" делала первые шаги? Кто придумал в ней "воздушки", после которых гол стали считать за два?

Первым чемпионом Европы в 2000 году стала сборная Беларуси под руководством Спартака Мироновича, подготовленная на песчаной площадке одного из минских парков. А российские девчата выиграли первый чемпионат мира в 2004-м.

Однако потом интерес к этой игре на нас как-то угас. А на первые роли выдвинулись команды из стран, где быстрее распознали реальные перспективы появления пляжного гандбола в программе Олимпиад.

До пандемии турниры в Европе шли практически каждую неделю. Везде, но не у нас. И поэтому, когда вид включат в Олимпиаду, то мы туда, боюсь, просто не попадем. А "пляжку" включат. В Токио этот вид будет демонстрационным.

Да, в Париже его не будет, на только из-за отказам МОК в принципе расширять программу Игр-2004. Однако американцы затем, уверен, мимо такого уже не пройдут. Это вид, хорошо продаваемый с точки зрения телекартинки. А для них это главное.

Виктор Поладенко: "У российского гандбола не нашлось своего Александра Гомельского", изображение №12

Я вообще считаю, что каждый клуб должен готовиться к сезону в классическом гандболе именно на песке, потому что там закладывается колоссальная физическая база. Никакие штанги не нужны, а главное — игроки практически не получают травм.

Еще мы думаем о школах. Пытаемся через Министерство образования продвинуть туда мини-гандбол. Большой гандбол в обычной школе не очень-то и нужен. А вот "миник" по упрощенным правилам — дело другое. Разрешить не три шага, а четыре. Разрешить два ведения. Пусть дети бегают.

А начинать надо вообще с детских садов, пока туда еще никто не пришел. Пусть дети играют маленькими мячами на маленькие ворота. Пусть это будет в форме легкой и доступной игры.

У теннисистов есть специальная программа, там малышня играет поролоновым мячом. Важно увлечь детвору в раннем возрасте и определить способности. А дальше работа пойдет уже с даровитыми. Везде работает такая "замануха", и мы тоже должны это учитывать.

— Вот и заманим зрителя в пляжный гандбол женскими прелестями?

— Именно так! Мужики придут смотреть на красивые попы, а девушки — на красивые мужские фигуры. В 2008 году на чемпионате Азии в Иране в первый день на трибуны пустили женщин — без паранджи. Визг стоял невероятный — так реагировали трибуны на двухметровых здоровых мужиков.

Виктор Поладенко: "У российского гандбола не нашлось своего Александра Гомельского", изображение №13

А назавтра доступ дамам на арену запретили — была реальна опасность прорыва публики на площадку с целью своими руками пощупать игроков.

Какие примеры еще нужны?

Сергей Щурко

Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com