Звонок звезде. Ана Грос: «Вот бы выиграть Лигу чемпионов с «Брестом», а через год — с ЦСКА»
Еще недавно словенская левша с мощным броском играла за "Брест" против ЦСКА в Лиге чемпионов. А уже летом она присоединится к московской команде, где должна стать одной из лидеров.
Недавно Ана Грос отметила 30-летие. Она гандболистка с огромным опытом: на протяжении карьеры поиграла за "Крим", "Дьер", "Тюрингер", "Мец" и вот уже третий сезон защищает цвета "Бреста". Причем сейчас она возглавляет бомбардирский реестр Лиги чемпионов.
— Российские болельщики с большим интересом ждут вашего прихода в ЦСКА и хотят узнать как можно больше. Что главное сообщили бы вы ими о себе в придачу к тому, что у вас волшебная левая рука?
— Ох, о себе рассказывать сложно. В первую очередь я действительно бросающая, это мое главное оружие. Но люблю и создавать моменты для других — линейной, крайних. В прошлом сезоне много выступала на позиции плеймейкера. И это, как мне кажется, сделало меня более разносторонней гандболисткой.
— Кто и где ставил вам такую потрясающую бросковую технику?
— Все понемногу. Сначала — первый тренер в Веленье, а потом и другие. Они видели, что у меня хорошо получается, и все время повторяли: давай, бросай! Я с детства выделялась ростом. Правда, поначалу выступала на позиции правой крайней, но затем меня поставили в заднюю линию.
— Так вы выросли в Веленье? Википедия утверждает, что в Любляне.
— Это ошибка. Я родилась в городке Словень-Градец, а гандболом занималась в Веленье, совсем неподалеку. Вообще-то в детстве меня больше привлекал другой вид спорта. Отец был волейболистом и брал меня на тренировки, учил играть. При этом он сам говорил: "Ана, иди лучше в гандбол, это перспективнее". Действительно, ручной мяч был популярнее волейбола, "Крим" входил в число лучших клубов Европы. В конце концов мы с подругой записались в гандбольную секцию. Мне было десять лет.
— С каким настроением ждете трансфера в ЦСКА?
— Буду рада туда перейти. Это молодой клуб, но он быстро развивается, стремится к победе в Лиге чемпионов. Для меня его амбиции стали одним из главных факторов. Всегда мечтала выиграть главный евротурнир.
— У "Бреста" на это нет шансов?
— Я так не говорила! Идеальным вариантом стало бы выиграть Лигу чемпионов в нынешнем сезоне с французской командой, а в следующем — с ЦСКА.
— Когда и как возникла идея продолжить карьеру в России?
— Предложение поступило в ноябре. Мне дали время подумать — была возможность провести еще сезон в Бресте. Я поразмышляла и решила, что готова к новому вызову. И согласилась на переход.
— Много ли раз вы бывали в Москве?
— Дважды. Недавно приезжала на матч с ЦСКА. А впервые посетила российскую столицу много лет назад в составе "Тюрингера", который встречался со "Звездой". Москва уже тогда впечатлила. В свободное время у нас была экскурсия, посетили Красную площадь. Кстати, возможность пожить в таком мегаполисе — еще одна причина моего перехода. Пока я в основном жила в небольших городах.
— Удалось ли познакомиться с условиями работы в ЦСКА во время недавнего лигочемпионского визита?
— По крайней мере увидела арену. Хотя, как понимаю, команда тренируется и проводит матчи чемпионата России в другом месте. А еще говорила с Сарой Ристовской, и она мне многое рассказала. Ее отзывы были хорошими, так что решение перейти в ЦСКА далось мне легко.
Лига чемпионов. На дорожку. Сара Ристовска: "Тренером сборной Лазаров мог бы стать хоть завтра"
— Ристовска — единственная ваша знакомая в российском клубе?
— На самом деле Сару я тоже особо не знаю, мы никогда не играли вместе. Но она выступала за "Крим", и у нас много общих друзей. Так что решила ей позвонить и проконсультироваться.
— ЦСКА станет уже шестым большим клубом в вашей карьере. Чем были вызваны прежние переходы?
— По-разному. Из "Дьера" в "Тюрингер" перебралась, потому что в Венгрии играла мало. Правда, в Германии в этом плане было не лучше — тренер не особо доверял. А "Мец" как раз искал правую полусреднюю. Терять было нечего, и решила переехать во Францию.
Как оказалось, не прогадала — провела в Меце лучшие сезоны в карьере. Но потом почувствовала, что хочется перемен, и откликнулась на предложение "Бреста". Семь лет провела во французских клубах. А теперь есть желание испытать что-то новое в России. Для меня это большой шаг в совершенно другом направлении.
— В "Дьере" вы уже много раз выиграли бы Лигу чемпионов. Не жалеете, что в свое время не остались там?
— Потом такие мысли возникали. Но я была совсем молода, 20 лет. В этом возрасте хотелось прежде всего играть. Да, могла бы остаться и уже на следующий год победила бы в главном еврокубке. Но наверняка при этом в основном сидела бы на скамейке, не было бы развития. Вообще, считаю, я слишком рано приехала в венгерский суперклуб. Могла бы еще на пару лет задержаться в Словении.
— В "Меце" вам было хорошо. Правильно сделали, сменив эту команду на "Брест"?
— Думаю, да. Хотя адаптироваться на новом месте было непросто. Сезон-2018/19 был после отъезда из Словении, в котором я ничего не выиграла. Поначалу переживала, а потом сказала себе: "Ана, так бывает — солнце светит не всегда. Случаются тяжелые периоды, но ошибки тоже чему-то учат". А следующий сезон, как известно, не доиграли из-за коронавируса — хотя мы выступали хорошо и вполне могли пробиться в лигочемпионский "финал четырех".
— Расставаться с прекрасной Францией, наверное, нелегко? Без чего французского будете сильнее всего скучать?
— Не скрываю, уезжать сложно. Привыкла к стране, здесь хорошие люди, у меня много французских приятелей. Но это спорт, в нем часто приходится переезжать с места на место. А больше всего будет не хватать людей — друзей, болельщиков…
— Какая цель станет для вас приоритетом нынешней весной? Выиграть первенство Франции, успешно сыграть с "Брестом" в Лиге чемпионов, стать лучшим бомбардиром евротурнира?
— Наша главная задача уже несколько лет — победа во французской лиге. Хотя очень хочется и пробиться в "финал четырех". А индивидуальные достижения — это, конечно, приятно, но у нас все же коллективный вид спорта. И значение в первую очередь имеют командные титулы.
— Вы упомянули, что в прошлом сезоне часто выступали на позиции разыгрывающей. Понравилось?
— Очень! Тогда в клубе не осталось плеймейкеров. Белла Гульден была в декрете, Амандин Тиссье получила травму. И тренер Лоран Безо перевел меня в центр. Команде это здорово помогло: соперницам было непросто приноровиться к разыгрывающей-левше. Да и я сама многому научилась. Считаю, стала сильнее как игрок.
— В вашей карьере было много тренеров. Работа с кем из них стала для вас самой плодотворной? Самой необычной?
— Сложно кого-то выделять — это было бы несправедливо к другим. Все меня чему-то научили. Но самым оригинальным, пожалуй, был Херберт Мюллер в "Тюрингере". Хотя наши отношения не складывались: он давал мне мало игрового времени, и я не понимала причину.
Тем не менее признаю, что это хороший специалист. У него столько энергии, в ходе тайм-аутов он ведет себя так, будто сам играет. Очень эмоциональный, часто кричит… И сейчас я рада, что работала с Мюллером. Он тоже чему-то научил.
— Назовите шесть самых ярких гандболисток других амплуа, с которыми вы играли и которых взяли бы в свою команду мечты?
— Давайте попробуем. В ворота поставим Катрин Лунде. Левая крайняя — Таня Одер, мы с ней вместе выступали за сборную Словении. Левая полусредняя — Эдуарда Аморим. Разыгрывающая — Анита Гербиц. Правая крайняя — Йованка Радичевич. Линейная — Сладжана Поп-Лазич.
— И кто тренировал бы эту "дрим-тим"?
— Хм… Ну ладно, пусть будет Эмманюэль Майоннад.
— Что для вас значат выступления за национальную команду?
— Многое. Словения — маленькая страна. Это не Россия и не Франция — нельзя даже сравнивать. Выбор игроков у нас ограничен, если у кого-то травма, то заменить его проблематично. Да и среди молодежи не так много талантов. Но горжусь, что играю за сборную, тем более я там капитан. У нас мало шансов выиграть медаль топ-турнира, однако команда всегда сражается и выкладывается на сто процентов.
— Выступление на недавнем чемпионате Европы стало разочарованием?
— Да, пусть даже мы оказались в сложной группе — сборные Франции и Дании в итоге попали в четверку. Понимали, что будет тяжело, однако думали, что сможем сыграть лучше. Увы, не удалось пробиться даже в основной раунд, и это очень огорчило. Но такое может случиться с любой командой — те же француженки не вышли из группы на чемпионате мира в Кумамото. Надеюсь, на следующем крупном турнире мы выступим лучше.
— Прожив много лет за границей, сколько языков вы знаете?
— Шесть: словенский, сербохорватский, немецкий, французский, английский и испанский.
— В Испании вы вроде бы не играли…
— Верно, но смотрела много латиноамериканских мыльных опер. А еще у меня был бойфренд с Кубы, но сейчас мы уже расстались.
— Начали учить и русский?
— Пытаюсь. Для начала надо освоить кириллицу, это не так и просто. Ну и стараюсь запоминать слова — к счастью, многие похожи на словенские. Так что ваш язык должен даться мне легче, чем тот же французский.
— Какие слова уже запомнили?
— Ой, я сейчас нервничаю, так что много не произнесу. Только самые простые — "спасибо", "пожалуйста".
— Что есть в вашей жизни, кроме гандбола?
— Люблю читать, смотреть сериалы. Получаю образование в одном из университетов Словении в области туризма. Когда летом приезжаю домой, то сдаю экзамены, а в ходе сезона просто понемногу учусь, работаю над проектами.
— По окончании карьеры хотели бы работать в туристической отрасли?
— Если получится. Думаю, знание языков может пригодиться. Но пока я на этом не фокусируюсь. Поживем — увидим. Вообще я обожаю путешествия. В этом плане нынешние времена переживаю с трудом: раньше в выходной можно было съездить из Бреста в тот же Париж, а сейчас нет.
И летом никуда не слетаешь в отпуск. Раньше-то я побывала много где: помимо Европы, в США, Японии, Шри-Ланке, на Мальдивах, на Кубе… Хочется, чтобы пандемия наконец закончилась и можно было свободно всюду ездить.
Сергей Николаев
Фото: facebook.com/BBHOfficiel, nemzetisport.hu, rtvslo.si, delo.si.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com