Велимир Петкович: «Не привык отступать перед вызовами. И пословицы про двух зайцев не боюсь»
В ближайшие недели ему гарантирована роль главного ньюсмейкера в российском гандболе. Хронологически совпали игровые дебюты именитого тренера во главе сборной России и ЦСКА.
— Примите поздравления с появлением в вашей тренерской биографии еще одного престижного поста — теперь в российском клубе.
— Спасибо большое. Только думаю сейчас совсем не о престижности, а о том, какая сложная работа впереди.
— Насколько неожиданным оказалось для вас предложение возглавить ЦСКА?
— При знакомстве с армейскими игроками я сказал, что в моих планах не было стоять перед ними в этой роли. Я сам в первую очередь тренер и понимаю, что такое потеря работы для Олега Кулешова.
К сожалению, в своей профессии мы не всегда зависим только от себя. У меня действительно была давняя мечта работать только с национальной командой, и я был полностью погружен в эту работу, возглавив сборную России. Но в судьбе нельзя предусмотреть все повороты. И это как раз такой случай.
Когда ЦСКА после успешного старта в еврокубке начал проигрывать конкурентам в Суперлиге, руководители клуба приняли решение поменять тренера. Когда эту работу предложили мне, я не сразу согласился. Но меня стали убеждать, привели доводы, что в ЦСКА шесть кандидатов в сборную и что такой шаг полезен не только для команды, но и для всего российского гандбола. Я долго думал, взвешивал, анализировал — и согласился. Не привык отступать перед вызовами.
— В каком состоянии пребывают сегодня армейские игроки?
— Скажу так: не все ребята находятся в хороших психофизических кондициях.
— Поясните, что это значит.
— Есть такой термин — язык тела. Часто оцениваю игроков с этих позиций. Так вот, некоторые из них выглядят понурыми, у них вялые движения, слабый настрой. Они не уверены в себе, мрачноваты на тренировках.
Когда игрок в оптимальном состоянии, это проявляется везде и во всем: в раздевалке, дома, в настроении и манере держаться. А из этого складывается атмосфера в команде. Победа достигается не одной лишь тренировкой тела.
— Как отреагировали на это назначение ваши зарубежные коллеги, бывшие игроки?
— Было много сообщений и звонков с поздравлениями. А в последние дни еще и потекли фамилии игроков, которые хотели бы поработать со мной в ЦСКА.
— Их много?
— Ха, в очереди уже десяток желающих. И это только топ-кандидаты.
— Вы намерены многое изменить в игре команды?
— Никогда не был революционером. И ни в коем случае нельзя говорить, что в игре ЦСКА все плохо. Я общаюсь с игроками и, если вижу, что какие-то аспекты хорошо работают, оставляю их и собираюсь только совершенствовать.
Но есть качества и характеристики, которые не устраивают меня абсолютно. От них надо избавляться. И не только в ЦСКА, а во всем чемпионате России. На днях смотрел игру "Нева" — "Пермские Медведи". Порой это было мучительно. Какая-то замедленная съемка!
В первом для меня матче в ЦСКА — против "Сунгуля" — поставил команде задачу держать темп и бежать, независимо от того, пропустили мы или забросили, постоянно разыгрывать "быстрый центр".
Так вот, многие мои друзья-тренеры, которые смотрят трансляции российского чемпионата в интернете, потом звонили и удивлялись: "Петко, твои играли очень медленно". Я отвечал: "Что?! Да они бегали как сумасшедшие. Вы просто не видели, что такое здесь медленно". При этом двое моих игроков сборной уже минуте на четвертой стали задыхаться.
— Как думаете, за счет чего можно поднять уровень российского чемпионата?
— Думать можно что угодно. Лучше приведу примеры из истории игры. Вы ведь помните, что чемпионаты Франции, Испании и Германии в 80-х годах были заурядными турнирами, тренерских школ в этих странах не было. А потом туда потоком направились легионеры и тренеры из Югославии и Румынии. Появилась конкуренция.
На Западе зашевелились, стали на системном уровне вытягивать из наших школ все лучшее и разбавлять его своим, разрабатывать общую методику подготовки, совмещать это с менеджментом.
Чуть позже, уже в 90-е годы, они извлекли максимум выгоды из привлечения советских игроков и тренеров. И все это тоже внедрили у себя. Ведь ваши парни приезжали не просто играть. У них перенимали знания и умения — методично и четко. И теперь учат нас: вот испанская школа, а вот французская, отсылают к опыту Даниэля Костантини или Клода Онеста…
Было бы идеально, если бы тот десяток топ-игроков, о которых мне напомнили, в равных долях разошелся по пяти российским клубам. Тогда и в чемпионате благодаря этому появилась бы реальная насыщенная конкуренция.
Было бы справедливо, если бы здесь платили бонусы тренерам детских школ за подготовку толковых ребят, которые напрямую, без тормозящих развитие препон, отправлялись бы сразу в клубы. Хотя бы в некоторых регионах. Именно так, кстати, делали в Югославии.
Возможно, я как иностранец понимаю что-то неверно. Но часто здесь слышу: нам не нужно легионеров. Но почему? Не понимаю. Нужно, наоборот, брать чужие полезные знания и использовать их у себя на всех уровнях.
Намерен сейчас сам посмотреть на работу с детьми школьного возраста, понять, что нового можно сделать в этом сегменте. Ясно, в финансовом отношении тверже других клубов чувствуют себя ЦСКА и "Чеховские Медведи". Важно, чтобы к ним подтянулось как можно больше команд. Это может стать хорошим стимулом для молодежи.
— Предположу, что эти ваши мысли вызовут неоднозначную реакцию…
— А чего мне бояться? Я всегда говорю то, что думаю. В моей жизни не раз встречались ситуации, когда одному человеку удавалось изменить многое. А в России такие люди точно есть! Только нельзя скромничать и думать, что все изменится само собой.
Недавно встретил олимпийского чемпиона Игоря Лаврова. Очень тепло пообщались. Он подробно рассказал о ставропольском гандболе, о том, как там стараются повернуть положение к лучшему. Таких точек на карте должно быть как можно больше. Реки образуются из маленьких ручейков.
— Какие недостатки в игре ЦСКА необходимо устранить в первую очередь?
— Пока нет картины игры. Оборона должна быть жестче и подвижнее. Ведя нападение, игроки бывают в некоторой тактической растерянности. Это недопустимо.
— В тренерском штабе ЦСКА ожидаются другие изменения в связи с вашим приходом?
— Нет. Все тренеры остаются на своих позициях.
— Каков в вашем представлении потенциал нынешнего состава ЦСКА?
— Всегда опираюсь на ось вратарь — разыгрывающий — линейный. Сейчас вернулся в строй Павел Атьман. Я его берегу, потому что он очень хороший игрок. Надо грамотно вернуть его в форму, потому что с Павлом и без него мы имеем две разные команды.
У нас есть хорошая молодежь. Но вопрос в том, как быстро она будет учиться. Вижу перспективу у Михаила Виноградова и очень на него надеюсь. Будем с ним целенаправленно работать.
— У ЦСКА сломался график матчей. В связи с пандемией вы не смогли сыграть против "Монпелье" в Евролиге. Отменены ближайшие матчи против СКИФа и шведского "Алингсоса". Это плохо?
— Мне это в плюс. Появилось дополнительное время поработать с командой в тренировочном режиме.
— Как получится совмещать работу в клубе и сборной?
— Думаю, это не должно быть проблемой. Нужно правильно организовать работу штаба и всех, кто причастен к делам сборной.
— Почему своим первым помощником в сборной вы выбрали Валентина Бузмакова?
— Он вел молодежную сборную. Кто как не тренер, занимающий эту позицию, лучше всех знает ближайший резерв российского гандбола? Он приятно впечатлил меня при знакомстве: современно думает, следит за европейским гандболом, хочет развиваться, имеет опыт работы во главе команды Суперлиги.
Мне ведь звонили с предложениями своих услуг и несколько зарубежных тренеров. Но еще при подписании контракта в марте я просил подобрать мне двух-трех молодых русских тренеров, чтобы они учились и впоследствии могли меня заменить. Это более правильный путь.
— Как в принципе относитесь к совмещению таких постов? За последние пять лет совместители взяли мизерное количество медалей на топ-турнирах сборных. У нас, кстати, говорят: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
— Хорошая пословица. Но в истории и немало примеров хороших результатов при совмещении. Например, Лино Червар тренировал "Загреб" и сборную Хорватии. И надо понимать, что совмещение совмещению рознь. В моем случае в ЦСКА шесть игроков сборной, и это своеобразная ее база.
— У нас случалось, что тренеры-совместители из сборных разных возрастов, в том числе национальных, целенаправленно включали туда своих игроков…
— Для меня важен один критерий — результат. Кто будет сильнее играть в чемпионате, тот и будет в сборной. Иные подходы не приемлю. Я уже побывал на юниорском турнире в Чехове. Мне важно организовать приток в сборные молодежи и пробовать устранить ошибки в системе. Но этого должен хотеть не один я.
— В ЦСКА есть игроки из Беларуси и Украины. С белорусами вам соперничать на чемпионате мира в январе, с украинцами — совсем скоро в отборочных матчах чемпионата Европы. Согласитесь, ситуации выглядят несколько двусмысленно. И это тоже изъян совместительства.
— Это неважно. Сегодня у тренеров практически нет тайн, потому что любого игрока легко изучить по материалам в интернете. А гандболисты ЦСКА — профессионалы. Не думаю, что чья-то приписка к армейскому клубу как-то повлияет на их выступления за родные сборные.
— Сколько игроков будут вызваны на сбор национальной команды, стартующий уже на следующей неделе?
— Двадцать два.
— 5 и 7 ноября матчи россиян против сборной Украины в Минске. Что скажете о сопернике?
— Будем играть против него на победу. Добавлять новое к сказанному ранее не буду.
Сергей Приголовкин
Фото: пресс-служба МГК ЦСКА.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com