Пер Юханссон: «Ростов» — большой вызов, Черногория — возможность повезти команду на Олимпиаду»
Вот мы, наконец, и узнали имя нового рулевого "Ростов-Дона". Им стал знаменитый шведский тренер, возглавляющий и сборную Черногории. Дозваниваться до него пришлось долго…
— С удовольствием ответил бы вам и раньше. Но меня активно атаковали звонками и сообщениями. Мой контракт с "Ростов-Доном" стал большим событием, особенно для шведов.
Самые авторитетные газеты и интернет-ресурсы оборвали мои телефоны. В летних командных видах спорта я первый шведский тренер, который возглавит клуб в России. Такого не было ни в футболе, ни в баскетболе, ни в гандболе. Мои соотечественники были востребованы до этого только в КХЛ. Интерес подогревает еще и то, что "Ростов-Дон" известен в гандбольной Европе как один из суперклубов.
Румынские журналисты на связь тоже выходили. И здесь ничего объяснять не надо: я немало поработал в "Бухарестом" в связке с Адрианом Василе. Сейчас к тому же "Ростов" и "Бухарест" сыграют в одной группе Лиги чемпионов.
— Кажется, вы не очень хорошо расстались с "Бухарестом" этой весной?
— Ничего подобного. Мой уход никак не связан с конфликтом, который произошел между мной и Флорентином Перой сразу после игры "Бухареста" с "Вылчей". Это действительно был мой последний матч в качестве ассистента главного тренера румынского клуба, после чего я сразу отправился в Подгорицу на сбор национальной команды Черногории.
А потом как раз разыгралась пандемия, и я уехал домой, в Швецию. Мой контракт с румынским клубом был краткосрочным — с 1 февраля до конца мая. Так все было задумано заранее. К концу весны "Бухарест" определился с новым ассистентом Василе. Им стала бывшая гандболистка клуба и сборной Румынии Юлия Куря.
— Вас не смущает, что вы снова становитесь тренером-совместителем? Там более — работая на две страны. Вот, например, Амброс Мартин чуть больше года назад разорвал отношения со сборной Румынии и заявил, что работать с клубом и национальной командой в разных странах совершенно нереально.
— У меня отличные отношения с черногорской федерацией. В моем контракте есть пункт, позволяющий параллельно работать с клубами. С тех пор как я возглавил сборную Черногории, уже дважды принимал приглашения "Бухареста". И вот теперь возник вариант "Ростов-Дона", от которого я вряд ли мог отказаться.
В ключевом разговоре с директором ростовского клуба Антоном Ревенко я был предельно откровенен и сказал, что хочу продолжать работу со сборной Черногории. Он не возражал, а значит, в нынешней ситуации все стороны устраивает мой статус тренера-совместителя.
— Вы уверены, что останетесь тренером черногорской сборной до Олимпиады в Токио?
— Мой теперешний контракт в Черногории действует до окончания чемпионата Европы в декабре. Очень надеюсь, что у меня будет шанс довести черногорскую сборную до Олимпийских игр. Взялся за работу с ней без малого три года назад, незадолго до чемпионата мира-2017.
Переговоры с черногорской стороной только впереди, но рассчитываю, что на протяжении всего предстоящего сезона у меня будет две сверхответственные работы: в Ростове-на-Дону и в сборной Черногории.
Прекрасно понимаю объем и сложность таких нагрузок. Но в случае со сборной мне все-таки проще, чем коллегам из других стран, потому что костяк сборной Черногории традиционно собран в "Будучности", а еще несколько игроков выступают в Румынии и Венгрии.
Чувствую, что могу выдержать режим работы в двух местах. "Ростов" — это большой вызов, Черногория — возможность повезти команду на Олимпиаду. Если по завершении этого сезона станет понятно, что я не справляюсь, тогда придется расставить приоритеты и сделать выбор.
— Что скажете про ваш штаб в "Ростов-Доне"?
— Не думаю, что стоит что-либо менять в системе отношений, выстроенной моим предшественником Амбросом Мартином. Никаких решений еще принято, ни с кем из вероятных помощников — Томашем Главатым и Татьяной Березняк — я еще не общался. Более того, не поговорил пока даже с соотечественницей Анной Лагерквист, новичком "Ростов-Дона".
Амброс проделал огромную работу, и с моей стороны было бы глупо не воспользоваться ее плодами. В числе первых моих действий — выход на связь с ростовскими коллегами и физиотерапевтом сербом Сашей Матичем, который некоторое время работал в "Будучности". Мы должны услышать друг друга и определиться с ближайшими планами.
— Самый актуальный вопрос: когда вы присоединитесь к команде?
— Обе стороны — менеджмент клуба, мои агент и юрист — будут работать в одном направлении, чтобы ускорить оформление документов. Это как минимум две недели. Но, возможно, и больше. Я-то с удовольствием приехал бы уже на днях.
— Кажется, неплохим сценарием будет воссоединение с командой на первом матче Лиги чемпионов против "Ференцвароша" в Венгрии?
— Здесь есть забавные совпадения. Когда впервые приехал в "Бухарест", первой была встреча с "Ференцварошем". Нынешней зимой, когда я уже в третий раз оказался в Бухаресте, первая еврокубковая игра снова была против "Фради". И вот теперь он снова намечается в дебютном матче — третий раз на моем тренерском пути.
— Про ваши цели в Ростове спрашивать ведь излишне.
— Не совсем корректно говорить про мои персональные цели, потому что я иду в один из самых мастеровитых и амбициозных клубов Европы. Еще до моего прихода перед ним стояла задача побеждать в Лиге чемпионов. Собственно, поэтому я согласился на предложение из России максимально быстро и решительно.
Артем Шмельков
Фото: aftonbladet.se, prosport.ro.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .