Олимпийский траверс. Афины-2004. Алексей Растворцев: «Кто ж думал, что та медаль станет последней?»
Цикл воспоминаний о медальных Олимпиадах советского и российского мужского гандбола завершает рассказ об Играх в столице Греции, от которых нас отделяют уже 16 лет без восхождений на пьедестал.
Состав сборной России: Андрей Лавров, Алексей Костыгов; Виталий Иванов, Олег Кулешов, Денис Кривошлыков, Александр Тучкин, Василий Кудинов, Павел Башкин, Дмитрий Торгованов, Александр Горбатиков, Алексей Растворцев, Вячеслав Горпишин, Сергей Погорелов, Михаил Чипурин, Эдуард Кокшаров.
Алексей Растворцев:
— В афинском составе хватало ветеранов, но было немало и молодых. Не припомню, чтобы такое деление как-то влияло на отношения внутри команды. Владимир Салмановч Максимов снова собрал дружный и боеспособный коллектив.
Алексей Растворцев
Понятно, что к нашим суперзвездам мы относились уважительно. Играть рядом ними — для меня это представлялось чем-то невероятным.
Помню, двенадцатилетним пацаном допоздна смотрел трансляции с чемпионата мира 1990 года, где блистали Александр Тучкин и Андрей Лавров. И спустя годы в одной команде с этими легендами мы начали поход за олимпийскими медалями.
Не могу сказать, что в той сборной был какой-то один неформальный вожак. Скорее, мы, молодые, старались прислушиваться ко всем более опытным партнерам. Это и Тучкин с Лавровым, и Вячеслав Горпишин, и Василий Кудинов. Все прошли по несколько успешных Олимпиад. Поэтому в команде всегда было кому в нужный момент повести за собой.
Штаб Максимова выжал, пожалуй, максимум из имевшихся у него ресурсов. Опытная и титулованная, но уже, мягко говоря, далеко не юная команда смогла пройти долгий турнирный путь без фатальных спадов и функциональных ям. Причем на пик она вышла на решающей второй неделе Олимпиады. Наш рассказчик считает, что этому способствовала работа на сборах.
Алексей Растворцев:
— Подготовка к Олимпиаде проходила в Новогорске с перерывами на выездные товарищеские турниры. Как обычно, перед соревнованиями топ-уровня сборы были страшными. Выдерживать столь серьезные нагрузки физически очень тяжело. Только в заключительном цикле тренировок объемы были сокращены. Но занятия всегда были трехразовыми. Послаблений нам не давали.
Скажу про себя. К Играм был готов хорошо. У меня накопились травмы, но так вышло, что именно в 2004 году все зажило. К тому же плодотворно потрудился на сборах и по ощущениям был на пике физической формы. Хотя считаю, что олимпийский турнир — это в большей степени психология.
Первые мысли, что на Олимпиаду еду, появились у меня еще до официальной публикации заявки. Всегда ведь можно понять, когда на тебя рассчитывают. Условно говоря, если на контрольных турнирах выходишь в основе или получаешь большое игровое время, то спрогнозировать свои перспективы несложно.
И все равно тревожно было до самого отъезда. А когда я узнал, что в итоговую заявку попал, чувства были непередаваемые. Я и спортом-то стал заниматься именно с этой мечтой — о поездке на Олимпийские игры.
Статус победителей предыдущих Игр формально обязывал рассматривать подопечных Максимова как главных соискателей золота Афин. Но слишком много воды утекло за прошедшие четыре года…
Алексей Растворцев:
— Олимпиада — это всегда отдельная история. Сколько было случаев, когда признанные лидеры не выдерживали ее давления и сыпались в решающий момент. Конечно, мы понимали, что едем в Афины точно не в статусе главных фаворитов.
Команда была слабее, чем та, что выиграла сиднейское золото. В предыдущем цикле сборная России не сходила с пьедесталов крупнейших турниров. После Игр-2000 результаты стали скромнее. Но все же мы никого не боялись и ехали с мыслями о медалях.
Первым оппонентом россиян стали соперники по сиднейскому четвертьфиналу — словенцы. На сей раз они дали куда более серьезный бой, чем на прошлой Олимпиаде, но вновь ушли с площадки побежденными. Для нашего героя это был дебют на соревнованиях такого ранга.
14.08. Россия — Словения — 28:25 (16:13)
Россия: Лавров (н.в.), Костыгов (15/40=38%); Иванов (1/1), Кулешов (1/2), Кривошлыков (7/9), Тучкин (2/7), Кудинов (1/2), Башкин (н.в.), Торгованов (2/2), Горбатиков (н.в.), Растворцев (2/6), Горпишин, Погорелов, Чипурин (3/3), Кокшаров (9/10).
Алексей Растворцев:
— На церемонию открытия мы не пошли. Календарь турнира был сверстан так, что стартовый матч против сборной Словении игрался утром первого соревновательного дня. А потому оставаться до позднего вечера на олимпийском стадионе Афин было невозможно.
Мы приехали на Игры дней за пять до начала. И даже провели "товарняк" с венграми на арене, где и прошел гандбольный турнир. Я вышел, сыграл и подумал: а, ерунда, что все говорят про эту Олимпиаду. Мол, тот же мяч, то же покрытие, те же соперники — ничего страшного.
А вот как пришла пора дебютного матча против словенцев, так оно и началось. Вроде и не считался в команде новичком, пару чемпионатов Европы прошел, на "мир" ездил, а вот поди ж ты…
Не скажу, что был в той игре совсем потерянным, но волнение и ответственность слегка придавили. Но ко второму тайму потихоньку раскачался, пару голов забросил. В итоге мы удачно провели концовку и добились победы.
Но вскоре на россиянами сгустились тучи. Поражение следовало за поражением, и выход в плей-офф хотя бы с четвертого места в группе оказался под вопросом.
16.08. Южная Корея — Россия — 35:32 (16:16)
Россия: Лавров (3/13=23%), Костыгов (7/32=22%); Иванов (3/3), Кулешов (1/1), Кривошлыков (4/6), Тучкин (5/9), Кудинов (0/1), Башкин (н.в.), Торгованов (5/5), Горбатиков (н.в.), Растворцев (5/9), Горпишин (1/1), Погорелов (2/2), Чипурин (3/3), Кокшаров (6/8).
18.08. Испания — Россия — 29:26 (11:11)
Россия: Лавров (8/37=22%), Костыгов (н.в.); Иванов (3/4), Кулешов (2/5), Кривошлыков (2/2), Тучкин (4/6), Кудинов, Башкин (н.в.), Торгованов (5/6), Горбатиков (н.в.), Растворцев (6/11), Горпишин, Погорелов (0/1), Чипурин (1/1), Кокшаров (3/8).
20.08. Хорватия — Россия — 26:25 (10:14)
Россия: Лавров (13/39=33%), Костыгов (н.в.); Иванов (2/3), Кулешов (2/2), Кривошлыков (2/2), Тучкин (2/7), Кудинов (1/3), Башкин (н.в.), Торгованов (6/6), Горбатиков (н.в.), Растворцев (6/16), Горпишин, Погорелов, Чипурин, Кокшаров (4/9).
Алексей Растворцев:
— После удачного старта мы потерпели три поражения. Но крест на команде никто не ставил. Нас ведь не громили — максимальная отрицательная разница составила три мяча. И с корейцами, и с испанцами, и с хорватами вели споры мяч в мяч.
Конечно, дружина наша была возрастной. Возможно, в финишные минуты не справлялись с темпом, в чем-то просто не повезло. Но все понимали: пока шансы не утеряны, надо драться.
Большое значение имела уверенность Владимира Салмановича. Максимов ведь по натуре победитель, выиграл все возможное и как игрок, и как тренер. Поэтому все так же настраивал нас на победу.
Хотя и без взбучек, естественно, не обходилось. Помню, и мне от рулевого доставалось прилично. Те Игры вообще получились напряженными в плане тренерских установок, потому что после с четырех туров группового раунда мы оказались в положении "пан или пропал".
Игры на вылет для отряда Максимова начались фактически в последнем туре группового турнира. Чтобы оказаться в топ-8, россиянам нужно было не проиграть исландцам, И здесь сборная явила миру крепость духа, помноженную на огромный опыт и высокий уровень мастерства. Это сочетание факторов оказалось для северян неодолимым. Забегая вперед, отметим: не только для них…
22.08. Россия — Исландия — 34:30 (17:11)
Россия: Лавров (10/40=25%), Костыгов (н.в.); Иванов (2/3), Кулешов, Кривошлыков (4/5), Тучкин (4/9), Кудинов (н.в.), Башкин (н.в.), Торгованов (7/9), Горбатиков, Растворцев (10/16), Горпишин, Погорелов (0/1), Чипурин (1/1), Кокшаров (6/9).
Итоговое положение: 1.Хорватия — 10 очков. 2.Испания — 8. 3.Южная Корея — 4. 4.Россия — 4. 5.Исландия — 2. 6.Словения — 2.
Алексей Растворцев:
— Настрой перед встречей с исландцами был простым: надо выигрывать, иначе зачем вообще было сюда приезжать? В подготовке не было ничего из ряда вон выходящего: накануне игры прогулялись по городу, посмотрели видео матчей соперников, еще раз внимательно их изучили.
Фактически это была встреча 1/8 финала. В случае неудачи вся работа, проделанная в олимпийском цикле, пошла бы прахом. Скажу больше: пустой становилась бы вся спортивная жизнь, потому у кого-то второго шанса выступить на Олимпийских играх могло и не быть. В таких ситуациях на передний план выходит опыт. А у нашей команды его было немало.
Нарушая правила жанра, позволим авторское воспоминание о впечатлениях, что предшествовали следующей победе россиян.
Два центральных российских телеканала, имевшие права на показ Игр, прямую трансляцию четвертьфинала против французов проигнорировали. Спортивное телевидение в те времена было гораздо менее доступно, чем сейчас, а интернет для большинства существовал лишь в виде мудреного иностранного слова. Поэтому оперативно узнать результат было затруднительно.
Но и диспозиции хватало для осознания, насколько мало шансов у сборной России. Тем большим шоком стала информация о результате. Не мог поверить в нее, даже трижды пересмотрев газетную новостную строку. Подумалось: уж не типографская ли там опечатка?
Четвертьфинал
24.08. Россия — Франция — 26:24 (13:14)
Россия: Лавров (15/39=38%), Костыгов (н.в.); Иванов (5/7), Кулешов (4/5), Кривошлыков (3/4), Тучкин (2/6), Кудинов (1/1), Башкин (н.в.), Торгованов (3/3), Горбатиков (н.в.), Растворцев (2/6), Горпишин, Погорелов, Чипурин (1/1), Кокшаров (5/7).
Алексей Растворцев:
— Французы выходили против нас безоговорочными фаворитами. Еще бы: они выиграли все пять матчей в группе, летели по турниру, никого не замечая. Возможно, это и сыграло с ними злую шутку.
А еще наш четвертьфинал начался гораздо позже запланированного, потому что в предыдущем поединке два овертайма сыграли испанцы против немцев. "Трехцветные" так жаждали доказать свое превосходство, что могли и перегореть.
А в сборной России было много чемпионов, прошедших огонь, воду и медные трубы. Очень устойчивые психологически мастера, которых невозможно было напугать успешно пройденным групповым этапом. На характере мы ту встречу и взяли. Выдали максимум.
Соперники планировали сразу показать, кто в доме хозяин. Но их стартовый рывок оперативно погасили, и втянули французов в равную, качельную игру. Андрей Лавров в "рамке" просто порхал — прыгал так, словно ему 20 лет, а не 42 года.
Оппоненты оказались не готовы к такому сопротивлению. А осознание, что права на ошибку, в отличие от группового турнира, у них нет, давило еще сильнее. И в такой тяжелой ситуации они французы откровенно задергались. Хотя шансы спастись у них были. Но наше упорство их, по-видимому, уже надломило. Они наделали каких-то совершенно безумных ошибкок в большинстве — не выдержали нервы. Одним из этих огрехов воспользовались Эдуард Кокшаров и Олег Кулешов, разыграли быстрый отрыв — и игра была сделана.
На вторую подряд сенсацию сборной России не хватило. Впрочем, ход полуфинала оказался настолько нетипичен, что он все равно остался в истории гандбола. Нечасто разгромные "минус шесть" получает команда, вратарь которой отражает половину бросков. Беда была в том, что в противоположных воротах еще фантастичнее действовал Хеннинг Фритц.
Полуфинал
27.08. Германия — Россия — 21:15 (9:10)
Россия: Лавров (21/42=50%), Костыгов (н.в.); Иванов (1/1), Кулешов (1/2), Кривошлыков (0/2), Тучкин (1/8), Кудинов (0/2), Башкин (н.в.), Торгованов (5/5), Горбатиков (н.в.), Растворцев (2/6), Горпишин, Погорелов (1/2), Чипурин (0/1), Кокшаров (4/5).
Алексей Растворцев:
— Тот матч помню очень хорошо. И до сих пор у меня нет ответа на вопрос о причине провала во втором тайме. Начну с того, что ситуации, которая сложилась к перереву, была нелепа. У нас включил свой гений на полную мощность Лавров — стартовые полчаса он отстоял с фантастическим показателем в 60 процентов надежности. По большому счету, когда так работает голкипер, команда должна к антракту выигрывать около десяти.
Но мы куражом Андрея не воспользовались, а затем что-то уже сломалось. Стали делать глупейшие потери, мяч банально не доходил до немецких ворот. То ли сказался возраст команды, то ли помещала показать лучший гандбол близость медалей, то ли злую шутку сыграла досада от нереализованного в первом тайме перевеса.
Это был шок. Понимание, что ты отдавал все силы, а они уходили в никуда, ввергло в ступор. Не получалось ровным счетом ничего. Пять голов за тайм — и в худшие времена у сборной России не было такой статистики.
Даже великий маг Лино Червар признается, что не умеет настраивать команду на бронзовые матчи. Очень многие тренеры считают это едва ли не самой тяжелой задачей. Как собрать команду после утраты шансов на золото и внушить ей мысль, что путь еще не окончен? Максимову это удалось, хотя герой нашей ретроспективы отмечает странное ощущение, царившее во время игры.
Матч за 3-е место
28.08. Россия — Венгрия — 28:26 (13:10)
Россия: Лавров (15/41=37%), Костыгов (н.в.); Иванов (3/6), Кулешов (1/2), Кривошлыков (2/3), Тучкин (0/3), Кудинов (4/6), Башкин (н.в.), Торгованов (2/4), Горбатиков (н.в.), Растворцев (7/11), Горпишин, Погорелов (1/1), Чипурин (0/1), Кокшаров (8/10).
Алексей Растворцев:
— После полуфинала пришло опустошение. Хотя третье место — это тоже достижение, к тому же ты заканчиваешь турнир на победной ноте. Но состояние действительно отличалось от обычного настроя на важнейший матч. Я даже не могу его описать.
Игра прошла вроде бы в равной борьбе, но в итоге два мяча мы выиграли. А ощущения накала страстей не было совсем, хотя трибуны бурлили, на кону стояла олимпийская медаль.
И все-таки я был счастлив. Это тоже была важная победа. Прежде всего — над самими собой. Мы смогли справиться с переживаниями после проигрыша немцам. А место на подиуме всяко лучше четвертой позиции.
После встречи с венграми Максимов сравнил греческую пару арбитров с примерными пионерами, которые раньше всех поднимают руки. Фраза вошла в цитатник выдающегося тренера-острослова.
Алексей Растворцев:
— Гандбол очень зависим от судейства. И то время я уже привык, что сборная России зачастую играла против девятерых — особенно почему-то на чемпионатах Европы. Наверное, в матчах группового раунда случались странные свистки арбитров не в нашу пользу.
Возможно, и бронзы нас хотели лишить. Но мы были сильнее, доказали это, и на явный криминал судьи не шли. В этом тоже заключен рецепт побед. Убедительно покажешь, что ты лучше, — никто не сможет тебя утопить.
Этот успех — пока последний для российского мужского гандбола. Ни взрослая сборная, ни команды младших возрастов не попадают на пьедесталы топ-турниров уже более полутора десятков лет.
Алексей Растворцев:
— В олимпийской деревне Владимир Салманович налил всем шампанского. Кратко поздравил нас с третьим местом. Выпили по бокалу, и он ушел. А вскоре и мы разошлись по делам.
Никто в те минуты подумать не мог, что это будет последняя медаль сборной для нашего поколения. Я играл в национальной команде до 2013 года, и для меня страшно, что так получилось. В "нулевые" были еще пятые-шестые места, мы останавливались близко к пьедесталу. А дальше стало только хуже.
В Афинах нас пусть и не обвиняли в провале, но говорили, что как-то мы не дотянули до максимума. А теперь о таком результате можно только мечтать. Разумеется, такого падения никто не планировал — рассчитывали и дальше побеждать.
Обычно успешное выступление на крупном турнире вкупе с внушительной личной статистикой становятся трамплином для перелета за рубеж. Но второй бомбардир сборной России на Олимпиаде сделал иной выбор.
Алексей Растворцев:
— За статистикой на Играх не следил совершенно — во главе угла был командный результат. Это уже потом подсчитали, что я оказался в числе лучших снайперов.
Наверное, олимпийский успех повысил мои котировки на трансферном рынке. Но в 2003 году я заключил трехлетний контракт с "Чеховскими Медведями". Все о том знали, потому особо меня никто и не звал. Когда срок соглашения подошел к концу, было много предложений из-за границы. Но я решил остаться в Чехове. Хотелось что-то выиграть в составе российского клуба — и условия, и состав у нас для этого были вполне подходящими…
Денис Козлов