Олег Астрашапкин: «Факторов перехода в ЦСКА много. И сам проект, и условия, и город, и язык»
БЦ разузнал у белорусского правого полусреднего мотивы переезда в Москву из венгерского "Чурго". И заодно дал возможность российской публике познакомиться с ним поближе.
— Как ты физически перебазировался из Венгрии в Москву?
— В марте все европейские чемпионаты поставили на паузу. Президент "Чурго" собрал нас и сказал: так и так, минимум две недели перерыв, хочу, чтобы вы были с семьями. В том числе иностранцы. Мол, езжайте домой, а после паузы уже подумаем, как будете возвращаться. Я оставил все там, в том числе машину. Взял только одну сумку и поехал домой в Могилев.
Рассчитывал, что через две недели вернусь. Тренировался с "Машекой" по программе, которую скидывал тренер по физподготовке. А через какое-то время в Венгрии объявили о завершении чемпионата. Границы закрыты, я сижу дома, поехать за вещами никак не могу... А в Россию из Беларуси перебраться уже проще.
— Получается, ты толком и не попрощался с ребятами из "Чурго"?
— Да. Жалко. Обычно в конце сезона у нас был ужин с участием президента, тренеров, игроков. Жаль, что не удалось повидаться и поболтать со всеми.
— Объясни, почему решил перейти в другой клуб и почему этим клубом оказался именно ЦСКА.
— Захотелось попробовать что-то новое. Условия здесь в чем-то лучше. Ну и захотел оказаться в городе побольше. Потому что Чурго — это деревушка. Крыша не ехала. Но было скучно.
— В Москве может возникнуть обратная проблема — слишком шумно и суетливо.
— База ведь у нас не в самой Москве, а в Красногорске. А его суетливым я не назвал бы. Город, как и у нас в Беларуси. 150-170 тысяч человек. Буду жить там, поблизости от тренировочного зала.
— Как проходили переговоры с ЦСКА?
— С менеджером начали искать клуб, хотя "Чурго" и предлагал остаться. Были и другие предложения. Но появился вариант с Москвой. Это заслуга менеджера.
— Долго раздумывал?
— Размышлял. Хотел найти что-то в Европе. Но в Москве создается серьезный, достойный проект. Решил, что это лучше. Еврокубки, СЕХА-лига, чемпионат России — игр будет много. Это тоже один из факторов, почему я сюда поехал.
— Куда еще мог перейти? В "Чурго" ты много играл и забрасывал. Наверняка предложений хватало.
— Был вариант в Румынии. А еще во Франции — приглашал один из последних клубов высшей лиги.
— БГК не звал обратно?
— Нет. Были какие-то разговоры. Но предложения не поступало.
— Близость к дому как-то повлияла на решение?
— Да. Шесть часов — и я уже дома. Можно чаще приезжать. Плюс здесь русский язык. А то поднадоело уже. В Венгрии на сто процентов не пообщаешься.
— За четыре года не удалось выучить трудный венгерский даже в малой степени?
— В малой им владею. Знаю все гандбольные термины, цифры, основные фразы... Могу заказать еду. Порой могу объясниться. На венгерско-английском, на пальцах. Венгерский язык используется только в Венгрии. Не понимал, для чего его учить.
Тем более прежний тренер хорошо говорил на английском. А в последнем сезоне нами руководил балканец Алем Тоскич. Как будто и не венгерская была команда. Ровно половина игроков — приезжие, балканцы и я. Другая половина — венгры. Главный тренер говорил на сербском. А второй, тоже серб — он много поиграл в Венгрии — переводил на местный. Словно где-то в Сербии выступали, и это венгры приехали к нам.
— Если суммировать: что стало главный фактором трансфера в ЦСКА?
— Этот фактор состоит из нескольких. Отличные условия, русскоязычное пространство, близость к дому, серьезный проект.
— Как на твое решение отреагировали родные и друзья?
— Позитивно. Мама рада. Когда был в Венгрии, она переживала. Думала, что мне тяжело. А здесь Москва, близко к дому. Друзья шутили: о, пойдешь служить.
— Готов при необходимости сыграть и на краю?
— Естественно. Я ведь начинал там. Чуть-чуть потренироваться — и можно сыграть и на краю.
— До перехода в команду был знаком с кем-то из игроков?
— Отдаленно. Перед тем как в первый раз уехать в Венгрию, провел с Брестом летние сборы. Тренировался вместе с Пашей Атьманом. С Саней Деревенем постоянно пересекались на уровне молодежных сборных. Мы из одной генерации. Вообще я ребят знал. Но не в курсе, знали ли они меня.
— Сейчас уже раззнакомился?
— Да. Мы уже команда. Кстати, в одном подъезде со мной живет Денер Яанимаа.
— Интересно: двух правых полусредних поселили вместе.
— Ну да. До меня здесь тоже жил правый полусредний — Игор Радоевич. Я в его квартиру и заехал. Может, так даже лучше. Нам есть о чем поговорить с Денером. Играем на одной позиции, можно что-то и придумать вместе. Тем более он человек общительный. Мы подружились.
— Вы ведь похожи по манере игры?
— Трудно сказать. Видел не так много его матчей. Но чем-то похожи, да. Он быстрый, невысокий. Естественно, тоже не будет бросать с пятнадцати метров через блок.
— Чемпионат России слабее венгерского. Это не смущало при переходе?
— А кто сказал, что он слабее? И почему? Потому что там "Веспрем" и "Пик"?
— Да. А еще есть неплохая "Татабанья".
— Считаю, что "Табанья" уровнем ниже, чем ЦСКА. Когда проигрываешь "Веспрему" и Сегеду по десятку мячей, как случалось с нами, из этого много хорошего не вытянешь. В Венгрии, не считая опять же "Веспрема" и "Пика", все команды примерно одного уровня. Каждая игра — заруба.
— Если взять четыре твоих венгерских сезона, на какое место поставишь минувший — в плане своей игры и выступления команды?
— Может, даже на первое. Очень интересно было бы доиграть чемпионат. Когда пришел Тоскич, вся игра кардинально поменялась. Мы победили ту же "Татабанью", которую не могли обыграть несколько лет, французский "Ним" в одном из двух матчей Кубка ЕГФ.
Думаю, могли выступить лучше, чем прежде. Если год назад были пятыми, то сейчас могли стать, например, четвертыми. С самыми сильными командами мы уже сыграли. Оставались послабее. Хотя, конечно, мяч круглый. Как-то поехали на матч с клубом, занимавшим последнее место. И уступили.
— А что касается конкретно твоей игры?
— Вначале она, может, была посерьезнее. В плане физической подготовки в Венгрии все не так, как в России или Беларуси, где если тренировка, то тренировка. Там такой режим-лайт. Больше отдыха. В Беларуси, условно говоря, было десять тренировок в неделю, а в Венгрии — шесть. Это чувствовалось.
— По чему венгерскому будешь скучать?
— Если из еды, то по гуляшу. Это топ-топ-еда. Еще я люблю рыбалку. Но в последний сезон вообще не ездил. То удочек не было, то времени, то этот вирус. А вот по прежним временам, когда рыбачил, буду скучать. Ну и, естественно, по команде. Ребята в "Чурго" веселые.
— Почему при результативной игре в Венгрии и при всех проблемах сборной Беларуси на позиции правого полусреднего у тебя никак не получается в ней раскрыться?
— Если бы я знал причину, исправил бы это. Нет ответа на вопрос.
— Юрий Шевцов как-то сказал, что тебе нужно больше уверенности...
— Возможно. Это же тренер. Ему, конечно, виднее. Я-то думаю, что с этим вроде как все нормально. Но он смотрит на меня со стороны.
— В другом российском клубе когда-нибудь мог оказаться?
— Мог. В "Динамо" из Астрахани. Когда уходил из Бреста в аренду, было два варианта: "Динамо" или венгерский "Вац". Решил поехать в "Вац".
Сергей Мордасевич
Фото: фейсбук Олега Астрашапкина; cskk.hu.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .