Смотрите, кто ушел. Анна Кочетова: «Сборная? Скажу так: чего была достойна, то и выиграла»
Большой бомбардир Анна Кочетова решила закруглить карьеру в 33. И, как выяснилось, решение созрело еще год назад. Разговор по душам — специально для БЦ.
— Правда, что заканчивать карьеру ты хотела еще год назад?
— Всерьез собиралась уходить. Но директор "Астраханочки" Геннадий Лебедев и главный тренер Влатко Джонович каждый со своей колокольни стали уговаривать как минимум подумать. В центре задней линии действительно были проблемы: состояние здоровья Карины Сабировой внушало тревогу, с Ханной Нуньес еще не договорились. Можно сказать, меня уболтали. Сама прикинула, что уходить после пятого места не хочу. Но вышло так, что ухожу после четвертого. Разница невелика. И, как показал прошедший сезон, мои изначальные мотивы — уйти по состоянию здоровья — никак не изменились. Но продлила контракт, и обязательства надо было выполнять, доделывала работу, как могла.
— Знаю тебя как человека очень домашнего. Наверняка ведь и оторванность от родного Волгограда — тоже причина?
— В точку. Домой очень хотелось. Вдали — даже с мужем и сыном — все равно было тяжеловато. Если выдавались один-два выходных, сразу садились в машину и ехали в Волгоград. Разлука с родными — серьезное испытание для меня.
— Как бы ты охарактеризовала три года, что провела в Астрахани?
— Только с добротой и теплом могу отозваться о тех условиях, что были созданы для меня и моей семьи в "Астраханочке". Отдельное спасибо, конечно, Геннадию Андреевичу Лебедеву. Открыли для себя много новых красивых мест, приобщились к рыбалке. На своем примере узнала, что такое тащить удочку — как-то на нее три воблы попались.
— В свое время строила планы провести всю карьеру в Волгограде?
— Никогда не думала, что доведется завершать выступления в Астрахани. Кто-нибудь сказал бы мне такое лет десять назад, ни за что не поверила бы. Всегда казалось, что весь профессиональный путь пройду в Волгограде. Но, так сложилось, пришлось уходить…
— Вспомни печальные обстоятельства, при которых это произошло.
— Когда вернулась в гандбол после рождения сына, мне не заплатили первую зарплату. А потом, как снежный ком, и вторую, и третью, и четвертую, и пятую. Президент "Динамо" Василий Сидоренко заявил, что клуб не в состоянии выполнять условия контракта. Здесь и поняли, что пора сворачивать удочки. Все, что не заплатили в "Динамо", впоследствии погасили в "Астраханочке". Геннадий Андреевич Лебедев сделал так, что в Астрахани мне заплатили за все пять безденежных месяцев в "Динамо".
— Как вообще нарисовался вариант перехода в "Астраханочку"?
— Лебедев уже давно и неоднократно зазывал к себе, а я все не решалась. А когда возникла тупиковая ситуация с выплатами в "Динамо", Геннадий Андреевич снова вышел на связь. И мы обо всем договорились.
— Наверняка ведь были и реальные возможности уехать в европейские клубы?
— Конечно. И не раз. Никогда в жизни у меня не было агента, но предложения прилетали разные. Говорила, что подумаю. А сама даже особо не рассуждала — не представляла себя за границей. Поэтому сейчас даже названий клубов, которые звали к себе, не вспомню. Ну, разве что назову румынский "Олтким" времен его расцвета лет десять назад.
— Лучший тренер, с кем тебе довелось работать?
— Самое сложное — постараться никого не обидеть в ответе на этот вопрос. Поэтому назову Левона Оганесовича Акопяна, светлая ему память.
— Ведь твоя мама Ольга Игнатьевна — тоже гандбольный тренер?
— Сейчас уже нет, а начинала в гандболе я действительно у мамы. Совсем малая — в четыре-пять лет — бегала со взрослыми девочками. Мама от безвыходности брала меня с собой на работу, так что могу сказать, что росла в гандбольном зале. А потом меня, первоклашку, мама отдала в трепетные руки Любови Сидоричевой. Любовь Петровна вложила в меня очень много. Особенно запомнились наши войны в мой переходный возраст, когда я стала прогуливать тренировки. Но Любовь Петровна меня "перебазарила", убедила, что гандбол — это мое.
— Когда почувствовала, что перешла из детского гандбола во взрослый?
— Мне было лет пятнадцать. Помню, мама пришла с работы и сказала: "Аня, едешь на Голодный". Это означало, что Левон Оганесович Акопян берет меня на сборы основной команды, которые проходили на острове Голодный. Я как представила всех великих гандболисток, с которыми столкнусь — Ализар, Бодниеву, Наукович, мне стало страшно, и я проплакала весь вечер.
И еще помню первую зарплату — как большой праздник для меня. В памяти не осталось, за что, но заплатили в "Акве" 500 рублей — счастье было безмерное, ты даже не представляешь! 2000 год, и на эти 500 рублей мы с мамой смогли одеть меня в школу.
— Каким с сегодняшних позиций представляется тебе ваше великолепное динамовское партнерство в задней линии? Ольга Акопян (Левина), Татьяна Хмырова и ты.
— Собрать нас вместе решил Левон Оганесович Акопян. Поначалу у нас даже не было общих комбинаций, а потом стали так понимать и дополнять одна другую, что несколько лет подряд никто остановить не мог. Динамовские края оставались на голодном пайке, потому что всю игру делала наша задняя линия.
С Татьяной у нас поменьше общего по жизни. А вот с Ольгой мы знакомы огромное количество лет, проводили много времени вместе не только в залах, но и за их пределами — гуляли, отдыхали сообща. Совсем недавно виделись на моем дне рождения. Наши родители — моя мама и Олин папа — были гандболистами и по молодости пересекались.
С Ольгой Акопян
— Шесть лет подряд — с 2009 по 2014 — "Динамо" ни с кем не делилось чемпионством. Какой из титулов для тебя ценнее других?
— Первый — это, понятно, всегда особенный. Но еще выделю финальную серию сезона-2011/12 между "Динамо" и "Ростов-Доном", когда в первом матче мы разом травмировались с Левиной. У Ольги случилось повреждение локтя, а я ушла с голеностопом. Девчонки — просто умнички, смогли выиграть и без нас.
— Самое сильное качество той команды?
— В любой ситуации проявляли фирменный волгоградский дух. У нас были настоящее и искреннее единство, идеальные отношения в коллективе: ни намека на зависть или злость. И в этом, конечно, огромная заслуга тренера Виктора Рябых.
— С тех победных времен прошло не так много времени — пять-шесть лет. Что-нибудь связывает нынешнее "Динамо" с прежним?
— Со стороны судить очень сложно. Вижу, что бьются девочки, как умеют. Что творится внутри, не знаю. Да уже и неинтересно.
— Какая травма досаждала тебе больше других по ходу карьеры?
— Однозначно это вывих левого плеча. Давно дело было, еще в молодежной сборной. На одном из турниров играли с польками. Выходила на бросок, соперница толкнула меня в прыжке, и я неудачно приземлилась. Помню, что очень больно было подниматься на ноги. Когда увидела себя в зеркале в раздевалке, испугалась и долго ревела: плечо вылетело из сустава. Мне тогда сказали, что если три раза так же вывихну плечо, надо будет делать операцию. После третьего раза я перестала считать, а операцию так и не сделала. Всю карьеру с таким плечом и отыграла.
— Сборная России — больная тема для тебя?
— Скажу так: чего была достойна, то и выиграла. Значит, большего добиться было не судьба.
— На фоне нестыковок со сборной серебро чемпионата Европы-2018 имело для тебя особое значение?
— Не могу так утверждать. Все-таки во Франции играла слишком мало, чтобы почувствовать настоящую причастность к завоеванию медали. Как говорят, совесть грызет за то, что не могла отдать тогда команде все сто процентов.
— Как бы ты описала свои отношения с Евгением Трефиловым?
— Все было… В том числе инцидент, когда сначала я хотела в сборную, а меня не брали. Потом наоборот: меня хотели приглашать, а я не стремилась ехать. В итоге нашли общий язык. Запомнила о Евгении Васильевиче только хорошее. Люблю и уважаю этого человека.
— Недавно твой первый тренер Любовь Сидоричева сравнила другую свою воспитанницу Дарью Стаценко с тобой. Что испытываешь, когда слышишь подобное?
— Конечно, приятно. Прекрасно знаю о прогрессе Даши в "Динамо" и желаю ей расти и прогрессировать под началом такого замечательного наставника.
— Чем собираешься заниматься? Твои планы как-то связаны с гандболом?
— Лето планирую посвятить семье и близким. Хочу насладиться домашними хлопотами, хорошей погодой, маленькими огородными радостями. Не планирую связывать дальнейшую жизнь со спортом. Но это я пока так говорю. Точного "нет" не даю. Вот в Астрахани же уговорили и заставили изменить решение заканчивать год назад.
Суперлига. "Астраханочка"-2020/21: с Трефиловым не договорились. Но, может, оно и к лучшему
Артем Шмельков
Фото: Дмитрий Марочкин; пресс-служба ГК "Динамо-Синара"; pro-sports.ucoz.ru.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .