Андрей Крайнов: «Философия минского СКА не менялась никогда, и она сохраняется»
Армейский клуб завершил досрочно остановленный чемпионат Беларуси на привычном втором месте. Обещанный осенью штурм позиций гегемона из Бреста в очередной раз не удался.
Об этом серебре, равно как и о других итогах и событиях сезона, скомканного коронавирусным форс-мажором, говорим с председателем СКА Андреем Крайновым.
Чемпионат Беларуси. Взгляд вдогонку. Столичный танк был смят под брестским прессом
— В ночь на вторник синоптики обещали в Минске аномальный ливень. Но к утру накапало только на пару луж. И сразу подумалось: это хорошая ассоциация для разгона интервью. СКА тоже многое обещал на старте…
— А я вот не помню, чтобы мы давали какие-то громкие обещания. Просто собирались делать свою работу. К старту сезона подвели команду, которую хотели сохранить. Плюс добавили туда опытных Сергея Шиловича и Дениса Рутенко, ушедших из БГК.
Но этого оказалось мало для ожидаемого вами "ливня". Чтобы соперничать с клубом имени Мешкова, качественных игроков требовалось больше.
— В воскресном телеинтервью вы сказали, что в целом сезоном довольны. Что дает основания для такой оценки?
— Решение нескольких важных задач, которые мы ставили. Прежде всего мы продлили карьеры не только Шиловичу и Рутенко, но и Диме Никуленкову. Эти опытные игроки помогли в становлении нашей молодежи.
Что особенно важно, Шилович и Никуленков оказались исключительно полезны для сборной, достойно сыгравшей на чемпионате Европы и в итоге получившей место на чемпионате мира. Думаю, без их участия сделать это было бы сложнее.
Идем дальше. Кому в этом сезоне мы проиграли? Только брестчанам и "рейнским львам".
— Не спорю. Но к этому пассажу просится шутливый уточняющий вопрос: а у кого из сильных соперников в этом сезоне вы выиграли?
— Ха, давайте отвечу серьезно. Обыграли брестчан в первой встрече в чемпионате. В Балтийской лиге побеждали выступавший и в Лиге чемпионов финский "Кокс". В Кубке ЕГФ прошли добротного словенского середняка "Рибницу".
Но в принципе вы правы: сильных соперников нам нынче действительно критично не хватило. Причины известны. Это фатально неудачная жеребьевка в еврокубке и ранний из него вылет.
Начиналось-то все по плану. Но "Райн Левен" мы не прошли бы, даже отыщись в наших закромах некие дополнительные резервы. Это все равно был бы не наш уровень соперничества.
— Не спорю. Но огорчило, как сразу после немецкой неудачи команда опустила руки — фактически на всю оставшуюся половину сезона…
— С этим в какой-то мере соглашусь. Желание пошуметь в Кубке ЕГФ у ребят было очень сильным. И этот вылет, конечно, в эмоциональном плане прилично отбросил нас назад…
— Но ведь, казалось бы, оставалась вполне рабочая мотивация: соперничество в чемпионате страны с мешковцами — в их, пожалуй, самой слабой за последние лет пять версии. Но не случилось и этого.
— Брестчане выглядели слабо только в первой половине сезона, пока наигрывали значительно обновленный состав.
Мы ведь выиграли у них на старте. Однако потом не закрепили успех на выезде, уступив всего мяч. Возможно, тот проигрыш имел психологические последствия даже более тяжелые, чем поражения от "львов".
— Не разделю утверждения, что БГК во второй части сезона был грознее, чем в первой. Но спрошу о другом. В чем были ваши главные слабости при сравнении с чемпионом на площадке?
— Уверен, что прежде всего нам не хватило сильных левых полусредних и линейного. Не в полной мере оправдались расчеты на молодых Юлиана Гирика и Артура Рудя. А Слава Бохан, хотя и заметно добавил в обороне, в нападении от необходимого уровня остался далек. С такими слабостями в составе претендовать на золото в чемпионате было нереально.
— Финиш сезона был смазан тревогами пандемии. Как она отразилась на ситуации в вашем клубе?
— Последняя домашняя игра против мешковцев во дворце без зрителей эмоций точно не добавила.
Что главное для нас в теперешней ситуации? Это сохранить клуб, сберечь то, что наработано в нем годами.
В нашей структуре своя детская школа. Есть дочерняя команда БГУФК-СКА. Не создай мы ее — даровитые ребята 2000 года рождения уже разбежались-разъехались бы по разным адресам, кто-то закончил бы играть. Мы сохранили их вместе, добавили к ним парней на год-два моложе. Сезоном ранее в чемпионате страны эта команда взяла лишь очко. Сегодня она финишировала четвертой.
Проект реализован с участием федерации и университета физкультуры. Живую заинтересованность в нем проявил рулевой сборной Юрий Шевцов. Для чего это нужно? Чтобы у нас был резерв для подпитки первой команды не совсем сырыми юношами, а игроками, обкатанными на уровне чемпионата страны, не самом для них плохом.
Чемпионат уже остановлен. Но на минувшей неделе мы провели пару тестовых матчей двух наших команд. В первом молодые, сказать по правде, смотрелись слабо — проиграли десять мячей. Во втором — уже лучше: всего шесть. На этой неделе будет третья встреча. После нее получим полную картину и будем решать, кто те пять-шесть игроков, которые достойны перевода в первую команду на следующий сезон.
— Как с провозглашенной вами задачей "сохранить клуб" соотносится заявленная в последние недели перспектива расстаться в это межсезонье сразу с восемью игроками первой команды, исполнявшими в ней видные роли? Вы меняете концепцию клубной работы? Вас уже не интересуют титулы?
— Философия СКА не менялась никогда, и она сохраняется. В ее основе — работа с белорусскими гандболистами и стремление взять титулы в чемпионате и Кубке страны.
Сегодня в этот посыл вплетается фактор финансового положения. Вы же видите: из-за кризиса, вызванного пандемией, в игровом спорте по всему миру массово сокращаются зарплаты, худеют клубные бюджеты. В какой-то мере это неизбежно коснется и нас.
Сейчас я должен думать не только о сорока спортсменах, с которыми у нас подписаны контракты, но и о школе с ее тренерами, о персонале клуба, о новом спортивном комплексе на улице Бурдейного. Мы там теперь хозяева. Зал стал нашей основной тренировочной базой, за что огромное спасибо строившей арену федерации.
Мы можем обсудить каждый из предстоящих восьми уходов…
— Давайте не станем отвлекаться на расставания с ветеранами: Шиловичем, Рутенко, Никуленковым, Иваном Бровко. Здесь логика и причины расставаний в принципе ясны. Но как быть с потерями обоих вратарей — Ивана Мороза и Алексея Кишова?
— Чистая экономика. У них заканчиваются контракты. И есть предложения от других клубов — с зарплатами, которые мы им обеспечить никак не сможем.
Истекает контактный срок и у Алексея Ушала. Это хороший линейный. Но перспектив роста у него не вижу. И есть смысл подтянуть в состав на его место кого-то из перспективной молодежи.
Единственный, кто уходит от нас с действующим контрактом, — это Бохан. Содержать его нам было бы тяжело экономически.
— Эта ситуация застает вас врасплох?
— Нет. Мы ее предвидели и к ней готовились. Планомерно подтягивали к повышению в статусе вторых номеров и дочернюю команду.
Кстати, еще не закрыт вопрос по Шиловичу. Сергей завил, что он очень устал от гандбола и хочет передохнуть пару месяцев. Попросил паузу до августа.
Возможно, осенью он еще поможет нам в Евролиге. Там пока сплошная неизвестность. На какой стадии мы стартуем? Какой окажется жеребьевка?
Возможно, какие-то из клубов не справятся с выдвинутыми ЕГФ условиями по уплате депозита, залу, покрытию площадки, рекламным панелям, то есть будут отказы от участия. Все это может упростить задачу попадания в групповой раунд, когда достаточно будет успеха в одном раунде квалификации.
— Так ведь при необходимости может тряхнуть стариной и Никуленков?
— И такую опцию держим в уме. Но пока планируем переквалифицировать Дмитрия с его огромным и свежим опытом игрока в помощники Игорю Папруге. Намечается интересная тренерская команда, где с ними продолжит работать и Вадим Сашурин.
Поделюсь наблюдением. В этом сезоне нашим тренерам было непросто выстраивать и соотносить нагрузки для разных возрастных групп игроков. Того, что было перебором для того же Шиловича, оказывалось мало для молодых.
Поэтому команду приходилось разбивать на группы при подготовке к значимым матчам. Обновленный состав будет в этом смысле более однородным — с возрастным диапазоном 18-22.
— Его содержание обойдется вам намного дешевле трат на нынешний состав?
— Скажу так: его суммарная зарплата будет сопоставима с контрактным месячным заработком Влада Кулеша в "Виве". Надеюсь, при этом мы непременно раскроем вам новых Кулешей и Корольков. И продолжим сражаться за результаты.
— На что нацелитесь в следующем сезоне?
— На прежние ориентиры. Мы уже в августе будем бороться с БГК за сохранение Кубка страны, взятого нами год назад.
Повторюсь: в концепции клуба ничего не меняется. Можно присмотреться к составу сборной Беларуси. 16 из 18 игроков, выступавших в январе на чемпионате Европы, в разные годы прошли подготовку в нашем клубе. Мы не говорим, что все они наши кровные воспитанники. Они приглашались со всей страны. Но доводка их до нужного уровня была армейской.
— Сквозной темой уходящего сезона (как, впрочем, и предыдущих) были травмы важных для вас игроков. Рудь, Хмельков, Шилович… Все ли точно в дозировке нагрузок? Верен ли их характер?
— Артур Рудь порвал крестообразную связку почти два года назад. Первая операция оказалась неудачной — ее пришлось переделывать. У парня практически выпал и этот сезон.
Беды Димы Хмелькова во многом проистекают из его характера. Он мешает ему перетерпеть микротравмы, и это тормозит развитие парня.
А что еще вы приведете в пример? Никуленков пришел к нам с коллекцией микроповреждений и в наколеннике — и в таком возрасте не пропустил за два года ни одной тренировки! Шилович не выпадал из рабочего режима до декабря. И вспомните, как мы поставили в строй после множества повреждений Диму Камышика (он, к слову, и сейчас с нами тренируется).
Глобального травматизма у нас не вижу. Для молодых игроков надо, напротив, добавлять тренировочные объемы. Сейчас они процентов на двадцать меньше, чем во времена, когда у нас подрастали Артем Королек, Влад Кулеш, Саша Подшивалов.
А самая заметная медицинская история в этом сезоне была связана вовсе не с травмами. Перед последней встречей с БГК подхватили простуды и были на больничных по полторы-две недели сразу шесть игроков. Это тоже сказалось на исходе того матча.
— К осеннему старту сезона можно ожидать у вас пополнение со стороны?
— Хотим присмотреться к молодому брестскому линейному Дмитрию Датчуку. Интересно, что БГК сам вышел на нас с таким предложением. Подобному сотрудничеству с друзьями-соперниками мы всегда рады.
Новобранцев с громкими именами у нас точно не будет. Но летом на трансферном поле возможны интересные процессы. Если раньше значимые сделки закрывались в основном не позже марта, то нынче они могут случиться и в августе.
Никто не знает, как поведет себя рынок в кризисную пору и, к примеру, в каких положениях окажутся к концу лета те же белорусы, имеющие контракты за рубежом.
— Как намерены решать проблему вратарей?
— Немного подождем. Держим в поле зрения Максима Лапицкого из Гродно. Три молодых голкипера есть у нас в клубе. Возможно, появится желание вернуться на родину у Славы Солдатенко. Здесь нам точно не стоит спешить. Прореха в центре обороны — забота более серьезная.
— Насколько критично сегодня экономическое положение клуба?
— Ничего критичного нет. Подписаны и действуют спонсорские договоры. И мы очень благодарны партнерам, которые не перестали нас поддерживать в трудные времена.
Справляемся с задачами по зарплате. Чуть урезали ее только высокооплачиваемым игрокам. Отправляем команду в отпуск и в полном объеме выплатим отпускные. Не скажу, что все хорошо, но пока живем.
Мы тратили средства только на основную деятельность и потому накопили кое-какие запасы. И, конечно, спасибо за помощь и внимание городским властям, федерации. Они относятся к клубу бережно. Нас не бросают.
Сергей Новиков
Фото: Александр Шичко, пресс-служба СКА.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .