Юрий Зайцев о делах российской «молодежки». Повышенный спрос — на таланты и оптимизм
Знаменитый краснодарский тренер, работающий в штабе российской "молодежки" вместе с Валентином Бузмаковым, предлагает поверить в ее успех на чемпионате Европы.
— Вопрос ребром: вы согласны, что мужской российский гандбол безнадежно отстал от конкурентов не только на взрослом уровне, но и на младших?
— Утверждать, что наша молодежь во всем отстает от зарубежных сверстников, не буду. Мы можем уступать в некоторых компонентах, и то далеко не всегда.
Да, в Европе фактически перешли на формирование не двух, как у нас, а трех сборных младших возрастов. Они чаще собираются, проводят больше матчей. Но это, с моей точки зрения, не так для нас критично.
В чем у конкурентов более серьезное преимущество? В комплектовании. У них шире выбор. Из последних поколений у нас наиболее урожайной на перспективных игроков таланты была, пожалуй, сборная 1996 года рождения. В ней было двадцать ребят, и на каждое место в стартовом составе претендовали по три игрока хорошего уровня. К сожалению, у той команды не получилось продуктивного выступления на главных стартах.
Если говорить о команде 1998 года рождения, то там вроде и были достойные ребята, но высочайшим требованиям они не отвечали. Если подходили по критериям роста-веса, то отставали в игровом мышлении, и наоборот.
Сейчас я работаю с парнями 2000 года. И, честно говоря, не вижу у них серьезной дистанции отставания от топовых европейских сборных. Взять, скажем, январский турнир в Венгрии, где мы обошли хозяев, хорватов и словенцев.
Учились бы, на младших глядя! "Молодежка" (U-20) выиграла турнир. Попутно победив венгров…
— Но ведь на юношеских и молодежных чемпионатах мира и Европы россияне давно на вторых ролях.
— Самый тревожный фактор — частичная утеря тактического набора, который "садится" на ребят уже намного тяжелее и готовится значительно дольше, чем прежде.
Хотя многие молодежные команды слепо копируют тактику взрослых сборных. А в мужской гандбол вернулся тренд на упрощение. Практически возвращается "бей-беги" — то, что было в моде много лет назад. К хитрой тактике, направленной на то, чтобы создать на определенном участке численное преимущество и его реализовать, почти не прибегают.
Допустим, у команды бедная тактическая схема. Разыгрывающий и линейный бегают "скресты" на двенадцати метрах, а защитники спокойно за этим наблюдают, поплевывая в потолок. А потом их задача — просто закрыть быструю стяжку. Закрыли — дальше в рядах атакующих пожар и паника: что делать, куда бежать? Игроки понимают, что двери наглухо заколочены. И дальше идет набор индивидуальных действий разной степени успешности.
Вследствие меньшего, чем у конкурентов, числа сборов мы не можем вытащить команду на уровень, где стали бы диктовать соперникам нечто свое, им не ведомое. А играть с ними в "бей-беги" мы тоже не в состоянии из-за бедности выбора при формировании состава. Немцы выбирают кандидатов в сборные из пятисот человек, про французов и говорить нечего.
— Но этим сборным наша "молодежка" хотя бы давала бой. А вот во встрече с испанцами на юношеском чемпионате Европы все было грустно.
— Интересно, что при богатых резервах нынешняя молодежная сборная Испании набором гандболистов не потрясает. Два года назад на "Европе" в Хорватии она взяла нас другим. В ключевом матче, где решалось, кто продолжит борьбу за топ-8, испанцы поставили сверхвысокую защиту, которая стала загадкой для наших ребят.
— Как вышло, что на турнире в Венгрии уже россияне ставили оппонентов в тупик?
— Предложил ребятам с листа сыграть определенный набор связок, которые соединили в общее целое. В результате получилось неплохо, потому что у нас имелся четкий план: что за чем следует. Ни у кого не было паники, все знали, что если где-то не получилось, есть возможность исправиться в следующей фазе.
И, естественно, невозможно побеждать на турнирах без яркой игры отдельных гандболистов. В январе очень сильно сыграл голкипер Владислав Мартыненко, который прежде держался несколько в тени. Здорово провел все матчи наш разыгрывающий Женя Грибков. Отлично проявили себя игроки задней линии. Например, Егор Овчинников.
Я сознательно чуть отодвигаю Илью Белевцова и Сергея Иванова, чтобы избежать упреков в расхваливании своих краснодарских ребят. Но они и вправду в числе ведущих.
Уверенно сыграли крайние Илья Демин и Никита Ильтинский. Мы вообще имели преимущество в том числе вследствие активности передней линии. Выстрелил и линейный Андрей Такшеев — он четко представлял, в какой точке получит мяч при определенной схеме, а дальше уже подключал исполнительское мастерство.
— Кстати, о мастерстве. При просмотре венгерского турнира ловил себя на редкой для последних лет мысли: наши попросту умеют больше, чем соперники.
— Точно им не уступают. Если бы чемпионат Европы нам предстоял не в январе 2021 года, а годом раньше, не сомневаюсь, что мы выступили бы там успешно. Хорваты — элитный уровень молодежного гандбола, венгры — околоэлитный, словенцы примерно на одном уровне с нами. На этих конкурентах мы проверили свой уровень технико-тактического мастерства, и проверка показала: находимся рядом с топ-командами.
Для нас, правда, стала загадкой хорватская оборона 5-1 с далеко выдвинутым передним защитником высокого роста. Он практически не смещался при любых наших перестроениях. Но это единственный негативный нюанс. В остальном выглядели тактически сильнее оппонентов. Это сложилось с яркой игрой лидеров и дало нужный эффект.
— Сделал уже едва ли не десяток интервью с парнями из этой сборной — они эти выгодно отличаются от прежних генераций уверенностью.
— Если спортсмен выигрывает даже микродуэли, в психологическом плане он вырастает. Это закон. К тому же многие ребята уже играют не последние роли в клубах — то есть они молоды, но и понюхали пороху. А еще сейчас каждый из них знает свой маневр на площадке. Не сомневаюсь, что так у нас будет и дальше.
— А как вам в целом работается в роли консультанта-советчика Валентина Бузмакова?
— Прекрасно. Чаще всего к моим советам он прислушивается. О чем-то мы можем поспорить — ведь гандбол не состоит из однозначных ответов. И не скажешь, что за одну январскую неделю, пользуясь отсутствием заболевшего главного тренера, я смастерил отличную команду. Ничего подобного — все шло закономерно, в соответствии с программой.
"Молодежка" Валентина Бузмакова. "Парни хотели приехать в больницу. Я отговорил — работа важнее"
Побили нас летом в той же Венгрии на предыдущем турнире — сделали выводы, поняли, над чем необходимо работать. Создали задел на октябрьском сборе, а дальше уже предстоял январь с выездом на соревнования. За это время успели скорректировать подготовку, сделали все необходимое.
— Из-за чего у штаба сборной чаще болит голова?
— Из-за дефицита по-настоящему талантливых ребят. Это характерно не только для нашей команды. Уверен, что похожим образом дело обстоит и в юношеской сборной. Да и для предыдущих поколений проблема была острой.
Например, многие из сборной 1998 года рождения уже выступают в командах Суперлиги. Но это произошло в основном потому, что просто пришло время для этого возраста. А ярко засветился пока лишь Сергей Марк Косоротов.
То же самое — с игроками на два года старше. Все активно играют, некоторые пополнили состав национальной сборной. Но звездой кого-то из них пока не назовешь.
Раньше в сборной любого возраста вырастали два-три игрока, о которых можно было сказать: подлинные таланты. И выбор был значительно шире.
Я ведь работаю на этом поприще очень давно, начинал еще в 1981 году главным тренером сборной РСФСР на Всесоюзной спартакиаде школьников в Вильнюсе. Помню статью тогдашнего гостренера и будущего главы нашей федерации Александра Кожухова в "Советском спорте". Она называлась "Это совсем не детский гандбол". Он с восторгом писал, что на соревнованиях школьников уже играли два десятка двухметровых парней — а спрос на высоких ребят был тогда очень велик.
В то время каждая самобытная гандбольная школа давала приток классных игроков. Сейчас таких заметно меньше. Возможно, теперешняя "молодежка" положение улучшит. От генерального директора ФГР Льва Воронина слышал, что пару перспективных ребят уже в ближайшее время вызовут на смотрины в главную сборную. Но все равно пока это единицы.
Массовость — важный критерий. Но и уровень подготовки тоже оставляет желать лучшего. На недавнем онлайн-семинаре, устроенном федерацикй, высказал мнение, что тренировочному процессу в детско-юношеских школах не хватает плотности. Предложил методики, за счет которых это можно исправить в кратчайший срок.
Аудитория тогда собралась внушительная. Надеюсь, часть тренеров начнут занятия по тем рекомендациям, и это в любом случае принесет плоды.
— В последние сезоны у нас в глобальном плане регулярно "выпадает" какая-либо позиция. Лет пять назад было не найти линейных — не от хорошей жизни почти в сорок лет брали на топ-турниры Александра Черноиванова. Сейчас в дефиците леворукие полусредние…
— Ну, тема левшей всегда стояла особняком. Сборная, где появлялся классный игрок с бросковой левой, сразу повышала котировки.
Сейчас россияне слабо выступили на январском чемпионате Европы. Надо понимать, что если в команде нет полноценного правого полусреднего, то позиционная атака ведется узким фронтом, снижется уровень реализации. Для соперников это легкий ребус. Откуда взяться эффективности, если ширина фронта двенадцать метров? Добери оставшиеся восемь — вот она, дополнительная результативность.
Если наша федерация введет на юношеском уровне определенный ценз на левшей, это будет правильно. Не получается находить и растить их естественным путем — придется делать квоты принудительными.
— "Молодежке" в этом плане легче?
— Отчасти. Есть Сергей Иванов, вполне способный леворукий игрок, который полностью соответствует современным тенденциям. Однако он один. Когда он "наедается", приходится выпускать правшей — и это уже совсем иная тактика.
Суперлига. Сергей Иванов: "Хорваты спрашивали мои данные и контакты — взяли на карандаш"
А прежняя генерация? Были неплохие парни — Андрей Беляев, Никита Каменев. Оба с хорошими физическими данными. Но по качеству подготовки быть лидерами не могли, не говоря уже о том, чтобы помочь на крупном турнире национальной сборной. Ведь трудности в комплектовании взрослой команды произрастают из проблем младших…
Взять, скажем, дирижеров атак. Я написал статью для журнала "Физическая культура, спорт — наука и практика". Его, правда, мало читают. Анализировал прошедший чемпионат Европы и практику лучших сборных на позиции разыгрывающего.
В нашем чемпионате на ней играют в основном гандболисты скромных габаритов. А у топов в этом амплуа универсалы вроде Домагоя Дувняка и Дани Сармьенто. Они могут и бросить издали, и обороняться на месте второго защитника. А это уже дает значительное преимущество, ибо меньше замен — больше порядка. Снижается шанс получить легкий гол в контратаке. У нас сейчас в подобной роли Дмитрий Житников. Но что будет, когда он закончит?
— Какой результат молодежной сборной на первенстве континента сочтете удачным?
— Сложно ответить. Там будут с полтора десятка примерно равных команд. И выпячиваться, рассказывая, что мы выиграли один турнир и теперь всех порвем, было бы странным.
У нас сложности и такого плана: травмируйся кто из основы, результат сразу будет хуже. Вот если бы нам активнее помогали ребятами регионы, было бы куда легче.
Например, как вышло с Андреем Такшеевым? Человек из чемпионата Туниса пришелся ко двору, причем в сжатые сроки. И сейчас даже не сомневаюсь, что он у нас номер один среди линейных.
"Написать Бузмакову первым было наглостью". В российской "молодежке" есть легионер из Туниса!
Разумеется, в сборную должны призываться игроки с определенным уровнем исполнительского мастерства, а его повышают в клубах. Примером служит работа Спартака Мироновича, который трудился над этим денно и нощно. Поэтому у него в минском СКА талантливые гандболисты вырастали, как грибы.
— Но хотя бы физически кандидаты, приезжающие из клубов, пребывают на нужном уровне?
— В клубе гораздо проще оценить кондиции — там идет постоянный тренировочный процесс, есть разделение нагрузок. У нас полноценного контроля состояния нет. Как можно определить, насколько готов спортсмен? Глазом тренера? Но пока этот глаз-алмаз точно высчитает, уже сбор закончится — а за отведенные пару недель нужно многое успеть.
Порадовало, что на октябрьском сборе "молодежки" была применена система оперативного контроля состояния игроков по омега-потенциалу. К счастью, в строю специалист из группы, которая внедряла эту систему еще во времена СССР. Это Вячеслав Костенко.
Он живет в Краснодарском крае и работает в этой сфере около пятидесяти лет. Но его практика больше связана с медициной, а не с профессиональным спортом. Хотели продолжить сотрудничество и в январе, но тогда его перехватили баскетболистки. Эффект от этой методики настолько зрим, что человека рвут на части.
Он поставляет данные, а выводы из них делать нам. И мы начинаем работать, исходя из параметров. Ни глаз, ни нюх, ни другие органы чувств наставников не способны заменить точные подсчеты.
Гандболист может действовать на грани физических возможностей, находясь в функциональной яме. А конкуренция в сборной его только подхлестывает. В итоге вместо подъема на необходимый уровень, он садится в еще более глубокую яму.
А тренеры видят работу на сборе и думают: о, молодец, отлично потрудился. И после будут шокированы: почему спортсмен, так здорово работавший на тренировках, провалился на соревнованиях?
За то, что мы смогли осуществить такой контроль, нужно благодарить Льва Воронина. Я рассказал ему об этой системе. А уже его прогрессивные взгляды помогли найти нужного специалиста, связаться с ним и достичь поставленной цели.
— Перед чемпионатом Европы такую практику примените?
— Хотелось бы. А лучше всего было бы, если бы Вячеслав осуществил контроль перед выездом на турнир, а потом делал это же и по ходу самого чемпионата. Функциональное состояние — компонент, на который нанизываются и тактическая, и техническая, и психологическая составляющие. В таких играх мелочей не бывает.
— На что еще сделаете упор в дополнительные месяцы, появившиеся у вас после переноса турнира на зиму?
— В реальности времени осталось совсем немного. Маловероятно, что мы сможем поработать в июне — к тому времени, скорее всего, не во всех регионах снимут карантинные ограничения. В августе клубы Суперлиги будут готовиться к новому сезону, который, вполне возможно, начнется раньше привычных сроков.
Получается, остается только октябрьский сбор. Затем в декабре традиционная короткая сессия с выездом на контрольный турнир. И уже в январе такой же короткий сбор перед отъездом на чемпионат Европы. Задача на этот отрезок — шлифовать то, что умеем.
Очень велика польза от спаррингов. Когда нам намяли бока прошлым летом, сразу задумались, что необходимо сделать. Январь показал, что мы на верном пути. Необходимо доработать те находки с небольшими вкраплениями нововведений.
Но в сборной не должно быть высокой текучести кадров. У нас они все считанные. Это не Германия, где травма одного игрока, болезнь второго, дисциплинарный штраф третьего никого не ужаснут — всегда на подходе четвертый, который не хуже.
— Так что же главное для младших сборных: побеждать на турнирах своих возрастов или исправно обеспечивать кадрами главную команду страны?
— Не противопоставляю эти две дороги. С одной стороны, задача любой "молодежки" — готовить пополнение для взрослой национальной сборной. А через успехи на крупных соревнованиях формируется та самая психология победителей. Вы же не зря отметили уверенность парней в себе. А из чего она вытекает? Ребята чувствуют, как они прогрессируют.
И добавлю: рад, что "Быстрый центр" нас заметил. Паблисити для игроков очень важно. Они видят, что про них пишут и говорят, что с ними связывают надежды. Это и сил придает, и в работе мотивирует…
Юрий Зайцев: "Меня с площадки на носилках унесут"
Кого бояться россиянам? Потенциальные герои юниорского ЧЕ-2020, засветившиеся на взрослом
Денис Козлов
Фото: пресс-служба ГК СКИФ; facebook.com/nekakademia.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .