Веселые мемуары. Подъем переворотом циферблата, или Пробка на египетском шоссе
Репутацию отменной рассказчицы подтверждает Оксана Роменская. Трехкратная чемпиона мира с улыбкой вспоминает истории из славного былого сборной России и "Лады" из Тольятти.
Рома Доброеутро
В 1999 году оба отборочных матча к чемпионату мира против сборной Исландии по договоренности между федерациями мы в два дня играли на площадках соперниц.
В январе на северном острове была почти круглосуточная полярная ночь. До отеля в Рейкьявике мы добрались за полночь, наступили уже сутки первой игры, а заодно — и моего дежурства по команде.
Обычно нас расселяли парами, но в тот раз повезло — хозяева расщедрились на одноместные номера. Я приготовила список с номерами всех членов делегации, положила его на ночной столик возле кровати и легла спать.
Проснулась как от удара током. Взглянула на часы: о, боже, проспала подъем! Будить команду следовало 7.30, а на циферблате было на четверть часа больше. Непростительный прокол для 22-летней гандболистки, игравшей за сборную второй сезон!
В панике обзвонила команду, скороговоркой повторяя для всех время завтрака и отъезда на тренировку, цвет формы. Когда разбудила девчонок и тренеров, дошел черед до последнего в списке — доктора Сяита Сабировича Альмяшева.
Наш всегда невозмутимый док выслушал мой установочный монолог, не прерывая, и только потом ласково заключил:
— Ромочка, по-моему, ты слишком рано нас будишь.
— Что вы, Сяит Сабирыч! Наоборот. Извините, проспала. Опоздала минут на двадцать.
— Ромочка, на часы посмотри. Сейчас пятнадцать минут третьего.
И только тогда до меня дошло. Мои часы с римским циферблатом лежали на тумбочке перевернутыми! Здесь мне повторно чуть не сделалось плохо. Ладошки похолодели, лоб покрылся испариной. Это же надо умудриться: сорвала сборной ночной отдых перед игрой!
Панику прервал стук в дверь. На пороге стояла наш капитан Людмила Гудзь с круглыми глазами:
— Рома, что стряслось? Почему ты так рано нас разбудила?
— Люся, извини, пожалуйста. Перепутала, посмотрела на перевернутый циферблат.
— Ох, а я уже про неладное подумала. Быстро всех обзванивай и укладывай досыпать!
Так и сделала. Потом и сама часа на два забылась в тревожном сне и повторный подъем скомандовала вовремя.
Конечно, на завтраке пришлось отбиваться от подколок. А по дороге на игру автобус от смеха ходил ходуном. Кстати, в обеих играх мы одержали тогда победы с большими разрывами.
И знаете, что меня до сих пор поражает? Как же высок был тогда у нас уровень дисциплины и доверия друг к дружке! Дежурная сказала "подъем" — значит, подъем. Многие успели умыться, почистить зубы и заправить постели.
Ну а надо мной девчонки потом еще долго подшучивали. Я даже прозвище получила Рома Доброеутро. Это они переиначили на свой лад фамилию главной героини популярной кинокомедии "Королева бензоколонки". Ту звали Людмила Добрыйвечер.
Красноморская закалка
Сезон-2001/02 годов оказался очень удачным для сборной России и тольяттинской "Лады". Под руководством Евгения Трефилова сборная выиграла перовое золото чемпионата мира в Италии, а "Лада" стала первой в России и завоевала Кубок кубков.
В начале июня, в преддверии законных отпусков, руководители клуба и автозавода организовали нам поощрительную поездку в Египет, на Красное море. Прилетели мы туда в отличном настроении, предвкушая приятное времяпрепровождение. Обстановка тому способствовала: прекрасный отель на берегу, система "все включено".
Предвкушение отдыха омрачали разве что мысли о странным образом назначенных на июнь товарищеских встречах со сборной Дании. Играть их предстояло вскоре по возвращении домой.
Больше всех беспокоило это Евгения Трефилова. Он правильно оценивал ситуацию, предполагая, что тренироваться в отеле нам будет негде. Но мы старались об этом не думать. Сказывалась накопленная по ходу сезона усталость, и работать совсем не хотелось.
Но после размещения в отеле Трефилов первым делом провел собрание. И пошел сразу напролом:
— Девчонки, все понимаю. Но впереди ответственные поединки с датчанками, растерять форму полностью нельзя. Будем делать хотя бы зарядку с пробежкой по утрам.
— Евгений Васильич, а вы территорию отеля видели? Она же крошечная и тесная, яблоку негде упасть.
— Ничего, что-нибудь придумаем…
Представьте себе Египет в июне. Плюс 40 градусов, и одно спасение — море. Но утром после первого завтрака тренер объявил:
— Сегодня бежим кросс.
— Так его же негде бежать.
— Почему? А если вдоль шоссе?
На трассу мы вышли в топиках с открытыми плечами и шортах. Минут через пять беговой работы понимаем: вокруг что-то не то. Машины на встречной полосе тормозят, разворачиваются и медленно следуют за нами, норовя подобраться ближе.
Совсем скоро правоверные мусульмане образовали на дороге огромную пробку. И мы поняли, что лучший выход — это развернуться и ускориться в направлении отеля.
Евгения Васильича наши возбужденные объяснения, да еще на фоне сбитого дыхания, убедили — ругаться он не стал.
Однако следующим утром объявил:
— По шоссе больше не бегаем. Побежим вдоль моря по песочку. Очень полезно.
— Евгений Васильич, так на той вон табличке по-английски написано: внимание, выходить за ограждение опасно.
— Ну так это чтобы никто посторонний на "все включено" не притащился.
Выбрались за территорию отеля через забор, побежали. И вдруг откуда ни возьмись наперерез нам бросился абориген небольшого росточка в черном бедуинском одеянии до пят и лег в ноги Трефилову:
— Мистер, плиз, стоп, стоп, снейк!
Волнистые движения рук подсказали отгадку:
— Он предупреждает, что там змеи.
— Да какие змеи! Если они даже есть, мы их не боимся.
…Кое-как, внимательно поглядывая под ноги, тот кросс мы домучили. А после финиша Трефилов сдался:
— Ладно, делать нечего. С утра пораньше, пока пляж пустой, будем делать заплывы в море метров на триста, а потом бросать в воду камни.
Вернувшись в Россию, мы почти сразу перелетели в Данию и выиграли там те важные (для Трефилова других не бывает) товарищеские матчи.
Сергей Приголовкин
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .