10 мин.

Александр Подшивалов. Штанга на свежем воздухе, PlayStation с Корольком, «молчанка» ЦСКА

Играть в немецкую бундеслигу он отправился из минского СКА позапрошлым летом. Для белорусских гандболистов это редкий по нынешним временам легионерский маршрут.

Два сезона в "Миндене" — срок и опыт, сигнализирующие о крайней желательности связи с Александром Подшиваловым. Тем более что трансферный интерес к 24-летнему разыгрывающему сборной Беларуси обозначил нынешней весной московский ЦСКА.

Александр Подшивалов. Штанга на свежем воздухе, PlayStation с Корольком, "молчанка" ЦСКА, изображение №1

— Все мы сейчас на самоизоляции. Расскажи, где и как проходит твоя.

— По-прежнему в Миндене. Месяц назад объявили, что сезон в бундеслиге приостановлен. Первый перенос был на двадцатые числа апреля. Сейчас все еще говорят о возможности возобновить игры 16 мая.

Пока же игрокам нашего клуба разрешили при желании разъехаться по домам и самостоятельно поддерживать форму. У меня тоже была возможность отправиться в Беларусь. Но мы с Дашей решили немного подождать, проследить за событиями отсюда.

Наверное, поступили правильно. Дома ситуация с эпидемией постепенно обострилась. И не было никакого смысла перемещаться из одного карантина в другой. Тем более что здесь, считаю, условия для самостоятельного поддержания формы лучше. Есть жилье, где мы сами себе хозяева.

И потом, пока есть вероятность оперативного возобновления сезона, при отъезде надо было бы просчитывать и необходимость срочного возвращения в Германию. Такой вот расклад.

— Как строишь карантинный быт?

— Прежде всего регулярно тренируюсь, чередуя дни силовой и беговой работы. Плюс по вечерам уделяю время растяжке, мобилизации.

В свободное время учу немецкий, читаю книги. Сейчас подходящее время для такого саморазвития. Стараемся по возможности гулять на улице, катаемся на велосипедах. При соблюдении дистанции безопасности здесь это не запрещено. В хорошую погоду люди выходят на солнышко, просто сидят на лавках. Я тоже стараюсь работать со штангой и гирями на свежем воздухе.

При желании всегда можно связаться с Артемом Корольком, обсудить дела, зарубиться в интернете в PlayStation. Знаете, ему в Кельце коротать карантин тоже не очень-то весело.

Александр Подшивалов. Штанга на свежем воздухе, PlayStation с Корольком, "молчанка" ЦСКА, изображение №2

— Как организована у вас связь с клубом? Оттуда контролируют вашу работу и времяпрепровождение?

— Не скажу, что контроль навязчив. Ставка делается на профессионализм игроков. Нам раздали планы самостоятельных тренировок. При желании каждый может добавить туда что-то свое. Тренер Франк Карстенс выходит на связь. Подбадривает, просит не останавливать работу.

Периодически узнаем новости от руководителей клуба. Насколько знаю, на следующей неделе окончательно определится, будет ли бундеслига завершать нынешний чемпионат.

— Признайся, в твоей теперешней тренировочной программе много заимствований из практики фитнес-тренера минского СКА Вадима Сашурина?

— Конечно. Работая и с Вадимом Леонидовичем, и с Игорем Николаевичем Папругой, и со Спартаком Петровичем Мироновичем, оценивал многие упражнения как полезные именно для себя. Например, те, которые позволяют активировать сразу большую группу мышц. Что-то меняю в этих упражнениях под себя. Так что тот опыт армейских времен сегодня очень кстати.

— По твоим ощущениям, насколько продуктивен такой форс-мажорный тренировочный режим? В какой мере позволяет он сохранить мышечный тонус и физические кондиции?

— Пожалуй, занимаюсь собой сейчас даже усерднее, чем по ходу сезона. Наметил цель — улучшить свою физическую форму за время этого карантина. Понятно, что речь идет прежде всего о показателях силовой подготовки или бега. Не могу быть уверенным, что при выходе на площадку сразу заиграю качественно — давно не держал мяч, не делал специфических движений, и в этом плане поначалу могут быть сложности. Но, думаю, все быстро вернется. Уверен, при необходимости возобновить сезон прямо сейчас был бы к этому неплохо готов.

— Остановка немецкого сезона совпала по времени с новостями о твоем возможном трансфере в ЦСКА. За месяц тема получила какое-либо развитие?

— Ничего нового. Совсем. Пока все ограничилось информацией, что россияне мною интересуются. Руководители "Миндена" эту тему со мной не обсуждали. Никаких контактов с московским клубом тоже не было.

— Но сам ты размышлял о такой возможности? Сформировал свое отношение к ней?

— У меня есть контракт с "Минденом", рассчитанный еще на сезон. С учетом этого обсуждать какой-то переход сейчас рано. Пока я в Германии. И должен думать, как именно здесь развивать карьеру. Если придет пора что-то решать, тогда и буду оценивать варианты, в том числе и московский.

Александр Подшивалов. Штанга на свежем воздухе, PlayStation с Корольком, "молчанка" ЦСКА, изображение №3

— Станешь советоваться с рулевым сборной Беларуси Юрием Шевцовым?

— Он здесь не так далеко от меня даже географически. Мы на связи. Могу советоваться с Юрием Анатольевичем по многим вопросам. Если станет актуальным выбор нового клуба, то, конечно, его мнение будет для меня тоже важно.

— Если посчитать, что нынешний чемпионат Германии уже завершился, как ты его оценишь?

— Начать с себя? Наверное, сезон получается неоднозначным, с ощущением недосказанности. Его начало смазала травма, из-за которой пропустил несколько туров. Это было досадно, потому что на "предсезонке" все шло хорошо, чувствовал себя уверенно.

Выбился из колеи, какое-то время нагонял партнеров. Считаю, это удалось. К концу осени стало снова получаться многое. Был рад попасть на чемпионат Европы в составе сборной. Короче, чувствовал, что я в теме и могу играть по-настоящему, как хочу и могу.

Но по возвращении в клуб что-то вдруг изменилось. Стал получать мало игрового времени. Решился на небольшой разговор с тренером. Он успокоил, сказал, что по-прежнему на меня рассчитывает. Однако после той беседы в нескольких матчах все осталось по-прежнему. А потом нагрянул коронавирус и окончательно сорвал вторую часть сезона. Она едва ли годится для анализа.

Но, на мой взгляд, хотя играл перед паузой мало, на тренировках из игры не вываливался, хороший уровень готовности подтверждал. И, по своим ощущениям, существенно продвинулся за этот сезон вперед.

— А команда? Насколько отвечает уровню "Миндена" его теперешнее четырнадцатое место?

— Оно совсем не наше. В этом сезоне были матчи, которые даже безотносительно к тактике и "физике" показали, как у команды изменилась ментальность. С ней стал интересно работать психолог. Он значительно поднял нашу самооценку, научил себя, если угодно, превозносить.

В этом плане мы стали намного крепче, что проявилось во встречах с соперниками, которые были заведомо нас сильнее. Мы выходили, зарубались, отдавали все силы. Думаю, четырнадцатое место искажает представление о наших возможностях и потенциале. Если теперешний настрой команда сохранит на возможный финиш этого сезона или перенесет на следующий, итогом должно стать место в середине таблицы.

— Давай вернемся к твоим делам. Летом 2018-го тебя позвали в "Минден" как потенциальную смену основному плеймейкеру Долибору Додеру, игравшему последний сезон. Прошлым летом швед действительно ушел. Однако появился юный Юри Кнорр — прямиком из "Барселоны". Фактически ты так и не стал первым номером. Это угнетает морально?

— Статус первого надо заслужить. То, что происходит между мною и Кнорром, это и есть нормальная конкуренция разыгрывающих. При Додере было другое: я в любом случае играл или мало, или когда его в составе не было. В этом сезоне все изначально зависело от меня. Хотя события после зимней паузы мне не вполне понятны. Потому что на тренировках я напарнику ничуть не уступал.

— Как далеко простирается ваша конкуренция? Каковы твои взаимоотношения с Кнорром?

— В них ничего особенного. Не скажу, что вне площадки мы закадычные друзья. Но в гандболе нас ничего не разобщает. Можем спокойно обсудить игру и конкретные ее моменты, обменяться мнениями, советами и подсказками. Это нормальные рабочие контакты. Он хороший парень, очень талантливый для своих неполных двадцати лет. Понимает игру и много работает. Может стать ярким мастером в будущем.

— Не сказать, что имя вашего тренера Франка Карстенса за пределами Германии звучит громко. А вот в "Миндене" он, похоже, чувствует себя уверенно: уже пять лет стажа и еще три контрактных сезона впереди. Какой гандбол он исповедует?

— Это трудно определить одним словом. Прежде всего наш тренер очень трудолюбив. У него большой набор рабочих комбинаций, в которых придается важное значение даже мелким деталям. Он много работает с видео. Нарезает показательные эпизоды, требует их повторить и очень злится, когда что-то не выполняется точно. Короче, очень требовательный.

Спортивный директор "Миндена" Фран фон Берен, Александр Подшивалов и главный тренер Франк Карстенс

Спортивный директор "Миндена" Фран фон Берен, Александр Подшивалов и главный тренер Франк Карстенс

С другой стороны, он доступен, часто разговаривает с игроками, всегда готов спокойно нас выслушать и учесть мнение. Мне это нравится.

Но комбинаций у нас все же так много, что иногда болит голова. Часто хочется сыграть проще, сделать ставку на три-четыре варианта розыгрыша вместо того, чтобы по одному разу исполнить двадцать пять. Говорим об этом. Тренер порой соглашается. Но со временем снова гнет свое.

И все же наставник он хороший. Явно учитывает, что команда в целом молода. На тренировках многому учит, объясняет даже банальное, то есть работает на развитие игроков.

— Карстенс как-то адаптирует в игре "Миндена" твой универсализм, наработанный в Минске и белорусской сборной?

— На тренировках доводится действовать в задней линии на разных позициях. В матчах выхожу в центр или на позицию левого полусреднего — у нас есть вариант атаки с двумя разыгрывающими. Что могу сыграть еще и справа, тренер знает. Но такой необходимости практически не возникает.

— Клуб — сборная — снова клуб. Как переживаешь этапы подобных переключений?

— Это и просто, и по-своему сложно. Стараюсь исходить из того, что такие перемены обстановки идут на пользу, получать от них удовольствие. Вообще-то это мне нравится и дается легко.

— Чем прежде всего обогатили тебя два немецких сезона?

— Пожалуй, пониманием значимости ментального фактора. Здесь каждая игра — это рубка. Такая, как матчи СКА и БГК в чемпионате Беларуси. Нужен постоянный предельный настрой. И неизменная установка: без работы на максимуме ничего не достигнуть. Многое почерпнул здесь у тренера, партнеров, психолога. О многом важном прежде даже не задумывался. И пока не все успел попробовать и воплотить в игре.

— В этой череде изнуряющих рубок не бывает минут, когда говоришь себе: угораздило же меня рвануть именно сюда?

— Скажу иначе: мне, пожалуй, не хватает дополнительных игровых площадок, где можно было бы реализовать себя полнее. Чего-то вроде еврокубка или СЕХА-лиги. Проблема в том, что "Минден" выступает только в бундеслиге. И получается обычно так: ты играешь либо шестьдесят минут, либо не выходишь совсем. А все матчи одинаково сложные. И пропустишь пару — теряется уверенность, влиться в игру все сложнее. При этом команде всегда нужен максимальный результат.

Александр Подшивалов. Штанга на свежем воздухе, PlayStation с Корольком, "молчанка" ЦСКА, изображение №5

— В Германии актуальна проблема дефицита общения, нехватки родственных душ?

— К жизни здесь все больше привыкаю. Конечно, бывают минуты, когда охота просто с кем-то беззаботно поболтать. Но тогда можно выйти на связь с друзьями, которые в такой же ситуации, или с Минском.

А еще у меня есть здесь хороший приятель — тезка и болельщик. Саша приехал в Германию из России. Как-то подошел познакомиться прямо в зале. С тех пор хорошо общаемся, можем встретиться семьями, устроить гриль.

Есть неплохие приятели и среди ребят из команды. Первым назову серба Миляна Пушицу.

Но, конечно, в плане общения жизнь здесь и в Беларуси не сравнить. Это не лучше и не хуже — просто все по-другому.

— В отношении к гандболу — ведь тоже?

— Конечно. Культура боления и уровень понимания игры здесь заметно выше, чем у нас. Приятно играть при неизменно полных трибунах. В Миндене гандбол вообще главное и любимое развлечение. Другие зрелища добираются сюда нечасто, а мы играем регулярно.

Кстати, влияние публики на игру весьма ощутимо. Я уже как-то рассказывал историю, как реакция трибун попросту вынудила судей исправить серьезную ошибку. Они взяли паузу, посоветовались с игроками команд и изменили решение. В пустом зале такая история была бы немыслима.

— "Минден" — команда с биографией. Яркие главы в ней писали не чужие нам люди: Александр Тучкин, Талант Дуйшебаев, Дмитрий Кузелев. О них вспоминают, говорят?

— Да, случается. Все эти имена не раз слышал, к примеру, из уст нашего спортивного директора Франка фон Берена. Он много рассказывал о наших звездах прошлого, восхищался былым советским менталитетом.

Сергей Новиков

Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .