Денер Яанимаа: «ЦСКА — интересный проект. А еще Москва не очень далеко от Эстонии»
З0-летний лидер сборной Эстонии много лет отыграл в Германии, в том числе в "Киле". А нынешний сезон левша-полусредний поделил между украинским Запорожьем и Москвой.
В начале февраля было объявлено о трансфере Денера Яанимаа из "Мотора" в московский клуб Суперлиги. В интервью БЦ эстонец из ЦСКА рассказал о себе, карьере и жизни во время нагрянувшего карантина.
— Ты сейчас в Москве?
— Да. Но в нынешней ситуации, понятно, в основном сижу дома. Только ненадолго выхожу в магазин.
— Скучно?
— Конечно. Психологически это тяжело. Совсем недавно приехал, все новое — страна, клуб. И почти сразу стал почти все время проводить в одиночестве в квартире. Хотя вообще Москва мне нравится.
— В марте ты говорил, что в России недостаточно серьезно относятся к коронавирусу. Сейчас все изменилось?
— Мне так действительно казалось. На улицах видел много людей. Теперь, понятно, их меньше. Новости поступают тревожные. Хотя за себя и одноклубников я не боюсь. Мы спортсмены, у нас должен быть хороший иммунитет. Но есть же те, кто в группе риска. Например, пожилые.
— Как-то ты рассказал, что мама называет тебя чемпионом мира по сну. На карантине стараешься больше спать?
— Ха, так дни проходят быстрее. Ложусь в 12 ночи и встаю в 9.30. Готовлю еду — а в 11 у нас тренировка. Занимаемся онлайн под руководством тренера по физподготовке. Так что всех партнеров из команды вижу по интернету. А потом в течение дня смотрю сериалы, общаюсь с родными, друзьями. И с девушкой тоже — она в Таллинне.
— В России ты раньше бывал?
— Только в Санкт-Петербурге. Мне было лет 13, и мы приезжали на какой-то турнир. Москву посещать не доводилось. Когда еще не ввели карантин, старался в свободное время много гулять по городу. Я такой человек, что не люблю все время сидеть дома. Очень впечатлила Красная площадь. Ну и вообще масштабы — в Москве большие здания, насыщенный трафик. В таком мегаполисе живу впервые.
— Мы говорим по-английски. А русским ты владеешь?
— В общем-то да, учил еще в школе. Правда, потом много лет не практиковался. Когда приехал в Запорожье, кое-что начал вспоминать. Так что объясниться могу, а вот дать на нем интервью было бы тяжело. Русский — сложный язык.
— В Москву ты приехал не сразу после подписания контракта. Чем была вызвана заминка?
— Надо было получить рабочую визу. Это заняло довольно долгое время. Для турпоездки визу оформили бы намного быстрее.
— А почему не доиграл сезон в "Моторе"? Что-то пошло не так?
— Нет-нет, все нормально. Просто получил хорошее предложение. Российская лига сильнее украинской, а ЦСКА — интересный проект. Мы хотим выиграть первенство страны и выступать в Лиге чемпионов. Здесь хорошие условия для тренировок, отличный коллектив. К тому же в ходе сезона из "Мотора" в московский клуб перешли еще три игрока: Виктор Киреев, Игорь Сорока и Станислав Жуков. Это облегчило адаптацию. Других ребят лично не знал, но о многих, конечно, слышал.
Спортивная составляющая для меня — всегда приоритет. Но еще один мотив перехода: Москва ближе к дому, чем Запорожье. До Таллинна всего полтора часа лету, и родным несложно ко мне наведаться — не сейчас, а в обычных условиях. Я ведь много лет провел вдали от дома. После отъезда из Эстонии никогда еще не жил так близко к ней.
— Кстати, как твой переход восприняли на родине?
— Позитивно. Все говорили: давай, сделай это.
— Доволен первыми матчами в составе новой команды?
— Когда ждал визу, то полноценно не тренировался. И поначалу был не в оптимальных кондициях. Но дебютный поединок, считаю, отыграл нормально. А в финале Кубка России против "Чеховских Медведей" вообще остался доволен собой, хотя мы и уступили.
— Эстонцам редко удается сделать карьеру на топ-уровне. Что помогло тебе закрепиться в бундеслиге?
— Когда только приехал в Германию, то выступал за скромный клуб. Но проводил на площадке много времени, часто играл по 60 минут. А чем больше играешь, тем легче обратить на себя внимание. Вот так шаг за шагом я двигался вперед.
— Эстония — не очень гандбольная страна. Как ты пришел в этот спорт?
— Мне было лет десять. Одноклассник позвал на тренировку, и коуч сразу же оценил мой сильный бросок левой. До этого я увлекался и баскетболом, и футболом, но сосредоточился на гандболе. Хотя баскетбол люблю и сейчас, особенно НБА. Да и футболом интересуюсь, смотрю самые яркие матчи Лиги чемпионов.
— Твой первый клуб — "Шоколад Бойз". Откуда такое название?
— Ха, меня об этом часто спрашивают. В Таллинне была большая шоколадная фабрика, и ее богатый владелец очень хотел создать гандбольную команду. Забавное название, но мы тогда были на ведущих ролях в Эстонии. Правда, этот клуб давно обанкротился.
— Ты в 20 лет уехал за границу. Было тяжело?
— Конечно. Привык жить с родителями, рядом друзья… Тем более Таллинн — отличный город. У меня там была хорошая жизнь. Но вышел из зоны комфорта, чтобы двигаться вперед.
Для начала два сезона провел в шведском "Линдесберге". А затем получил шанс переехать в Германию. Все вышло, в общем-то, случайно. Я тогда уже выступал за сборную, и мы проводили матч против боснийцев. Один мой партнер из национальной команды выступал за немецкий "Ауэ", и тренер этого клуба решил посмотреть игру. А у меня как раз в тот день все получалось.
Вскоре мне сделали предложение. Поначалу колебался, но в итоге согласился. И провел в Германии восемь лет. Причем и в классных командах: "Гамбурге", "Киле", "Мельзунгене". В составе "зебр" выступал в "финале четырех" Лиги чемпионов. Мы были близки к выходу в финал, но уступили "Веспрему".
— Кто для тебя был лучшим партнером и тренером?
— О, их много. Хорошие воспоминания остались о работе с Велимиром Петковичем в "Вецларе". Кстати, в марте мы пообщались. Велимир знал, что я в Москве, и вышел со мной на связь. Не могу не назвать и Альфреда Гисласона, тоже отличный тренер.
Что касается игроков, то это Ханс Линдберг, Паскаль Хенс, Домагой Дувняк, Никлас Ландин, Марко Вуин, Тобиас Райхманн, Юлиус Кюн… Мне повезло поиграть со многими мастерами мирового уровня. У меня сложились с ними хорошие отношения. Общаемся и сейчас, хотя и не часто. Так всегда: уходишь из команды, и связь понемногу теряется.
— В сборной Эстонии ты на ведущих ролях. Но не угнетают ли постоянные неудачи команды?
— Конечно, плохие результаты ужасно надоели. Но я всегда рад защищать цвета родины. Тем более ребят из команды знаю, можно сказать, всю жизнь. Мы стараемся побеждать, подняться на уровень выше. Просто у нас маленькая и не очень гандбольная страна…
— Есть ли шанс добиться успеха по примеру соседей из Латвии?
— Им легче, у них один из лучших игроков мира — Дайнис Криштопанс. Но и мы постараемся. На главных ролях в сборной сейчас игроки моего поколения — им около 30 лет. Возможно, это наш последний шанс заявить о себе.
— Когда закончишь карьеру, вернешься на родину?
— Обязательно. Соскучился по жизни там. А чем конкретно буду заниматься, пока не знаю. Начну серьезно думать об этом года через два.
Сергей Николаев
Фото: пресс-служба ЦСКА, kn-online.de
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .