11 мин.

Дмитрий Потоцкий: «Пешком до Минска мне отсюда не дойти. Так можете и написать»

Белорусский голкипер уехал в Испанию в 24 года и завершает там уже третий сезон, коротая пандемический карантин и готовясь к расставанию с "Адемаром" Маноло Каденаса.

 

Дмитрий Потоцкий: "Пешком до Минска мне отсюда не дойти. Так можете и написать", изображение №1

— Когда мы согласовывали время звонка, ты в шутку посетовал: пропадает сиеста. Неужели в условиях карантина это такая значимая потеря?

— Вообще-то распорядок дня у меня сейчас скудненький. Понятно, что первым пунктом в нем значится подъем. Потом завтрак. Потом тренировка. Клубный тренер по ОФП каждую неделю снабжает нас новыми комплексами. Задача — двигаться и не терять форму.

Далее — обед. А потом, если заняться уже совсем нечем или нет на то желания, почему бы не устроить сиесту? А вечером еще одна тренировочка. Вот так все однообразно. Дни похожи один на другой.

— Есть возможность как-то задействовать в поддержании формы улицу?

— У меня — никакой. Живу в многоквартирном семиэтажном доме. Даже балкона нет. Контроль за нарушениями карантина жесткий. Кроме магазина и аптеки, никуда не попасть. Полиция составила список продуктов первой необходимости. Могут и сумку проверить по пути из магазина. И если там окажется, говоря условно, только пиво — получишь штраф.

— Семья осталась в Бресте?

— Да. Был план, что родные приедут сюда весной. Но весна началась вон как — с карантинной неожиданности. Так что, думаю, никто уже не приедет.

— На кухне управляешься сам…

— Ага. Приходится. Все позакрывали. Не скажу, что готовить мне нравится. Но, чтобы жить, надо есть.

 

Дмитрий Потоцкий: "Пешком до Минска мне отсюда не дойти. Так можете и написать", изображение №2

— Кулинарные успехи?

— Никаких. Исповедую принцип: чем быстрее, тем лучше. Дольше 20-30 минут заниматься едой не могу. Так что обхожусь без гастрономических шедевров.

— Вариант твоего обычного карантинного меню?

— Завтрак: овсяные хлопья с молоком и фрукты. Обед: рис с курицей. Ужин — по желанию. Например, то, что осталось от обеда, плюс салатик, ну и фруктами закусить.

— Атлет ты, скажем так, габаритный. А режим пониженной двигательной активности чреват еще и прибавкой в весе. С этим приходится бороться?

— Эх, сколько себя помню, столько и приходится. Покушать люблю, и это сказывается. А в клубах за состоянием спортсменов следят. Постоянный контроль веса и жировых прослоек. Приходится урезать рацион и калории.

— В "Адемаре" в этом сезоне проблемы такого рода возникали?

— Доктор команды в принципе мною доволен. До идеала, которого он хотел, я не добрался, но не скажу, что нахожусь далеко. Просто после определенной отметки сбрасывать вес мне тяжеловато. Хотя обозначенного минимального рубежа достиг еще перед Новым годом, а потом старался лишнего уже не набирать.

— А какой это рубеж, если не секрет?

— Диапазон 112-115 кэгэ.

— Ну так ведь вполне гуманно.

— Согласен. Все рассчитали по специальной формуле — с учетом ширины костей, веса, роста, возраста. Я был удивлен и очень доволен. Потому что в других командах обходились другим простым подсчетом: рост минус сто.

При моих 195 сантиметрах получалось 95 килограммов. Ха, последний раз я столько весил в классе восьмом-девятом. И с тех пор меня безуспешно пытались загнать в рамки хотя бы сотни кило, что было в принципе невозможно.

 

Дмитрий Потоцкий: "Пешком до Минска мне отсюда не дойти. Так можете и написать", изображение №3

— Режим домашних тренировок — неполноценный в принципе. Полагаю, для вратаря он сложен вдвойне. В твоей программе есть поправки на амплуа?

— Акцент, как и для всех, сделан на варианте "тренажерки". Я добавил работы с теннисными мячами. Но этого все равно мало — по части специфики не нафантазируешь. Еще, понятное дело, больше внимания уделяю растяжке. Потому что если без этого резко вернуться к работе после дивана, случится беда.

— Как поживает Леон в эти дни?

— Пристально за новостями не слежу, чтобы не расстраиваться. Но понятно, что обстановка ухудшается. Вирус распространяется быстро. В нашем регионе — 4-5 тысяч заразившихся. В Леоне — около 600 заболевших. Но в целом обстановка спокойная. Люди поменяли образ жизни и не паникуют.

— Испанцы часто расспрашивают тебя о том, что происходит сейчас со спортом в Беларуси?

— Да, они удивляются. Прежде всего — старту футбольного чемпионата.

— Что отвечаешь?

— Вот не знаю, как бы вам корректнее сформулировать. Отшучиваюсь, что нас вирусу так просто не взять. Мол, государство отводит всех в сторону от паники. Убеждает, что все под контролем. Хотя я сомневаюсь, что ему верят.

— А какой вопрос о Беларуси вообще чаще всего задавали тебе в Испании?

— Основательно не расспрашивают ни о чем. Здесь представления что о Беларуси, что о России в основном стереотипные: водка и медведи на улицах — иных ассоциаций не возникает. Разве что, услышав про Россию, еще говорят "там мафия".

Ах да! Меня несколько раз спрашивали про национальные блюда. Естественно, я говорил про белорусские драники. Но им это сложно понять. Просили для ясности приготовить. Отвечал: это не ко мне, приезжайте в гости — попробуете.

— Судя по заверениям испанской прессы, тебе снова не суждено задержаться на одном месте дольше сезона.

— Информация стопроцентно верная.

— Но твой контракт с "Адемаром" предусматривал еще сезон. Его расторгают?

— Нет, мы расходимся мирно. Расскажу, как все получилось. По ходу прошлогоднего сезона, играя за "Алькобендас", в "Адемар" я подписывался под тренера Рафаэля Гихосу. Но его досрочно уволили и за две недели до конца сезона объявили, что команду принимает Маноло Каденас. А летом он в первом же интервью дал понять, что на меня не рассчитывает…

Поэтому я ожидал, что сезон сложится гораздо хуже, чем вышло на самом деле. В принципе собой доволен. Однако уже зимой понимал, что надо пошевелиться в поисках новых вариантов. Рассчитывать, что произойдет чудо и меня оставят, было бы глупо. Замечу, что в отношении с руководителями клуба у меня не было никаких проблем и обид — мне помогали, поддерживали.

 

Дмитрий Потоцкий: "Пешком до Минска мне отсюда не дойти. Так можете и написать", изображение №4

— Как обстоят дела с поиском новой команды?

— Этот карантин все резко притормозил. Все подписания повсюду отложены. Ничего не ясно с клубной экономикой и спонсорами. Поэтому сложно обсуждать контрактные условия. Но надеюсь, что до моего отъезда из Леона вопрос продолжения карьеры решится.

— В привязке к твоим планам упоминались "Синфин", "Нава", "Уэска"…

— Да, из этих клубов тоже звонили, интересовались настроением. Но сейчас, повторюсь, вся конкретика ушла.

У меня, кстати, во всех трех испанских командах работал один и тот же сюжет: переходил туда по приглашению одного тренера, а начинать работу приходилось уже с другим. То есть поначалу лишь гадал: нужен ли ты, как к тебе относятся? Играл неплохо — доверие возрастало. Но тенденция забавная.

— Отношения с Каденасом складываются сложно?

— Ну как сказать? Они рабочие. Конфликтов у нас точно не было никаких. Каденас — фанатик работы. И если он видит, что ты выкладываешься на тренировках и играх, то претензий от него не будет. Сезон я прошел ровно. Работы на тренировках было много. Но спустя месяц-два стали понятны тренерские требования, и я в нее втянулся.

— Твоя причастность к Бресту — для Каденаса не секрет?

— Ну да. Он же изучал биографии игроков и несколько моих брестских сезонов не мог не заметить. Сказал еще в августе с улыбкой: я там тоже поработал. Я ответил: знаю, что поработали… И все, на этом тема закрылась.

Но за БГК он следит. Сохранил хорошие отношения с Раулем Алонсо. Бывало, сбрасывал нам для просмотра ссылки на матчи мешковцев. Последний раз это была недавняя встреча со СКА. Написал в чате: никто другой сейчас не играет — давайте посмотрим белорусское класико.

— А как ты объяснишь резкий контраст результатов "Адемара" в испанских турнирах и в Кубке ЕГФ?

— Вот этого точно не объясню. Загадка. В лиге идем вторыми за "Барсой" — задачу решаем. А в еврокубке команда другая, сама не своя. Проблемы на всех позициях. А почему? Не знаю. Очень быстро стало понятно, что в Кубке ЕГФ нам ничего не светит. Переключили внимание на национальную лигу. Думаю, с таким негативным опытом в следующем сезоне "Адемар" сыграет в еврокубках успешнее.

— В Леоне тебя тоже величают Осьминогом?

— Да, Пульпо. Нового прозвища не придумали.

— Мне нравится. А тебе?

— Тоже. Когда только приехал играть на Канары за "Сан-Хосе", ни слова не знал по-испански. А в команде быстренько сократили мою фамилию, стали называть Пато. Поначалу значения этому не придал. А потом освоился и забил "pato" в гугл-переводчик. Оказалось, это "утка".

В этот момент первое прозвище мне сразу разонравилось. Ребятам это тоже высказал. Они посмеялись. А вскоре местный телекомментатор выдал в трансляции: смотрите, наш вратарь — настоящий осьминог. После командного просмотра того матча я и стал Пульпо. Все это подхватили. По именам здесь друг к другу вообще редко обращаются — прозвища почти у всех. Уже не вспомню, когда меня последний раз называли Димой. А выговорить имя Дмитрий для испанцев уже проблема.

— Изучил статистику за сезон. Твой напарник имеет игрового времени раза в три больше, чем ты. В этой связке ты явно второй. Отношения с Дино Славичем?

— Не скажу, что мы закадычные друзья. Но в целом "браты" — он все же славянин, хорват. Живем без разногласий. Главное — результат. Его отменные матчи шли в плюс и мне. Надо было — выходил и подменял.

— Твои 28 процентов надежности…

— …Мы не доверяем статистике на сайте лиги ASOBAL. И вам не советую. Там бывают чудеса: не встаешь за матч со скамейки, а у них твоих сэйвов больше, чем у игравшего вратаря. Для корректных подсчетов в клубе выделен умелый человек. По его данным у меня надежность — за тридцать процентов. С учетом небольшого игрового времени я доволен. Ожидал, что будет хуже.

— Состав "Адемара" в ментальном смысле — гремучая смесь: аргентинцы, чилиец, бразилец, балканцы, пиренейцы, белорус… Как уживаетесь?

— Здесь все хорошо. У нас нормальные пацаны. Все держимся вместе — независимо от национальностей и разницы в возрасте. Кстати, в "Адемаре" довольно молодой капитан — 25-летний правый крайний Марио Лопес. Он справляется с миссией сплочения со стопроцентным успехом.

Замечу, что ни в одной из моих испанских команд не было ментальных проблем.

— А в какой из трех твоих испанских городов тебе сильнее захочется вернуться по прошествии лет?

— Если исключить из рассмотрения фактор гандбола, то, конечно, это будет Сан-Хосе. Там, на теплом острове в океане, можно наслаждаться каждым днем. Алькобендас — агломерация Мадрида. Мне не нравятся мегаполисы, где тратишь много времени на суету и переезды. Леон в этом смысле лучше. Он компактен и удобен для жизни. Но и разгуляться здесь есть где.

— Каков сейчас твой испанский язык?

— Думаю, не идеален. Но меня за него здесь нахваливают. Испанцы меня точно понимают. И я этому рад.

— Как думаешь, что будет с испанским гандболом, когда жизнь нормализуется?

— Здесь пока не решили, что делать и с нынешним сезоном. Опрос среди тренеров и игроков показал, что 84 процента — за то, чтобы чемпионат свернуть. Но президент федерации Бласкес пока упрямится. Он не хочет расширять лигу. А клубы, которые сейчас в зонах вылета из элиты и повышения из "сегунды", намерены протестовать.

Я надеюсь, что после пандемии все быстро восстановится и станет еще лучше. Но прогнозы говорят о неизбежном очередном кризисе во всех сферах жизни. В том числе и в спорте. В них ничего утешительного.

 

Дмитрий Потоцкий: "Пешком до Минска мне отсюда не дойти. Так можете и написать", изображение №5

— Но твой план "А" — оставаться в Испании?

— В целом — да. Меня все здесь устраивает: чемпионат, образ жизни. Позже, после тридцати лет, можно будет попробовать что-то еще. Но если и сейчас высветится какой-то другой вариант, отметать его сразу не буду. Надо только английский подтянуть, чтобы не чувствовать себя так, как в первые три месяца на Канарах.

— А как у тебя с английским?

— Базовые знания. Но в целом — беда.

— Мудрое правило интервьюера: все неприятные вопросы оставлять напоследок. У меня такой только один. Попробуй его угадать.

— Так методом исключения! Обо всем поговорили, кроме сборной Беларуси. Но эту тему предпочел бы опустить.

— Не хотелось бы. Юрий Шевцов говорил о твоем нежелании приезжать в его команду…

— А давайте я с его мнением соглашусь. А то все хотят раскопать в наших отношениях какой-то антагонизм. А его нет. Просто я не вижу себя в сборной. Это сложно объяснить, настроение складывалось на протяжении нескольких лет.

Юрий Анатольевич что говорил? Что на замену мне есть вратари, готовые пешком идти из Бреста? Вот и прекрасно. А я не такой. Мне отсюда пешком до Минска не дойти. Ха, вот так можете и написать…

Сергей Новиков

Фото: facebook.com/Ademar-León-161347353879568, leonoticias.com.

Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .