Сергей Горбок из Скопье. Между главным и второстепенным. С высоко поднятой головой
Русскоговорящая диаспора северомакедонского "Вардара" дисциплинированно и дружно дополняет череду превратностей сезона карантинным домашним уединением.
На связи с БЦ — Сергей Горбок, отец самого многочисленного из российских гандбольных семейств, обосновавшихся в Скопье.
— Учтивый интервьюер в эти дни должен начинать разговор непременным вопросом о доме и семье…
— Спасибо, у нас все хорошо. Все здоровы. Хотя детям, конечно, сложно привыкнуть к ограничениям в передвижениях и обходиться без привычной активности. Здесь еще и погода нынче со странностями. Было уже и плюс двадцать два, и первоапрельская шутка в виде снегопада.
— Насколько изменился образ жизни в сравнении с временами докарантинной свободы?
— Стараемся держать тот же ритм, что и раньше. Но, конечно, слегка переформатировали дневной распорядок. Дочери с утра заняты онлайн-учебой. В их школе все на высоком уровне — учителя постоянно на связи, занятия практически не прерывались.
— А компьютерного оборудования на тройню в доме хватает?
— Ха, с учетом взятых на вооружение гаджетов — вполне. Удобным оказалось и то, что девочки занимаются в разных классах. Это разные расписания, разные учителя и время связи.
Позанимавшись, наши школьницы присоединяются к родителям в физических активностях. Спортивного оборудования дома сейчас заметно прибавилось: купили велотренажеры, приспособления для фитнеса.
Днем разделяемся по интересам. Вероника совершенствуется в чтении серьезной английской литературы. Я вот тоже пытаюсь за женой тянуться, однако мой "инглиш" пока не настолько хорош, как у нее.
Позанимавшись в декабре в первом модуле курсов "Мастер коуч", понял, что язык необходимо срочно подтягивать. Запустил интенсивный курс обучения. Плюс помогает семья. Главные учителя у меня, если честно, — дети. Английский для них уже, по сути, родной.
— Кстати, заинтересовался: а почему вы развели девочек по разным классам?
— Когда наша семья переехала в Скопье, они общались одна с другой преимущественно по-немецки. Да и вообще тройня в одном классе — это в любом случае "банда". Нам надо было как-то ее разбить, поскорее переключить девочек на английский. В разных классах они обзавелись новыми друзьями, расширили круг общения. Плюс мы считаем, что учеба порознь лучше развивает лидерские качества в каждой отдельно. Это полезнее в жизни. Сейчас они лучшие ученицы в своих классах. А втроем они проводят время дома и на занятиях волейболом.
— Продолжают тренировки?
— И очень профессионально, на радость маме. Хотя мне, честно говоря, этого не очень и хочется.
— Сугубо спортивная семья…
— Ну, не только. Сейчас, к примеру, появилось больше времени, чтобы вместе посмотреть хорошее кино — и художественное, и документальное. В этом плане время вообще позитивное. Есть возможность пристальнее, без суеты и спешки посмотреть на детей: как они развиваются, о чем думают и говорят? В прежнем бешеном ритме это не всегда получалось.
— Какова общая обстановка в российской диаспоре "Вардара"?
— Все мы живем компактно, неподалеку друг от друга. Была возможность прогулок, при хорошей погоде общались "через балкон". Но в принципе свели контакты к минимуму, чтобы не подвергать опасности семьи. В это смутное время надо быть социально ответственными. Чем строже будем соблюдать ограничения, тем быстрее уйдет эта беда.
Мы постоянно созваниваемся, переписываемся в общем чате. Клубные проблемы никуда не ушли, они просто отодвинулись на второй план. Основное сейчас — здоровье. Всех и каждого.
— Что говорят в стане о возобновлении или завершении сезона?
— Согласно последним решениям правительства, никаких спортивных соревнований не будет как минимум до конца мая. Как понимаю, невозможно будет даже начать тренироваться.
Впрочем, это еще оставляет время на компактный и быстрый чемпионат Македонии. По регламенту, "Вардар" и "Еурофарм" должны были подключиться к нему весной на стадии финальной шестерки.
Хотя, если все будет действительно закрыто до лета, то смысла в возобновлении сезона не вижу. Все только отойдут от потрясения, а надо будет сразу провести много матчей. Такая нагрузка на игроков чревата травмами. Это ведь и для клубов риски кадровых потерь. Так что, думаю, сезон свернут.
— А что думаешь о намерении ЕГФ довести до финиша Лигу чемпионов?
— Боюсь, и это будет выглядеть глупо. Мы ведем речь о спорте профессиональном, который должен отвечать высшим запросам — и нашим, и спонсоров, и зрителей. Но игровики-профессионалы не могут качественно готовиться дома в течение двух месяцев! Обычно даже после полутора месяцев активного отпуска нам нужен минимум месяц на возвращение формы.
Начать играть сразу после простоя — это нарушение всяких профессиональных норм. Конечно, в эту ситуацию подмешано множество денежных интересов. Просто из нее не выкрутиться. Но правильнее будет списать издержки на форс-мажор — здоровье людей важнее.
— В эти кризисные дни клубы по всей Европе сокращают затраты на содержание игроков и персонала. А недавние заверения руководства "Вардара" (зарплаты сохраним, долги вернем в срок) звучат неправдоподобно. Вы им верите?
— Мы так долго ждали разрешения этих проблем, что в принципе готовы подождать и еще, понимая сложность ситуации. А в основе нашей уверенности, что все разрешится благополучно, — доверие к хозяину клуба Сергею Самсоненко.
Сейчас сильнее долгов нас волнует ближайшее будущее "Вардара". В какой форме он сохранится? Жалко было бы потерять все, что наработано в клубе за последние годы. Ясность нам обещали в апреле-мае. Но сейчас она ушла в облака.
Сезон мы прожили сложный. И в любом случае выходим из него с честью. Внутренне убежден: если что-то делаешь ответственно и с добрыми намерениями, непременно будешь вознагражден.
— Упомянутой учебой на курсах "Мастер коуч" ты явно намекнул на свои планы. Осталось понять: они ближние или отдаленные?
— Если честно, конкретных планов касательно тренерской работы у меня нет. Курсы работали в Москве. Занятия на них — моя личная инициатива. Эта учеба была удобной возможностью изнутри посмотреть, как функционируют такие форматы подготовки молодых тренеров, примерить эту роль на себя.
Что к этому побудило? Пожалуй, работа с тренерами-испанцами. Хуан Карлос Пастор в "Пике" вывел меня на неведомый прежде уровень понимания игры как высокого искусства. Потом была учеба у других испанских наставников.
А курсы очень понравились. Они расширили круг общения. Когда собирается так много людей, увлеченных общим делом, всегда получаешь новые знания, постигаешь новые идеи.
— Насколько тяжела такая наука?
— Мне всегда интересно учиться. Правда, немного сложно было выдержать по 8-10 часов занятий в день. Я не был усидчив за партой и в школьные годы. Предпочитал физическую активность.
Объем информации получили большой. Продолжаю обрабатывать и усваивать ее до сих пор. Сейчас переписываюсь с исландским тренером Гудмундуром Гудмундссоном, с преподававшим на курсах норвежцем Бентом Далем. Консультируюсь и советуюсь по поводу моей дипломной работы. Продолжаю узнавать много интересного и готовлюсь к продолжению занятий.
— Все тринадцать лигочемпионских голов этого сезона ты собрал в трех последних матчах за "Вардар". Этот всплеск — следствие ухода из команды Павла Атьмана, или ты еще и действительно набрал форму?
— Такой сюжет моего сезона — отчасти результат видения командной игры тренером Давидом Писонеро. Осенью он практически не давал мне игрового времени. Это тренерское решение, к которому у меня нет претензий. Испанец — хороший специалист, но он попал в "Вардаре" в реально сложную ситуацию и был вынужден уйти.
На время поиска клубом нового рулевого его сменил Эдуард Кокшаров. А у меня тогда же случилась травма, надорвал мышцу на тренировке. Часть матчей из-за этого пропустил и вернулся в состав уже при Стевче Алушовском. К концу группового раунда стал много играть, и действительно многое стало получаться. Но потом сезон остановили…
— Что думаешь по поводу следующего?
— Были мысли его не начинать. С одной стороны, зачастили травмы. А с другой — есть и предложения. Но, честно говоря, неохота снова куда-то срываться и покидать семью. А о продлении контрактов с "Вардаром" пока, по-моему, вообще ни с кем не говорят.
Так что не хочу ничего загадывать. Пока возможен полный набор вариантов решений касательно продолжения карьеры. Думаю, летом многое будет зависеть от уровня моей мотивации.
— Оцени два последних вардарских сезона в своем исполнении.
— Решение вернуться в Скопье из Венгрии было осознанным и заблаговременным. Сезон в "Вардаре" начинался замечательно. Но потом случилась травма.
Возвращение в строй потребовало тогда большого труда. И все же в итоге выиграл с командой Кубок чемпионов. Поучаствовал в триумфе немного, но это незабываемо. И ради этого уже стоило затевать карьеру. Думаю, на скамейке и в развалке я был тогда не только как игрок, но и немного — как психолог, старший наставник.
Это был самый сложный год, когда целая команда реально показала свой могучий дух. "Вардар" достиг большого результата, когда в него никто не верил.
И даже нынешний сезон оказался в чем-то позитивным, хотя на нашем пути стало еще больше проблем. Вообще жизнь научила никогда не жалеть о том, что в ней было. Даже если случилась ошибка, принимай ее как должное. И учись на ней чему-то полезному.
— В такой твоей учебе только лигочемпионских сезонов я насчитал шестнадцать. Что было в них самых значимым, ты сказал. О чем сильнее всего сожалеешь как о несбывшемся?
— Считаю, в моей карьере не хватает титула чемпиона Германии. Был шанс взять его с "рейнскими львами" в 2014-м, но мы обидно уступили тогда "Килю" только из-за общей разницы заброшенного и пропущенного, которая оказалась хуже на два гола.
И еще, конечно, всегда мечталось попасть на Олимпиаду, а потом и ее выиграть. Но не вышло. Значит, не судьба.
Если оглянуться, моя жизнь в гандболе не покажется легкой прогулкой. Но все же это было прекрасное приключение, составленное из историй с хорошим концом. И еще из встреч со многими хорошими людьми.
Мы продолжаем общаться. Вот недавно списался со своим первым тренером Николаем Владимировичем Жуком. Сейчас в планах, как только это станет возможным, навестить его в Минске.
Когда там бываю, всегда встречаюсь с ребятами из нашей школы, с которыми начинал. Быть в спорте, узнавать все, что вокруг него, — это вообще-то большое счастье.
— Что изменили в тебе последние недели, тревожно прожитые планетой?
— Задумываюсь о том, как многое стало в эти дни для нас менее важным, чем прежде. Мы оказались в замкнутом пространстве, но рядом с самыми дорогими и любимыми людьми. Это сложное время, когда мы доверяем только им. И от них получаем поддержку, улыбки и слезы сопереживания.
Нам надо продолжать жить и верить, что все будет хорошо. Нам надо быть небывало ответственными. У нас есть хороший шанс правильно разобраться, что для нас главное, а что — второстепенно.
Сергей Новиков
Фото: gol.mk, seha-liga.com, пресс-служба ФГР.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .