Сергей Горбок: «Вернулся в семью»
Как кандидат на летнее межсезонное интервью Сергей Горбок, говоря журналистским сленгом, наиболее актуален. Легионера из гандбольной сборной России есть о чем расспросить — прежде всего по случаю очередного карьерного перемещения-возвращения: из венгерского "Пика" в македонский "Вардар".
— Давай сразу привяжемся к местности. Где застал тебя наш звонок?
— В Словении. Местечко Краньска Гора. Здесь у нас первый день клубного сбора после недельной работы в Скопье. Все как обычно в таких случаях. С утра ударно поработали: бег, потом тренажерный зал. Настроение позитивное. Команда в полном сборе, все здоровы и готовы пахать.
— Кстати, о здоровье. В отпуск ты уходил с повреждением, полученным в июньском матче отбора на "мир" — против чехов в Перми...
— Да, были мышечные проблемы в области бедра. Но за время отпуска с ними удалось справиться. Постарался так организовать отдых, чтобы была постоянная возможность держать в тонусе тело. К примеру, работать на велотренажерах. При такой травме это хороший вариант восстановления.
— Как в итоге отдохнул?
— Все замечательно. Наконец-то получил возможность долго, а не наездами общаться с семьей. Два года, пока играл в Венгрии, Вероника с девочками оставались в Скопье. И всем нам друг друга очень не хватало. Теперь совершили путешествие по Испании. Отдыхали там в Барселоне, в курортном городке Кальпе. Очень понравилось. Побывали в Словении и Италии.
Потом отправили дочерей в Сербию, в международный лагерь для юных волейболистов. Все три наши девочки дружно и всерьез увлеклись этой игрой. И для них это был начальный опыт уже, по сути, профессиональной работы — под опекой знаменитого в прошлом игрока Владимира Грбича. А мы с женой использовали этот десяток дней для подготовки моего возвращения в Скопье — решили там важные организационные и бытовые вопросы. А потом и встретились с давними белорусскими друзьями в Чехии. Этим летом у меня не получилось побывать в родном Минске. Но вышло еще романтичнее: Минск приехал к нам в Прагу...
— Два года тебя не было в "Вардаре". За это время в клубе многое изменилось?
— Полное ощущение, что вернулся домой, в родную семью. Здесь все знакомо. Остался костяк состава. Нечего не изменилось в организации клубной жизни: тренировки, общение, быт. Ну и цели, конечно, прежние — самые значимые. Понятно, что это уже другая команда по сравнению с той, которая побеждала в Лиге чемпионов. Но у нее прежние амбиции и спортивный дух.
— И, важно заметить, новый тренер...
— Для меня знакомство с Роберто Гарсией Паррондо — по сути, продолжение четырехлетнего опыта пребывания в испанской системе гандбольных координат. И Рауль Гонсалес, и Хуан Карлос Пастор, и теперь Паррондо работают в рамках одной генеральной линии развития игры. В их работе различаются нюансы, но очень многое схоже. Одна школа. Причем спрос на испанских тренеров в Европе только растет. Этим летом в белорусский Брест позвали Маноло Каденаса, в польскую "Вислу" — Хавьера Сабате.
— В прошлом сезоне следил за работой Паррондо с женским "Вардаром". Показалось, что эмоционально он куда сдержаннее других испанских коллег.
— Не считаю это недостатком. Просто немного другой стиль поведения. Спокойствие, доверие и уважение к игрокам. Основной посыл: давайте быть профессионалами во всем. Не знаю, как других, но меня такой тренерский подход заставляет сильнее мобилизоваться, острее чувствовать ответственность за результаты труда. Работа Роберто ведется хорошая, интересная. Думаю, у него отличные перспективы стать в тренерском сообществе значимой фигурой.
— Кстати, кто из знакомых наставников самый значимый в твоих глазах?
— Пастор, конечно. Он сильно-сильно удивил меня гениальным подходом к вопросам стратегии и тактики. Все два года в "Пике" я, по сути, постигал гандбол заново, учился понимать его совсем не так, как прежде.
— И сразу простится вопрос: зачем же было уходить теперь от Пастора из "Пика"?
— Первый сезон в Сегеде на фоне новых впечатлений и обстановки дался довольно легко. Но на второй год стала сильно тяготить оторванность от семьи. Ближе к концу сезона Пастор и клубные руководители стали интересоваться, не собираюсь ли я перевезти жену и дочерей в Сегед. Ответил, что не намерен. Тогда Пастор сказал: Сергей, подумай, как поступить, потому что я вижу, что разлука с родными мешает тебе в работе. Мы расстались очень тепло. Все-таки вместе достигли важной цели — отобрали титул чемпиона Венгрии у "Веспрема". Сейчас я постоянно на связи с ребятами и тренерами "Пика". Думаю, что и в Сегед теперь я буду приезжать, как домой.
— Судя со стороны, немалый переполох в вашей вардарской семье наделало недавнее расторжение контракта с вратарем Страхиней Миличем. Серб действительно за летние месяцы чудовищно прибавил в весе?
— 174 килограмма. Насколько знаю, клуб ставил ему условие: вернуться из отпуска, сбросив очевидные излишки. А на деле вес еще и добавился. Принять прописанные на такой случай дисциплинарные санкции Страхиня отказался и предпочел из клуба уйти.
— Отношение команды к этой ситуации?
— Конечно, это история ставит нас в непростое положение. Раньше ведь ушел и Арпад Штербик — сейчас в "Вардаре" не хватает классных вратарей. Но, с другой стороны, в командных видах спорта спортсмен должен подавлять в себе эгоизм. Профессионализм предполагает постоянное внимание к состоянию тела, контроль не только за "физикой", но и психологией. Думаю, примерно так считают все ребята в команде. Страхиня подвел не столько партнеров, сколько руководителей клуба Сергея Самсоненко и Эдуарда Кокшарова. У них был на Милича твердый расчет, а теперь необходимо оперативно искать ему замену на вратарской позиции. Но мы уверены, что проблема разрешится.
— Пожалуй, мы затянули с другим важным вопросом. Как дела у вардарской российская диаспоры? В первую очередь у новобранца Дмитрия Киселева.
— В карьере Димы сейчас, конечно, непростые дни. Он проходит ускоренный курс обучения умному гандболу. Важно безболезненно переключиться с привычного "бей-беги" на игру в рамках вардарской системы. Думаю, должен стать подспорьем опыт выступлений за сборную. В ее игре элементов такого "испанского" стиля хватает. Видно, что мы заполучили из Питера толкового и перспективного правого полусреднего. Но сейчас для Димы актуально еще и оперативное освоение языков. Македонский поможет в быту, английский — в общении внутри команды.
— Киселеву будет нелегко подвинуть в составе исполина Дайниса Криштопанса.
— Не думаю, что опасения на этот счет правильны. В современном гандболе с его темпом и интенсивностью невозможно пребывание игрока на площадке весь матч, как бы силен и могуч он ни был. Игровое время найдется для всех. С учетом этого и надо готовиться.
— На днях исполнилось 35 лет Тимуру Дибирову. Как отпраздновали?
— Отлично. Двумя тяжелыми тренировками. Если серьезно, времени на торжества-поздравления пока просто не было. Условились их чуть отсрочить. Здесь, на словенском сборе, запланирован выходной. Тогда и придумаем что-то. В пределах разумного.
— Как понимаю, пока вы налегаете на общефизическую подготовку, а вся спарринговая программа впереди.
— Наиграемся тоже. 9 августа прямо из Словении перелетим в Германию. Там нас ждет хороший трехдневный турнир. 18-го важный матч в Скопье — за Суперкубок Македонии против "Металурга". А потом до сентябрьского официального старта сезона запланирован еще и очень представительный турнир во Франции.
— Что из интересного и важного для тебя не успели обсудить?
— Недавно с удовольствием поболел в Скопье за белорусских юниоров, игравших в дивизионе "В" первенства Европы. Ребята заняли второе место вслед за македонцами. И очень мне понравились. Особенно впечатлило, что большинство игроков у тренера Олега Шарейко на два года младше соперников.
— Прямо как ты в 2000-м, когда в составе белорусской "молодежки" взял серебро на "Европе" в Афинах.
— А ведь точно. Очень похоже.
Новиков
Фото: rkvardar.mk, 24rakomet.mk.