Елена Устич: «Нужно-то было собраться всего на десять минут...»
Одно из самых ярких откровений чемпионата мира по пляжному гандболу в Казани — игра Елены Устич. 24-летняя россиянка проявила себя во многих смыслах: и красавица, и умница, и гандболистка интересная, с самобытной школой. А ради общения с корреспондентом БЦ Лена запросто пожертвовала прощальной вечеринкой с участием всех команд казанского турнира.
— Прямо сейчас, пока казанский песок еще не остыл, о чем сожалеешь сильнее всего?
— Конечно, о четвертьфинальном проигрыше гречанкам. Наверное, там было дело случая. Но все равно плохо, что не протянули во второй сет то, что так хорошо получалось в первом. Не нашли верных слов, не сказали их друг дружке. Осмотрись! Притормози! Куда летишь?! Что делаешь?! После победы в первом сете нужно-то было собраться всего на десять минут. А мы не смогли…
— Ты долго была в этой команде капитаном. Это говорит о многом...
— Капитан, в моем понимании, — это прежде всего человек, который всегда найдет слова, нужные для любого игрока команды. Я знаю или, скорее, чувствую, когда к кому-то из девчат важно подойти и что-то сказать или, наоборот, кого-то выслушать, пойти на уступки. Вообще мне кажется, что в командных видах любой спортсмен должен быть дипломатом, ну а капитан — непременно. Это еще и связующее звено между командой и тренерами. Он должен досконально понимать требования наставника и слышать то, что он хочет высказать. При этом нужно еще фильтровать эмоции, воспринимать только верные мысли и установки. А уже потом при необходимости доносить это до команды.
— Что из событий, связанных с Казанью, запомнишь лучше всего?
— Нашу подготовку. Мы очень долго и целеустремленно работали. Виталий Владимирович Волынченко огромное внимание уделяет разборам видео. Перед чемпионатом мира мы разбирали не только свои тестовые игры. Волынченко разыскал архивные матчи прошлых больших турниров. Виталий Владимирович, когда объясняет, не рисует, как некоторые тренеры, палочкой на песке. Он досконально и въедливо растолковывает нюансы на мониторе.
Еще, несомненно, не только мне, но и всей команде запомнятся эмоции и драйв, исходившие от зрителей. Не только с трибун в Казани. В различных соцсетях и мессенджерах мы получали столько поддержки и просто добрых слов — это незабываемо!
— Ваши поражения в четвертьфиналах крупных турниров — какое-то наваждение. Три раза кряду — причем обидчицы в итоге неизменно становились чемпионками. Как сейчас сборная Греции...
— Надеюсь, это не злая примета и скоро эта напасть закончится. "Пляжка" — это Фарт, Эмоции и Азарт. Напишите эти слова с заглавных букв. Здесь на кураже творятся большие дела. Вот гречанки — прекрасный пример. В субботу они поймали такой кураж и везение, что справились сначала с нами, потом с испанками, владевшими титулом чемпионок мира. И примерно ту же операцию они провернули в финале с очевидными фаворитками из Норвегии.
— У всех, следивших за вашим выступлением, было ощущение движения по восходящей. Почему же того прекрасного настроя не хватило во втором сете встречи с гречанками?
— Не ищу оправданий. Но, возможно, пятничные победы над датчанками и норвежками, с одной стороны, отняли у нас слишком много сил, а с другой — немного расслабили: мол, со сборной Греции после таких-то побед точно справимся. Мы очень сильно настраивались на фаворитов и законодателей мод, а вот гречанок, похоже, недооценили...
— Так и будете есть себя поедом за то, что не взяли медали?
— Право играть на чемпионате мира надо для начала заслужить. Далеко не все сборные могут пробиться в эту компанию. Те же гречанки, к примеру, приехали на дебютный для них "мир". А у нас появилась уникальная возможность сыграть на чемпионате мира без отбора. Сейчас достичь результата не смогли. Но есть плацдарм, с которого можно двигаться дальше, к успехам.
— Ваши тренеры заявили об отставке сразу после заключительной игры на турнире. Что теперь нужнее всего этой сборной?
— Вернуть тренеров! Волынченко и его ассистент Евгений Васильевич Зотин — настоящие профессионалы. Если что-то не получилось, это не значит, что кто-то недоработал и не соответствовал какому-то уровню. Тренеры сделали все возможное для нашей комфортной подготовки. О пляжном гандболе у нас, к огромному сожалению, знают мало. Если бы не трансляции чемпионата мира на канале "Матч! Наш Спорт", и эта феерия прошла бы мимо наших любителей спорта.
Обо мне в эти дни вспомнили люди, с которыми долго не общалась. Болельщики открыли для себя новые гандбольные имена, хотя большинство девочек и играют в Суперлиге. Когда я пришла к Волынченко и Зотину в "Ставрополье", они сделали из команды семью. Так же было и в сборной. К нам относились, как к детям, не жалея ничего, в том числе и себя. Тренеры с нами как родители: могут и накричать, но сразу же обнимут, скажут добрые и теплые слова...
— Перед глазами до сих пор картина: ты бросаешь решающий буллит в матче против гречанок, мяч летит точно, но попадает в песчаную кочку и ускакивает мимо ворот. Гречанки в полуфинале, а тебя, всю в слезах, хватает в охапку Зотин. Что он тогда говорил?
— Поднял меня с песка, повел в душ и сказал по дороге: приходи в себя, смывай слезы, ничего страшного не случилось. Есть тренеры, которые в такой ситуации даже не подойдут к игроку. А Зотин был первым, кто накинул на меня полотенце и утащил с корта...
Шмельков
Фото: ihf.info.