7 мин.

Мария Дудина: «Уходить из гандбола не собиралась»

Совсем скоро, в начале августа, истекает срок годичной дисквалификации трех гандболисток, которые сегодня очень пригодились бы российской "молодежке" на чемпионате мира в Венгрии. За этой тяжелой для Марии Дувакиной, Антонины Скоробогатченко и Марии Дудиной и по-прежнему запутанной историей стоят долгие месяцы переживаний, отчаяния и надежд.

Почти год две Маши и Тоня были в информационной изоляции. Наконец, специально для БЦ постаралась разговориться Мария Дудина. Остается сожалеть, что печатным текстом не передать слезу и дрожь в голосе, которые были вполне ощутимы при телефонном разговоре.

Подмосковье

— Теперь ты игрок краснодарской "Кубани". Но для болельщика пока по-прежнему ассоциируешься со "Звездой"...

— Со звенигородским клубом была связана с 2012 года. А до этого занималась гандболом в городе Кингисепп. В составе сборной Ленинградской области поехала на Спартакиаду школьников. И там меня заметили Марина Афлитулина и Гуля Сайфулина, тренеры юношеских команд "Звезды". Вскоре переехала в училище, которое базируется в Серебряных Прудах.

С течением времени мои тренеры в "Звезде" — Денис и Гуля Сайфулины, Марина Ильдаровна Афлитулина — стали для меня второй семьей. Они много вкладывают в юных игроков, развивают девочек и за пределами зала. В Звенигороде мы с командой посещали музеи, Саввино-Сторожевский монастырь. Да и Москва рядом, туда тоже часто выбирались.

— Как складывались отношения с главными тренерами "Звезды"?

— Им тоже очень благодарна. Александр Владимирович Ревва включил меня в состав команды Суперлиги. При Алексее Николаевиче Гумянове была уже игроком основы. Больше всего запомнились эмоции команды после победы над "Астраханочкой" в четвертьфинале позапрошлого сезона. Для нынешней "Звезды" пробиться в четверку сильнейших клубов России — это достижение.

Краснодар

— Как тебя зазвали в "Кубань"?

 Все началось с разговора по телефону. Позвонил Евгений Васильевич Трефилов. Мне показалось, он изначально был заинтересован, чтобы я перешла в "Кубань". Считаю, для меня это шаг вперед, возможность поработать в команде, которой руководит главный тренер сборной страны.

Первый раз была с "Кубанью" на кубковом "финале четырех" в Ростове — естественно, только как зритель. 2 июля команда начала предсезонную работу. С 14-го числа у нее сбор в Сочи на базе стадиона "Юг-Спорт". А я готовлюсь присоединиться к девочкам. Конечно, жду не дождусь этого дня. До 4 августа осталось всего ничего.

— Как тебя встретил Трефилов?

 Он в хорошем настроении. Наверное, сказывается, что подготовка только началась. Все чувствуют себя хорошо отдохнувшими. При этом подход к работе абсолютно деловой. В общем, мне все нравится.

— Расставание со "Звездой" далось тяжело? Все-таки в системе клуба ты оказалась еще ребенком.

— Конечно, было непросто. Мои лучшие звенигородские подруги — Дарина Шулега, Марианна Егорова, Вика Сутягина, Настя Карасева. Весь год после того злосчастного чемпионата Европы они меня поддерживали. Да и остальные девочки тоже. Это еще одно подтверждение, что Алексей Николаевич Гумянов создал в команде отличный коллектив. Одно время ходили слухи, что нас с Тоней и Машей могли дисквалифицировать на четыре года. Это был ужас. Но даже при таком раскладе уходить из гандбола я не собиралась.

Мельдониевый шок

— Извини, но давай вернемся к началу всей этой истории с допинговой дисквалификацией. Как прошел для тебя тот чемпионат Европы в Словении?

— Летом я восстанавливалась после травмы, которую получила в конце сезона. Стала тренироваться в команде Вячеслава Владимировича Кириленко только за шесть дней до турнира. И сразу попала в состав. Все получилось в большей степени на желании, на преодолении. У нас с Тоней Скоробогатченко сложился сильный тандем левшей — полусредняя и краек.

На чемпионате Европы нам надо было подтверждать статус чемпионок мира. Помню свои ощущения: игра на одном дыхании, в удовольствие.

Конечно, особняком стоит полуфинал против датчанок, всегда трудных для нас соперниц. Как водится, шли с ними мяч в мяч и выиграли только в самой концовке.

А в финале столкнулись с очень странной сборной Франции. Ну прямо натуральные мамочки! Мы видели их за год то того, и там была совершенно другая команда. Как они это сделали?! Короче, в финале француженки нас превзошли. Можно сказать, смяли...

— Как ты узнала о положительном результате теста на допинг?

 Кажется, тот день буду помнить всегда. 24 августа. Ко мне приехали директор клуба Перов и главный тренер Гумянов.

Мы садимся в машину, и я в шутку спрашиваю: едем контракт подписывать? Приезжаем в клуб. И вдруг они говорят: Маша, у тебя допинг — и это не шутка.

Я вообще не понимала, что происходит. Как-то по инерции поехала с командой на предсезонный турнир в Астрахань. А потом пришло время заявки на чемпионат России, и меня в нее, конечно, не внесли. Первая игра со "Ставропольем" — я мимо. Полная прострация, постоянные истерики, слезы. Не понимала, к кому идти, что делать. И что будет дальше.

— Что говорили близкие люди?

— Что отдохну и стану еще сильнее. Но мне-то было каково! Всегда и во всех командах — клубе, сборной — играла в основе...

Приезжала мама. Но так получалось, что больше я ее утешала, чем она меня. Сейчас могу уверенно сказать, что сильно изменилась за этот год. По характеру я вообще-то жизнерадостная. Но теперь точно стала серьезнее, повзрослела.

— Ну и про лучший день…

— Откровенно говоря, достала юриста, который курировал наше дело по апелляции от ФГР. Постоянно названивала ему в надежде хоть на какие-то новости. Уже пора было оглашать решение, а в ЕГФ все оттягивали и оттягивали.

Я была в Звенигороде, когда стали писать и звонить друзья: скорее открывай интернет, посмотри дату! Так и узнала, что моя дисквалификация заканчивается 4 августа. Начала плакать, звонить родителям, тренерам…

Знаете, какие чувства были? Как будто у меня сестра родилась! Вот рассказываю вам, а у самой мурашки по коже. Вскоре поехала к родителям в Кингисепп. Собрались большим семейным кругом на шашлыки. Это был настоящий праздник.

Мысленно с ними

— Сейчас в Венгрии твоя "молодежка" бьется за медали чемпионата мира. Смотришь игры, болеешь?

— А как вы думаете?! Очень надеюсь, что девочек ждет успех, который сопутствовал нам два года назад в Словакии, что Вячеслав Владимирович вновь доведет команду до пьедестала. Кириленко – очень хороший тренер. Он учит думать на площадке, учит играть в защите. А еще он много помогает девочкам в повседневной жизни, всегда к месту расскажет какую-нибудь поучительную историю.

— Лучшие игроки нынешней "молодежки"?

— Милана Таженова и Настя Илларионова, с которой дружу чуть ли не с детского сада. Эти девочки прошли с командой все большие турниры. Еще вратарь Рита Орлова.

Босс и Коэльо

— Как устроилась в Краснодаре?

— Живу в отдельной квартире. Конечно, бывает одиноко. Но обходиться без родителей привыкла еще со времен подмосковного УОРа. А вот моего пса сейчас очень не хватает. Это такса, по кличке Босс, ему три года. Мне часто кажется, что в него вселилась душа моей предыдущей собаки, ротвейлера. Такой умный, что не умеет только одного — разговаривать.

— Что-то сейчас читаешь?

— "Адюльтер" Паоло Коэльо.

— Неожиданно. Осознаешь, что остаешься очень перспективным игроком?

— Хочу расти еще и еще. Надеюсь, не слишком много потеряла за год простоя. А вообще не люблю говорить про себя. И вот еще: до сих пор не знаю своего амплуа. Кто я все-таки? Крайняя? Полусредняя? В розыгрыш тоже с удовольствием вышла бы. Есть и вовсе неосуществимая мечта — поиграть в воротах. Когда-то в детстве целый год провела вратарем. А сейчас очень люблю с голкиперами общаться...

Шмельков