Дмитрий Житников: «Мы поняли, что сборная — это не место встречи друзей»
Финиш гандбольного сезона щедро отмерил Дмитрию Житникову несколько счастливых недель. Май принес звание чемпиона Венгрии в составе "Пика". На июнь пришлись успешные для российской сборной отборочные "стыки" чемпионата мира. По итогам выигрыша у чехов в Перми Житникова, забросившего 8 мячей, признали лучшим игроком в составе победителей. И этим отчасти определили стартовую тему нашего разговора.
— Когда в биографии спортсмена случается настолько выдающийся матч, журналистам невольно хочется рассмотреть за этим некую драматичную подоплеку.
— Не сочите за дежурные громкие слова, но мне очень помогла хорошо сыграть поддержка команды. Ведь, по сути, на эту игровую сессию я остался единственным номинальным разыгрывающим — из-за травмы не мог тренироваться и играть Паша Атьман. И все время, пока мы готовились, тренеры и ребята в разговорах так или иначе давали понять, что они во мне совершенно уверены, что не подведут и не оставят без помощи. Ну и не оставили в итоге. Все получилось...
— Наблюдать отрадные изменения в игре и результатах сборной — это одно. Однако уяснить суть происходящих в ней ментальных изменений со стороны невозможно.
— Я вам просто эту суть растолкую. Те парни, которые еще три-четыре года назад были молоды, легкомысленны и безответственны, теперь или сменили клубы и поиграли вдалеке от дома, или просто повзрослели, оставаясь здесь. Но главное, что они поняли: национальная сборная — это не место встречи старых друзей. Это гораздо большее. Ты приезжаешь в национальную команду, чтобы с близкими по духу людьми заниматься серьезным делом — стоять за честь своей страны.
— Говоря о "молодых и безответственных", ты подразумевал и себя?
— Конечно. Потому что по себе ощутил, как человек меняется с годами. Три легионерских сезона в Европе серьезно меня воспитали и дисциплинировали, обновили взгляды на многое в спорте и в жизни вообще.
— Ты говоришь сейчас в большей степени о времени, проведенном в польской "Висле"? Или о "Пике" тоже?
— О "Висле" — прежде всего. Польша мне сразу пришлась по душе, как-то по-особому легла на сердце. Там за короткое время узнал много хороших людей, в том числе со спортом никак не связанных. Многому у них научился. Это были очень важные для меня годы.
— Теперь с грустью о них вспоминаешь?
— Скрывать не буду. Ностальгия порой накатывает.
— Пробую угадать за этим признанием неудовлетворенность тем, как идут дела на новом месте работы.
— Надо честно признать, что первый сезон в "Пике" я мог провести гораздо продуктивнее. Но играл гораздо меньше, чем рассчитывал изначально. М все же здесь тоже нетрудно отыскать пользу и позитив. Осваивал новый командный стиль, поиграл с новыми классными партнерами. Наконец, помог клубу стать чемпионом Венгрии. У "Пика" всего третий такой титул.
— К мячу золотого перевеса над "Веспремом" по сумме двух суперфинальных встреч ваша команда выбралась из серьезных стартовых проблем.
— Да, у нас случились серьезные провалы осенью и в декабре. Было очень интересно участвовать в исправлении ситуации. Команда включила характер, постепенно улучшила игру и вышла на пик к финишу.
— Как работал при этом тренерский фактор? Как влиял на ситуацию Хуан Карлос Пастор?
— Существенно влиял, разумеется. Но получилось так, что и ситуация влияла на него. К концу сезона наш тренер стал больше прислушиваться к мнению игроков, учитывать его при подготовке к решающим матчам. Это точно пошло команде в плюс.
— У тебя есть обида на Пастора? По-моему, он давал тебе немного шансов себя проявить.
— У меня есть претензии только к самому себе. Не сразу пришло верное понимание, как правильно себя вести и строить рабочие отношения с тренером. Допускал ошибки, которые буду устранять в следующем сезоне. Знаю, что надо сделать, чтобы свою роль в команде изменить.
— И что же?
— Не буду об этом говорить. Вот когда сделаю — вы это увидите. Тогда и обсудим.
— В разгар сезона ходили слухи об интересе к тебе со стороны "Вардара"...
— Это не слухи. Предложение о переходе в Скопье и сейчас остается в силе. Но я не люблю оставлять дела на полпути, незаконченными. В Сегеде у меня контракт, который я должен отработать.
— Он действует еще год?
— Схема "один плюс один". Сезон и опция продления еще на один в случае согласия сторон.
— Останешься в Сегеде одинок — Сергей Горбок в "Вардар" уезжает...
— Сереги, конечно, будет рядом не хватать. Но это спорт, наша работа. Обстоятельства часто меняются. В Плоцке я тоже был один. И не пропал, справился...
— Верна ли догадка: силы и эмоции, не растраченные за сезон в клубе, оказались очень кстати в матчах за сборную?
— Думаю, так и есть. Обычно в моральном плане мне трудно даются эти паузы между финишем клубного сезона и июньскими матчами сборной. Нынче же чувствовал небывалую мотивацию, желание выйти и хорошо сыграть было раза в три острее обычного. Плюс изменилось общее настроение в команде. Одно удачно сложилось с другим.
— Героическая концовка пермского матча против чехов в твоем исполнении — реализация изначального плана или действия по ситуации?
— До середины второго тайма спор складывался очень тяжело. Мы неплохо играли, но растратили много верных шансов забросить. Когда матч приближался к решающей фазе из-за ушиба бедра вышел из строя Серега Горбок. В принципе мне ничего не оставалось, кроме как взять игру на себя. Но там вся команда работала в атаке очень грамотно.
— Тактика, которую прививает сборной Эдуард Кокшаров, тебе удобна?
— Да, она во многом схожа с тем, что практикуют испанские тренеры, с которыми я работал в "Висле" и "Пике".
— Что в ней главное, если не вдаваться в детали?
— Игра головой. От нее зависит больше, чем от быстроты ног или силы рук. Важно знать соперника. Уметь распознавать его слабые места и просчеты. Оперативно обращать эти знания и наблюдения на пользу себе.
— Фоном нашему телефонному разговору идут звонкие детские голоса. Верная примета отпуска.
— Да, к отдыху уже приступил. Мы с семьей сейчас во Владимирской области, в Коврове. Здесь живут родители Анастасии.
— А дальше?
— На десяток дней слетаем в Испанию с семьей Горбока. Потом погостим Краснодаре — уже у моих родных. А напоследок у меня запланирована еще неделя — сугубо для себя.
— И что там?
— Рыбалка. В Хорватии.
— Похоже, ты будешь отменно готов к ударной предсезонке Пастора.
— Надо стараться. Сезон впереди очень важный. Все-таки на чемпионат мира пробились.
Новиков
Фото: Shishkarev, Павел Селянников, facebook.com/Dmitry-Zhitnikov-738758019506673/