8 мин.

Давид Давис: «Продолжу в Скопье и в России»

В прошлом году Давид Давис стал первым иностранцем, вошедшим в штаб гандбольной сборной России. 41-летний темнокожий испанец ассистирует Эдуарду Кокшарову. Вместе они работают и в македонском "Вардаре": Кокшаров — спортивным директором, Давис — помощником Рауля Гонсалеса. Тренерская карьера Давида началась лишь несколько лет назад. А вот в бытность гандболистом он совершил немало. Четыре титула чемпиона Испании, три победы в Лиге чемпионов, медали чемпионатов мира, Европы и Олимпиады говорят сами за себя. Корреспондент БЦ встретился с Дависом в Скопье, где "Вардар" готовится выступить в "финале четырех" СЕХА-лиги.

— Вам не хлопотно совмещать работу в "Вардаре" и в сборной России?

— Нет. У меня ведь и в прошлом сезоне было нечто подобное: одновременно возглавлял женский "Вардар" и оставался вторым тренером мужского. Люблю свою работу, люблю гандбол, поэтому —никаких проблем. Работа с российской командой — это для меня что-то особенное. Когда был молодым и сам играл, восхищался звездами из России. Атавин, Киселев, Щепкин, Дуйшебаев… О, это были просто супермастера!

— Болели за россиян?

— Конечно. Они были лучшими, а лучшие всегда вызывают симпатии. Смотрел на них, как чуть ли не на богов. А сейчас работаю, образно говоря, с их сыновьями. Конечно, это особое ощущение. Горжусь такой возможностью.

— Что думаете о нынешнем поколении российских гандболистов?

— Их потенциал велик. Есть много физически мощных игроков. Школа в России очень хорошая. Надо только настроить эту машину, чтобы она заработала.

— Почему не работает сейчас?

— Один из факторов — уровень национального чемпионата. Чтобы росли классные мастера, лига должна быть сильной, а ее лучшие клубы — бороться за титулы в Европе. В этом плане сейчас не все хорошо и в моей родной Испании. Денег стало меньше, и первенство уже не такое мощное, как десять-пятнадцать лет назад. К нам не приезжают сильнейшие гандболисты мира — и, соответственно, испанская молодежь не тренируется рядом со звездами. Чтобы решить эти проблемы, нужны несколько лет, и вполне можно провести параллели с ситуацией в России.

— Как вам уровень российской Суперлиги?

— Отслеживаю не все клубы — лишь некоторые. Но, думаю, в последние годы турнир переживает не лучшие времена. Смотрите, "Чеховские Медведи" регулярно становятся чемпионами, однако в Европе находятся на вторых ролях. Это ведь о многом говорит…

— В сборную России вас позвал Эдуард Кокшаров?

— Разумеется. Когда Эдуард стал у руля российской команды, то позвонил мне и предложил стать помощником. Ха, я ему даже не сразу поверил! Вообще с Кокшаровым знакомы давно. Мы почти ровесники — он старше на год. Много раз выходили на площадку друг против друга как в сборных, так и в клубах. Это один из лучших крайних игроков, которых я когда-либо видел.

— С некоторыми гандболистами из России вы ведь выступали и за одну команду…

— Да, в мое время в Испании их хватало. Первым русским одноклубником стал Вячеслав Атавин, с которым вместе играли за "Гранольерс" в мой дебютный профессиональный сезон. Чуть раньше за эту команду выступали Олег Киселев и Андрей Тюменцев, и с ними тоже пересекался. Много раз играл против Андрея Щепкина — хотя, по-моему, он не из России, а украинец. Ну и, конечно, Талант Дуйшебаев, который в "Сьюдад-Реале" успел побыть как моим партнером, так и наставником.

— В этом клубе был и белорус Сергей Рутенко…

— О, да! Великолепный мастер. Мы бок о бок играли три или четыре года, перед тем как Рутенко перешел в "Барселону". Это было замечательное время: "Сьюдад-Реаль" трижды выиграл Лигу чемпионов, побеждал в Суперкубке Европы. Сергей внес большой вклад в те успехи. Это хороший парень и настоящий профессионал. Мы до сих пор держим с ним связь. Общались месяц назад. Я приехал в Москву и позвонил ему, но Рутенко находился в родной Беларуси. Знаю, что с ним тесно общается голкипер "Вардара" Арпад Штербик. Мы время от времени вспоминаем Сергея.

— Что входит в ваши обязанности в сборной России?

— Помогаю Кокшарову во всем. Не могу сказать, что специализируюсь на игре в атаке или обороне. Наша общая цель — сделать так, чтобы команда добивалась результата. В ходе игры Эдуард может попросить меня уделить особое внимание какому-то аспекту — в зависимости от ситуации. Ассистент ведь должен выполнять те задачи, до которых не доходят руки у главного тренера.

— На каком языке общаетесь в сборной?

— Отчасти на русском, я его в какой-то степени уже знаю. В основном, правда, владею гандбольными терминами. Помогает и английский — половина команды владеет им довольно уверенно. Есть и ребята, говорящие на каком-то из балканских языков, том же македонском.

— А вы знаете македонский?

— Я ведь в Скопье уже почти четыре года, так что выучил. Не скрою, пришлось очень тяжело. Я испанец, и славянские языки сильно отличаются от нашего. Даже алфавит другой — пришлось осваивать кириллицу. Но как-то справился, и теперь это помогает мне в изучении русского. По крайней мере в чтении. Произношение — совсем другое. В русском оно заметно отличается от македонского.

— Живя в Скопье, скучаете по Испании?

— Я не из тех, кому свойственна ностальгия. Уже привык жить за границей. Мне нравится изучать новые языки и культуры других стран. Конечно, в Испании у меня родные и друзья, здесь их не хватает. Но в целом не скажу, что жить за рубежом сложно. Тем более Испания и Македония чем-то похожи. Например, погодой — тепло.

— А ведь почти всю игровую карьеру вы провели на родине.

— Да, только под конец несколько месяцев отыграл в "Порту". А вот тренировать в Испании пока не доводилось. В 2014-м приехал в "Вардар" вслед за Раулем Гонсалесом. Он и сейчас у руля команды. Это мой давний и хороший приятель. Мы несколько сезонов вместе играли за "Вальядолид". Рауль на шесть лет старше, он закончил играть и стал вторым тренером "Сьюдад-Реаля" — и я перебрался в этот клуб. А четыре года назад Гонсалес позвал меня помогать ему уже в "Вардаре".

— Полностью ли довольны игровой карьерой?

— Да, абсолютно. Я почти двадцать лет выступал на высоком уровне. Побеждал в первенстве Испании, Лиге чемпионов, становился чемпионом мира с испанской сборной, на Олимпиаде в Пекине завоевал бронзу. В общем, не жалуюсь.

— Как вы вообще стали гандболистом?

— Я вырос в местечке Санта-Мария-де-Палаутордера, неподалеку от Барселоны. Там большие гандбольные традиции. Начал заниматься, втянулся, и пошли успехи. А вообще корни мои в Экваториальной Гвинее, это бывшая испанская колония. Сам появился на свет уже в Испании, но на родину предков приезжаю с удовольствием.

— Где гандбол более популярен — в Испании или Македонии?

— Конечно же, в Македонии. У меня на родине на первом месте футбол, все сходят по нему с ума. В Скопье же многие предпочитают ручной мяч. Сейчас на матчах "финала четырех" СЕХА-лиги вполне возможен аншлаг. Конечно же, мы стремимся выиграть этот турнир — как выиграли в прошлом сезоне и его, и Лигу чемпионов. Но есть и давление: понимаем, что в отдельном матче может случиться всякое. Первоочередная задача — одолеть в полуфинале БГК.

— В прошлом сезоне вы одно время возглавляли женский "Вардар". Впечатления?

— Интересно. Это ведь был мой первый опыт в качестве главного тренера. Пришлось многое перестраивать, однако результаты говорили сами за себя — в Лиге чемпионов нам удалась внушительная победная серия. А ушел из женской команды, потому что так решил президент клуба Самсоненко. Он прекратил эксперимент — мол, мне лучше сконцентрироваться на работе с мужчинами.

— Велика ли разница в работе с ними и с женщинами?

— Непосредственно на площадке больших отличий нет. Одна игра, те же тактические рисунки. А вот за пределами арены — другое дело. С женщинами, конечно, тяжелее. Они вообще устроены сложнее. Мы проще.

— Сейчас женский "Вардар" активно распродает лидеров…

— Да, клуб решил сократить бюджет. Уже нет возможности платить прежние зарплаты. Но мужской команды это не касается — все остается по-прежнему. Рауль Гонсалес летом переходит в "ПСЖ". Ну а я продолжу работу в клубе и в следующем сезоне.

Николаев