8 мин.

Яна Ускова и «Кастамону». Скромная мечта маленького клуба

На теперешней отметке еврокубкового женского сезона у нас есть веские поводы для радости. Благо "Ростов-Дон" упорно метит в примы Лиги чемпионов, а "Лада" устроилась в восьмерку сильнейших Кубка ЕГФ.

В то же время давайте констатировать и настоящий прорыв, звучную сенсацию во втором по статусу евротурнире. В четвертьфинале Кубка ЕГФ впервые сыграет команда из, казалось бы, совсем не гандбольной Турции. И, конечно, мимо внимания БЦ не могло пройти, что в турецком "Кастамону Беледиеши" из крохотного города Кастамону (ударение на третьем слоге) ярчайшим образом проявила себя россиянка Яна Ускова.

Двукратная чемпионка мира ушла с радаров большого гандбола летом. С ней элементарно не продлила трудовые отношения краснодарская "Кубань". И многие наверняка подумали, что опытная 32-летняя мастерица решила с ручным мячом завязывать. Но вот Яна, словно следуя прозвищу Атомная Станция, данному ей еще в подмосковной "Звезде" за всегда позитивный, жизнерадостный настрой, искрящей кометой ворвалась в еврокубковые будни турецкой команды и здорово помогла "Кастамону" осуществить большую мечту маленького клуба.

Накануне жеребьевки 1/4 финала Кубка ЕГФ мы дозвонились Яне в Турцию. И она, как всегда, искренне и ничего не скрывая, поведала, как живется ей в турецкой глубинке и как скромняга "Кастамону" сначала предложил ей контракт, а потом лихо расправился с соперниками из Дании, Норвегии, Венгрии, Польши.

— Яна, привет! Как тебя, никогда не игравшую за границей, в Турцию-то занесло? Рассказывай, пожалуйста!

— Всем привет! Я не играла в гандбол ровно полгода. По окончании прошлого сезона в "Кубани" мне сказали, что продлевать контракт не будут. Ну, это ладно: в целом ожидаемое событие. В межсезонье за три дня до окончания отпуска мой муж и тренер "Кубани" Александр Ревва узнал, что и в его услугах больше не нуждаются. В такой ситуации — перед самым началом предсезонной подготовки — ему как тренеру трудоустроиться было просто нереально. И я тоже оказалась не готова искать новый клуб сразу. Сохранялись амбиции, хотелось попасть в команду уровня Лиги чемпионов. Честно скажу, среди прочих разговаривала с Ирой Полторацкой, тренером "Вардара". Но поезд, что называется, ушел, меня не подождал. Не стала связываться с агентами, менеджерами. Все думала решить сама.

— И все-таки мы никак не выйдем на турецкий след. Чувствую, без наших людей не обошлось…

— В точку! Но пока скажу, что в ноябре уже строила планы на новую жизнь, которая после гандбола. Даже записалась на серьезные курсы, связанные с работой в салоне красоты в Краснодаре. И тут — звонок! Из Турции, от моей давней подружки по молодежным сборным, а потом и по "Ростов-Дону" Насти Синицыной. Она уже седьмой год как в Турции, а в "Кастамону" играет четвертый сезон. Настя и говорит мне просто и доходчиво: не хочешь карьеру возобновить? Я заинтересовалась и спрашиваю, когда надо быть в форме. Она: через месяц. Ну, мы посмеялись, а я все-таки решила, что надо попробовать. Разговор наш, четко помню, состоялся 26 ноября. Лететь в Турцию должна была в конце декабря.

— И он превратился в адовый месяц преодолений?

— Не сказала бы. Первым делом попросилась к Анатолию Скоробогатову, наставнику майкопского АГУ-"Адыиф". Просто побегала в зале, мяч потрогала, по воротам даже не бросала. Параллельно ходила в тренажерку, бассейн. Тяжело пришлось, но в более или менее сносные кондиции вернулась.

— Как договаривались с клубом?

— Менеджер прислал контракт, обсуждали по электронной почте условия. В итоге подписала соглашение на полсезона. Ха, поверили турки, что приедет готовый игрок! Не мне поверили — Насте Синицыной. Она в клубе в большом авторитете!

— И вот торжественный момент: Яна прилетает в Турцию! Как это было?

— Получилось забавно. Мы летели вместе с Сашей, муж не захотел отпускать меня одну. Прибыли в Анкару, а багажа нет. На дворе конец декабря, а уже 6 января первый матч группы Кубка ЕГФ, ради которого меня спешно и заявили. Элементарно не в чем тренироваться. Так Настя Синицына организовала сбор вещей для меня среди девочек из команды. Кто чем помогли в первые дни, а потом и багаж нашелся. И Новый год как раз! Вот его мы весело встретили: Алена, Настина сестра, которая тоже живет в Турции, накрыла шикарный русский стол. Вплоть до красной икры и салатиков. Собрались все русскоязычные: помимо нас с Настей, в клубе это белоруска Наташа Котина, наш левый край, и массажистка с Украины. Весело получилось еще и потому, что все игроки живут в одном доме, так что в праздничные вечер и ночь мы ходили друг к другу в гости. А в разгар веселья еще и тренер пришел с бокалом шампанского. Я оторопела от неожиданности, но скоро поняла, что в этом коллективе так принято.

— Вот и про тренера "Кастамону", расскажи, пожалуйста.

— Его зовут Хакан Гюнал. Все местные обращаются к нему Хакан-оджан, что подчеркивает степень уважения. В этом году ему стукнет 50, и он только второй год работает главным тренером. А до этого был помощником и в мужских, и в женских клубах. В нем сразу впечатлила одна черта: умеет не показывать волнение, наоборот, делает все, чтобы мы не дергались перед матчами. И, конечно, настоящий огонь — это общение внутри команды. Знаешь, на каком языке говорим? На англо-сербско-хорватско-русско-турецком! Вот правда, все в кучу. Тренер часто нас по-балкански заводит: айде, айде! А турецкие девчонки сыплют нашими словами: хочу — не хочу, канешна, спасиба.

— Что из себя представляет команда? Где базируется? Кто владеет клубом?

— Город Кастамону очень небольшой, около шестидесяти тысяч жителей. Это север Турции, но до Черного моря километров сто. Центр провинции, не более. Клубная база — ничего особенного. Относительно большой спорткомплекс с футбольным стадионом и игровым залом. Сам-то гандбольный клуб совсем молодой: ему всего пятый год. Президент клуба — глава строительной компании. Семь лет он работал в Москве, открывал бизнес в Анкаре, хотя сам отсюда, кастамонийский. В число спонсоров входят местные бизнесмены: у кого паркетная фабрика, кто мебель производит. На днях у нас устроили совместный командный ужин со спонсорами, главной целью которого (мне рассказали по секрету!) было привлечь к гандболу самого богатого в этих краях человека. И мэр города был на встрече, и какой-то спортивный чиновник из столицы приезжал.

— Как вообще в Турции относятся к вашим успехам в Кубке ЕГФ?

— Да они были в шоке, когда еще только в групповую стадию попали! А вот мы играем там с норвежским "Биосеном" и датским "Виборгом", занимаем первое место. Вообще отпад — что еще скажешь?! Но для меня интересна и показательна реакция случайных людей. Мы летели после заключительного матча в группе из Польши через Мюнхен. Так нас в самолете на Анкару просто каждый поздравил, похвалил и сказал, насколько это важно для Кастамону и как они нами гордятся. Видимо, для простых болельщиков это действительно значимое событие. Такого, честно, не ожидала.

— Что такое чемпионат Турции, успела понять?

— В нем только две игры пока провела — ведь было очень напряженное европейское расписание. Другой гандбол, конечно. Намного медленнее, чем в Европе. Везде сейчас стремятся играть "быстрый центр", быстрый переход, а здесь все немного по старинке. Совсем скоро начинаются игры Кубка Турции. Будет три матча подряд. Там и посмотрим, какое к нам сейчас отношение у здешних соперников. Кстати, уже успела понять, что для турок главное — какой ты красавчик в своем чемпионате. Европой они особо не заморачиваются.

— И какие сейчас цели у "Кастамону" после такого шума в Европе?

— По-моему, все в руководстве настолько довольны нашим еврокубковым прорывом, что ничего дальше там не загадывают. А вот в чемпионате и Кубке Турции вынь да положь прошлогодние титулы.

— А у тебя какие цели ближайшие?

— Сложный вопрос. Честно скажу: приехала в Турцию зарабатывать, обеспечивать семью. Но сейчас счастлива, что так распорядилась судьба. Тренер работает с командой по-европейски, можно сказать, консервативно-демократично. Никто не заставляет выплевывать кишки и играть через боль. Готов — выходи и доказывай. А насчет дальнейшей карьеры пока не загадываю.

— Если не ошибаюсь, ты впервые не только уехала играть за границу, но и разлучилась с мужем и сыном?

— Это так. Наш спаситель — FaceTime, постоянно на видеозвонках. Сыну уже семь лет, с сентября в школу, так что срывать сюда смысла не было: у него и английский, и дзюдо. Ему хорошо с бабушкой, моей мамой, они друг в друге души не чают. Ну а мне сыночек звонит постоянно и обязательно что-нибудь придумывает. Может спеть или станцевать специально для мамы заготовленное. Вот в марте будет перерыв на матчи национальных сборных, хочу к своим хоть на несколько дней выбраться.

Шмельков

Фото: facebook Kastamonu Belediyesi Gsk; handboldbilleder.dk

Более подробно о проекте "Быстрый центр" можно узнать в соцсетях: 

ВК: https://vk.com/handballfast 

ФБ: https://www.facebook.com/handballfast/

Телеграмм: https://t.me/handballfast

Твиттер: https://twitter.com/handballfast