7 мин.

Гаджиев – Верхейену: «Вы несете откровенную чушь». Признаем: Муслимыч строг, но всегда справедлив

alt

Все началось вот с этих слов, которые голландский специалист Раймон Верхейен опубликовал в «Советском спорте».

На этом Евро мы увидели движение вниз по наклонной. С Англией играли неважно, но в целом приемлемо. Вторая игра – хуже, третья – совсем плохо. Мне неизвестно, по какой программе готовилась сборная России, но игроки выглядели крайне медлительными. Уже в игре с Англией движение было плохим, вы должны были проигрывать. Исходя из того, что я увидел, могу сделать вывод, что господин Слуцкий перетренировал команду. А мышечные травмы Денисова и Шатова лишь подтверждают это предположение. Не сомневаюсь, что во время подготовки к турниру команда тренировалась дважды в день. Четыре года назад, когда команда тренировалась перед Евро всего раз в день, российские специалисты набросились на Дика Адвоката: «Что происходит? Почему так мало?» Теперь процессом руководил уже россиянин. Нагрузил игроков двумя тренировками в день – и посмотрите, что произошло. Четыре года назад были хотя бы матчи с Италией и Чехией. Сейчас все игры до единой – провал. Быть может, российские тренеры сделают выводы из произошедшего? При подготовке к крупному турниру, который проходит после завершения напряжённого клубного сезона, перегружать футболистов недопустимо. Никаких ежедневных двухразовых тренировок! Игроки должны подойти к старту свежими, а не уставшими…

Помню, несколько лет назад господин Мутко заявил, что надо сделать ставку на своих тренеров, что в России и без иностранцев достаточно квалифицированных специалистов. Что же – мои поздравления, господин Мутко! Может, вы объясните мне, чем вообще занимаются русские тренеры? Пусть каждый из них задаст себе вопрос: почему я не смог подготовить для сборной молодых талантливых футболистов?

За Слуцкого, да и вообще за Россию, вступился Гаджиев. Это – кстати, большая редкость по нынешним временам, когда самый модный атрибут профессиональной справедливости – фига в кармане, а провал коллеги вызывает едва ли не больше положительных эмоций, нежели собственный успех. При этом не будет ничего удивительного, если Гаджиев окажется вполне готовым публично обсуждать работу Слуцкого и высказывать свое мнение о каких-то его ошибках. Но это будет спокойный, доброжелательный, а главное, профессиональный разговор.

А голландцу Муслимыч ответил резко. Но – по делу.

Такого рода комментарии со стороны всегда вызывают, как минимум, недоумение. У Верхейена с футбольной Россией какие-то свои, особые счёты, это не секрет, и он вновь позволил себе использовать беспардонные формулировки. Чем объяснить хамский тон? Желанием помочь «умными мыслями» нашему футболу? Мечтой в очередной раз потрясти РФС? Жаждой мести, причины которой нам неизвестны? А сборную Голландии, которая не прошла квалификацию Евро-2016, её главного тренера и президента своей футбольной федерации Верхейен, интересно, поздравить не забыл?

Ни в одной другой стране мира ему не предоставили бы площадку для пустой болтовни – извините, но другого слова подобрать в заочной дискуссии не могу. Доказать же на фактах, что Верхейен крайне противоречив в своих высказываниях, а порой несёт откровенную чушь, несложно.

Разговор о физическом состоянии игроков в той плоскости, в которой ведёт его Верхейен, — удел болельщика, но не профессионала. Оружие профессионала – аргументы, а не домыслы и версии. Более того, ни один тренер по физической подготовке, какой бы квалификацией он ни обладал, не сможет дать объективную оценку всем составляющим командной подготовки.

Начнём с того, что Верхейен ссылается на передовой испанский опыт, но вместе с тем напрочь игнорирует наличие в штабе Слуцкого испанского «физика», рекомендации которого легли в основу физической части подготовки команды. Сборную России перегрузили двухразовыми тренировками? А одноразовые, стало быть, лекарство от всех бед? Одноразовыми перегрузить нельзя? Детский сад, честное слово. Стоит, наверное, при случае объяснить господину Верхейену, если он этого не знает, что нагрузка одного тренировочного занятия может быть ощутимо выше двух: всё зависит от задач подготовки.

Тренировочный процесс есть не что иное, как управление состоянием футболистов. Контроль за их состоянием в сборной носил системный характер с использованием самых современных методов. В этом не может быть никаких сомнений. Хиддинк, Адвокат, Капелло – все они, безусловно, одарённые люди, высококвалифицированные тренеры, и можно, наверное, говорить о каких-то их плюсах в сравнении с тем же Слуцким. Но я абсолютно не сомневаюсь в том, что по научно-методической части подготовки Слуцкий выше любого из них.

Физическое состояние футболистов – фактор сугубо индивидуальный. Сезон у каждого складывается по-своему: одни в силу перенесённых травм пропускают целые циклы подготовки, играют в европейских лигах, участвуют в квалификационных турнирах для сборных, задействованы в клубных турнирах; другие проживают сезон в совершенно ином ритме.

Действительно, для решения большей части проблем, завязанных на физической готовности футболиста, вполне может хватить одной тренировки в день, но помимо этого существуют, например, ещё и проблемы технико-тактической готовности, связанной с организацией коллективных, групповых и индивидуальных действий. Есть и восстановительные занятия, которые в данном случае и были теми самыми «вторыми тренировками», рекомендованными именно испанским специалистом.

Насколько мне известно, закончились «во всём виновные двухразовые» 31 мая, перед первым спаррингом, то есть за 10 дней до старта турнира. Так, может, их стоило проводить и дальше? Верхейену этого знать не дано, мне, естественно, тоже. Это могут подтвердить или опровергнуть только те, кто был задействован в работе.

Сборная России сравняла счёт в первой игре, против Англии, на 92-й минуте. Именно из этого факта сделан вывод о том, что игроки не были готовы физически? Во втором матче команда отыграла один мяч в концовке, могла отыграть и ещё – шансы имелись, ресурс был. Мы пропустили от словаков в результате грубых тактических ошибок (первый мяч) и потери концентрации при розыгрыше углового (второй), а не в силу мифического утомления, наступившего, по версии критика, едва началась игра. А в третьей игре наши футболисты, видимо, «устали» сразу после разминки. Ведь других причин поражений, по версии голландского знатока, нет и не может быть…

Никакой уровень тренированности не спасёт команду, если она раздираема внутренними противоречиями. Не поможет ни качество физической готовности, ни квалификация отдельных игроков. Напомнить пример сборной Франции образца 2002 года, когда действующие чемпионы мира и Европы заняли последнее место в группе, соперничая с Данией, Сенегалом и Уругваем?.. Вот, кстати, ещё один аргумент к вопросу о множестве причин, влияющих на результат.

В рассуждениях Верхейена есть и разумные мысли, это стоит обязательно отметить. Он, в частности, утверждает, что дело не в фитнесе, а в том, что нет у нас замены Игнашевичу и Березуцкому. Можно добавить: Аршавину, Денисову, Жиркову, Дзагоеву… И колесить, конечно, по стране нужно в поисках талантов, и государственную программу развития футбола действительно надо принимать.

Программы (комплексные, системные, долгоиграющие и прочие) у нас уже были, их написано немало, некоторые из них готовились весьма фундаментально – институтами, кафедрами, лабораториями – и годились к реализации. В этом ряду, например, программа, написанная Валерием Газзаевым, которую можно смело брать за основу, но которая без движения пылится где-то в недрах РФС. А в реальной жизни, на практике воплощалась лишь малая их часть. Но это уже другой, куда более глобальный вопрос, не имеющий прямого отношения к проблемам подготовки сборной. Ибо ни Хиддинк, ни Адвокат, ни Капелло со Слуцким не несут ответственности за подготовку футболистов международного уровня в нашей стране…

Верхейен ссылается на методы работы Лобановского, но, похоже, слабо понимает, что собой представляет эта система, если «подвязывает» к ней кроссы. Наверное, прежде чем в очередной раз поделиться своими представлениями об уровне российской тренерской школы, Верхейен глубоко анализировал клубную работу Бердыева, Газзаева, Слуцкого, Кононова, оценивая её и в целом, и на отдельных этапах подготовки.

Возможно, он уверен в том, что Капелло тоже тренировал сборную России по нашим, отечественным методикам и поэтому команда оказалась в критической ситуации по ходу отборочного турнира. Вероятно, он думает, что всякий зарубежный тренер, приглашённый в клуб РФПЛ, обязательно выиграет чемпионат России, хотя примеров тому, если не считать идеальных условий, гарантированных «Газпромом» в «Зените», просто нет, несмотря на то что в страну приезжали реально сильные тренеры, специалисты очень высокого уровня.

В отечественных клубах за все эти годы работали около 80 иностранных специалистов, включая «узких», по физической подготовке. Среди них были и испанцы, и голландцы, и немцы – то есть представители тех самых передовых школ, на которые ссылается Верхейен. Но коль скоро даже их прогрессивные и «единственно верные» методы не обеспечили футболу России выраженного рывка вперёд, наверное, смотреть на проблему стоит масштабнее.