6 мин.

«Посредственность под знаменем всеохватности». Почему 24 хуже, чем 16

Журналист The Guardian Джонатан Уилсон — о новом формате Евро, оборонительных и атакующих тактиках сборных и уровне турнира в целом.

1

Чемпионат Европы пробудился. Победа Германии над Словакией и Италии над Испанией стали двумя лучшими выступлениями команд на этом этапе. Спустя две недели турнир наконец-то начался. И всё потому, что формат 16 команд был изначально более подходящим для Евро.

Лукас Подольски высказался по этому поводу:

Некоторые, возможно, увидят здесь немецкое высокомерие, но Подольски прав: изменение схемы привело к двум неделям неинтересного и во многом бессмысленного футбола. В последние два-три десятилетия международный футбол отчаянно борется с клубным, и умышленное увеличение количества неинтересных матчей не идёт на пользу никому.

Контраргумент — выступление Уэльса и Исландии, которые заслуженно дошли до четвертьфинала; очередная история андердогов, которые оживляют турнир и дают глоток свежего воздуха. Но их успехи не должны заставить нас забыть, насколько плохой был футбол в первые пару недель турнира, насколько он был неамбициозен, как не хватало находчивости, изобретательности или качества игры. И тут важно отметить, что обе команды попали на Евро не из-за расширения турнира до 24 команд. 

Всякий раз, когда возникает недовольство по поводу разбухания Чемпионата мира или Европы, ответом становится то, что одновременно и благоволит маленьким командам, и искривляет смысл самого турнира: «Это очень полезная вещь. Нельзя создавать закрытое сообщество. Каждый имеет право находиться здесь». Может нам ещё стоит устроить гонки с ложкой и яйцом для тех, кому чуть-чуть не хватило, чтобы пройти квалификацию? Результатом такого мягкого подхода стала посредственность под знаменем всеохватности.

Каждый имеет право пройти отбор, если он будет достоин этого (есть вопросы по системе жеребьевки, которая уничтожает себя изнутри, но это уже другой вопрос).

2

Взглянем на квалификационный раунд. На турнир попало пять команд, занявших третье место в группах — Турция и по итогам стыковых матчей Ирландия, Венгрия, Украина и Швеция. При всём уважении к победе ирландцев над Италией, командой, которая в игре против Испании показала, как мало ей нужно было от последней встречи в группе, кто-нибудь скучал бы по ним, кроме владельцев баров и телевизионщиков, обожающих разукрашенных подвыпивших болельщиков? Венгрия действовала достаточно организовано и умно, чтобы обыграть унылую Австрию, но поражение со счётом 0:4 от Бельгии, которая до сих пор больше похожа на сборище индивидуально сильных игроков, чем на команду, подчеркнуло фундаментальный недостаток их уровня. 

Из сборных, занявших вторые места, вылетело больше трети — из них худшие результаты показали Румыния, Албания и Россия — как раз остаётся 15 из 16 команд, которые прошли в плей-офф (исключением является выход Венгрии вместо Австрии). Другими словами, сборные, впечатлившие больше всего, и так прошли бы квалификацию. И всё потому в течение последних нескольких лет они обладают хорошим составом; это не какое-то чудо, случившееся перед самым стартом турнира.

Когда встречаются две команды разного уровня, та, что слабее, неизбежно будет защищаться. Ей необходимо играть от обороны. Это её обязанность. Только так она сможет достигнуть желаемого результата. Подобное происходит и в клубном футболе — хотя различия в уровне игры не так сильны. В матчах сборных же атакующие формации выстроены не всегда чётко.

Защита обычно строится по одной и той же схеме. Большинство команд после стартового прессинга отходят назад, перестраиваясь в две линии по четыре человека. Иногда в одной из линий на одного игрока больше, или это игрок действует между линиями, но принципиально тактика этих команд не отличается. Футболисты, приехавшие в сборную после клубного сезона, довольно быстро адаптируются к ней.

Нападение сильно различается и по расстановке, и по стилю игры. Взаимопонимания, которое вырабатывается в течение ежедневных тренировок, неделя за неделей, никаким образом невозможно достичь на международном уровне. Атаки медленны, менее безукоризненны и не отработаны, против них легче защищаться. Поэтому командам намного удобнее играть от обороны. Сборной, которая старается расстроить игру соперника, сделать это проще, чем клубу с такой же целью. Это также объясняет, почему основу национальных команд, доминирующих в последнее десятилетие, — Испании и Германии, — составляют игроки одного-двух клубов или, как в случае с Чили, группа футболистов, игравших по одной системе так долго, что им самим кажется, что они стали одноклубниками. 

3

Антонио Конте, располагая линией обороны «Ювентуса», решил сфокусироваться на контратакующей модели. Его команды славятся отработанными командными передвижениями. Он даже говорил, что пытался уменьшить количества возможных вариантов для продвижения игроков, которые он держит в уме, чтобы ускорить игру. Йоахим Лёв делал что-то подобное в 2010 году, когда Германия была более контратакующей командой. Результат налицо. 

Проблема в том, что ты можешь контратаковать, только если соперник атакует сам. Италия забила всего 16 мячей в 10 матчах квалификационного турнира, хотя в её группе были Мальта и Азербайджан. Лучшие их игры случились против Бельгии и Испании, команд, играющих первым номером. Рой Ходжсон уверял, что Англия станет лучше, если у неё будет шанс контратаковать, что весьма разумно в её случае, но это так и не удалось проверить: англичане не противостояли команде, способной взять игру на себя, с сентября 2014 года, и то Швейцария тогда сделала это только во втором тайме. 

Дисбаланс в конкуренции, вызванный увеличением количества команд, привёл в падению уровня футбола. Ситуацию усугубляет схема проведения турнира, лишившая смысла два групповых тура. Приведу три примера: Швейцария и Румыния скатали ничью 1:1, Словакия сыграла с Англией 0:0, Северная Ирландия проиграла Германии 0:1.

Жадность и политическая выгода похоронили ранние стадии некогда одного из лучших международных турниров, сведя их к разряду тренировки с повышенной ответственностью, на которой не особо хорошая атака противостоит разумной обороне. В итоге получился плей-офф с участием 16 команд и прицепленный к нему двухнедельный квалификационный турнир, что создало ещё ряд проблем. Схема с четырьмя группами по четыре команды работает, потому что каждая игра важна, но при этом у команды есть шанс выправить положение после проигрыша или сверхрезультативной ничьи. Сегодняшняя схема позволяет сборным особо не напрягаться. 

Похоже, создание хорошего турнира с сильными командами, показывающими в мачтах друг с другом красивую игру — это последнее, о чём думают в современном футболе.

Оригинал

Оценить материал и принять участие в дискуссии на dirty.ru  

Другие посты в сообществе "Футбол" на dirty.ru 

Последние посты в блоге:

Гарадона. Сможет ли Бэйл исполнить роль Диего на Евро–2016?

Сверххищники*. Чили как самая опасная команда Южной Америки

Отец Дарио Срна. Как пройти через ад и воспитать капитана сборной

Если вам понравилась статья, ставьте плюс и подписывайтесь на наш блог! 

попка