7 мин.

Место на карте. Как Слуцкий продолжает экспериментировать в сборной

alt

Мини-циклы Слуцкого

После неуклюжей и несколько нелепой получасовой раскачки в поединке с Литвой, по степени своей бестолковости напоминавшей худшие образцы постсоветских междусобойчиков капелловской эпохи (тот же матч-шедевр годичной давности с казахами),  полудубль сборной России все-таки сумел собраться с силами и мыслями, указав «бразилоподобным» прибалтам их истинное место на футбольной карте мира.

Впрочем, задача самоутвердиться за счет заведомо более слабого соперника перед сборной не стояла изначально. Совершенно очевидно, что в каждом из двухматчевых товарищеских мини-циклов у Слуцкого один матч отведен на отработку игровых связей основы (тех 13-14 полевых игроков, из которых будет сформирован состав на стартовый поединок Евро), а другой носит сугубо экспериментальный характер, направленный на определение оптимального сочетания игроков резерва, в случае форс-мажора способных если не усилить, то хотя бы закрыть ту или иную позицию без заметной потери качества.

Так, например, в матче с хорватами тренерский штаб проводил опыты с обороной (опасные, если смотреть глазами болельщика, но совершенно необходимые Слуцкому в плане получения ценной информации), тогда как на сей раз полем для экспериментов стал центр поля и зона атаки.

«Семенов, водку будешь?» Особенности национальной обороны в зимний период

alt
alt

Два опытных образца

Если вычеркнуть из памяти всю ту же первую треть матча, в которой количество брака в простых ситуациях у большинства отвечающих за креатив игроков явно превышало предельно допустимые нормы, оба «опытных образца» состава сборной смотрелись очень даже пристойно, хотя сыгранности им по объективным причинам не доставало.

В базовом варианте состава на поле оказалась лишь одна клубная связка Мамаев-Смолов из «Краснодара» (пару Комбаров-Глушаков именно в качестве связки я бы не рассматривал), в нынешнем сезоне действующая крайне полезно и результативно. К слову, именно эта парочка во многом определяет атакующую игру команды Кононова, лидируя с серьезным отрывом от партнеров по количеству голевых комбинаций со своим участием.

alt

Предполагаю, что эта картинка едва ли сильно понравится особо ярым «лимитоненавистинкам», но для полноты картины скажу, что голевая продуктивность связки Мамаев-Смолов (т.е. доля результативных атак, в которых поучаствовали оба игрока, от общего количество забитых командой мячей) в нынешнем сезоне определяется внушительной цифрой 27,3% (15/55).

Это, конечно, несколько ниже аналогичного показателя ударного зенитовского дуэта Халк - Дзюба (35,6%, 23/64), но выше, чем у лучшей на текущий момент армейской пары Дзагоев – Тошич (23,5%, 12/51).

Продукт симбиоза. Как Дзюба и Халк нашли друг друга

На зависть Месси

В общем, нет ничего удивительного в том, что первый голевой момент в матче придумал именно краснодарский дуэт, а в концовке тайма Смолов обязан был завершать еще одну превосходную атаку с участием своего закадычного товарища.

alt

Тем не менее, сильно ругать Федора за расточительность не стоит как минимум по нескольким причинам. Все-таки три голевых момента за тайм пусть даже при одном реализованном – с точки зрения активности, превосходный показатель для любого форварда.

Не стоит забывать и о том, что Смолов (как, кстати, и Мамаев) в клубе обычно играет на несколько иной позиции, чаще всего поддерживая атаку с левого фланга. Наконец, 5 голов в 11 матчах за сборную – мягко говоря, очень недурно для игрока, на котором пару лет назад был поставлен крест многомиллионным сообществом отечественных футбольных экспертов.

Если уж быть до конца точным, свои пять мячей Смолов забил, проведя всего 382 минуты в футболке сборной. Между прочим, это лучший текущий показатель среди всех нападающих нынешнего созыва сборной.

Окрыленные верой. Почему Смолов и Дзюба становятся лучше

alt

Еще более красноречивый пример партнерам по сборной решил подать юный призывник из ЦСКА Головин, скорострельности которого (2 гола за 74 минуты игрового времени в матчах с Литвой и Беларусью) позавидовал бы даже Месси. Памятуя о том, что по ходу минувшего отборочного цикла никто из матерых хавбеков сборной России так и не смог забить с игры (лишь Дзагоев единожды огорчил Лихтенштейн прямым ударом со штрафного), присутствие прыткого юноши в заявке на Евро уже не выглядит чем-то совсем уж невероятным.

Фланговые интриги

Возвращаясь к теме клубных связей, одним из главных вопросов для тренерского штаба (в том числе и с прицелом на июньский форум) является выбор исполнителей на правой бровке. С одной стороны, в распоряжении Слуцкого имеются два профильных правых инсайда Самедов с Ионовым, в поединке с литовцами свою личную профпригодность поочередно доказавшие.

alt

С другой, есть проверенная связка Шатов – Смольников, взаимодействие которых, как показали последние матчи «Зенита», настолько отлажено, что зачастую носит синергетический эффект. «Шведский» вариант Кокорин – Смольников куда менее очевиден в свете неоптимальных кондиций экс-динамовца, но на последние 20-25 минут матча с французами выход Александра не станет большим сюрпризом.

Чем так крут Игорь Смольников

Однако тот факт, что правый бэк «Зенита» с Литвой отыграл все 90 минут (кстати, небезупречно с точки зрения выполнения оборонительных функций) может быть косвенным свидетельством того, что против французов планируется выход в основе Кузьмина, и в этом случае партнером казанца на фланге может оказаться любой из вышеперечисленных атакующих игроков, причем чуть ли не равновероятно.

С левым флангом ясности больше в том смысле, что Жирков совершенно точно рассматривается Слуцким в качестве основного латераля. В случае появления в старте Кузьмина напарником Юрия очевидно окажется Шатов (хотя, опять же, говорить о сформировавшейся клубной связке Шатов – Жирков пока не приходится). Если же правая бровка будет отдана на откуп зенитовцам, на позиции левого инсайда выбирать придется между Смоловым или Мамаевым.

Почему Дмитрий Комбаров - самый недооцененный российский футболист

alt

Опорный форс-мажор

Что касается выбора центральных хавбеков, внезапная хворь Денисова оказалась тем самым форс-мажором, к которому Слуцкий пытался подготовиться в перспективе, но столкнулся с ним гораздо раньше, чем ожидал. На фоне зубодробительного французского трио Диарра/Канте – Матюиди – Погба потенциальный ответ нашего тренерского штаба (Глушаков – Дзагоев – Широков) выглядит, скажем так, не очень-то симметрично.

Конечно, если вдруг у Дениса в ближайшие дни снова намечается какая-то важная личная дата, в честь которой он, как и в минувшую субботу, в порыве вдохновения будет удачно «сверкать пятками» и парить над чужой штрафной, то хозяевам придется несладко, но по теории вероятности сильно надеяться на это не стоит.

Знатные головотяпы. Как сборная России готовится к перестройке

alt

Теоретически одним из возможных вариантов усиления обороноспособности мог бы стать «размен» того же Широкова на игрока более резвого, для экстренной помощи паре опорников и сопутствующей черновой работы чуть более подходящего.

В качестве альтернативы капитану мог бы рассматриваться как изобретательный, но при этом приученный в «Тереке» к систематическому разрушению Иванов, так и работоспособный многостаночник Мамаев. Но появление последнего в центре полузащиты, пожалуй, возможно лишь в том случае, если по медицинским показателям в старте помимо Денисова не выйдет и Дзагоев, иначе наш кулак в центральной зоне на фоне французского окажется уж слишком легковесным.

В любом случае, матч на «Стад де Франс» станет очередным ценнейшим источником информации для тренерского штаба, и отчасти рассеет дымку кадровой неопределенности. Другое дело, что на сей раз полчаса на раскачку будет в лучшем случае лично у Слуцкого, иначе истинное место на футбольной карте мира укажут уже нам – и не исключено, что где-то по соседству с прибалтами.

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.