13 мин.

Три очка за гол? Футбольная революция, которая так и не произошла

В начале 90–х предприимчивый американский бизнесмен решил изменить игру миллионов — создать собственную лигу ввести новые правила и сделать футбол более зрелищным. Что из этого вышло — в переводе статьи The Guardian.

1

Три недели назад 63–летний бизнесмен Джим Палья вернулся домой. В запечатанных коробках, привезенных в его новый дом, не было ничего занимательного. Но среди обычного старья лежала кипа документов, которая представляла огромный интерес для всей футбольной общественности. Бумаги содержали в себе, возможно, последние воспоминания о лиге, которая должна была стать главным конкурентом MLS в качестве высшего футбольного дивизиона США, о единственной в своем роде лиге, которая бы «американизировала» футбол и возродила бы интерес к нему у жителей Штатов. Вместе с этим изменилась бы и игра. Электронные сенсоры, разбитое на зоны поле, спортивная форма из лайкры. Голы? Их бы заменили на очки. Самих голов бы было четыре вида. 

«Футбол — один из самых популярных видов спорта на планете и одна из самых популярных игр в Америке, — рассказывает Палья, который был инициатором создания Лиги 1 Америки. — Но у нас в стране ее смотрят не так много людей. Вы и сейчас можете использовать нововведения, которые мы хотели использовать в Лиге 1, чтобы привлечь новых зрителей. У нас была реальная цель: реализовать свои задумки на поле и завоевать внимание болельщиков»

Начало

2

Сборная США на домашнем чемпионате мира 1994 года

Палья узнал о возможности создания новой лиги, когда работал на Чемпионате мира, который должен был пройти в США в 1994 году. Он, будучи председателем организационного комитета Мундиаля, помог перебраться в Чикаго Федерации Футбола Соединенных Штатов (USSF), а затем и провести там церемонию открытия. 

Одним из условий проведения Чемпионата в США, высказанными FIFA, стало проведение в стране игр высшего дивизиона — чего не было в Штатах со времен закрытия Североамериканской Футбольной лиги (NASL) в 1984 году. Во времена расцвета NASL Палья работал в клубе «Рочестер Лансерс» и был настоящим мастером на все руки. Он играл в футбол, обучался тренерскому мастерству и даже участвовал в совещаниях руководства от имени со–владельца команды Джона Петросси. 

После ликвидирования «Лансерс» и всей лиги NASL Палья понял, что сможет сделать соккер более привлекательным для американцев. Он решил, что стадионы должны представлять собой полноценные развлекательные комплексы, а сама игра измениться, чтобы стать более подходящей для местного зрителя. Развлекательный аспект должен был стать краеугольным камнем Лиги 1. Стратегия заключалась в противопоставлении Американской Профессиональной Футбольной лиге APSL (которая на тот момент де–факто являлась сильнейшим дивизионом страны, но не была признана FIFA и USSF, потому что команды играли и на территории Канады) и только что стартовавшей Главной Лиге Профессионального Футбола (предшественнице MLS). 

FIFA готова была дать статус элитного дивизиона любой лиге, кандидатуру которой выдвинул бы Совет директоров USSF. Лига должна была начать функционировать в 1995 году, то есть после окончания Кубка мира. 

План

3

Джим Палья (справа)

В период с 1991 года и по лето 1993 года Палья работал над заявкой, сотрудничая с компанией Entertainment and Destination Enterprises Inc (EDE), которая помогала ему в создании, разработке и запуске лиги. Игроки, маркетинговый права, стадионы, инфраструктура в целом — всё это находилось под контролем EDE. 

EDE должна была заняться развитием 12 развлекательных комплексов по всей стране, территория каждого из которых была размером в 60 акров. Эти комплексы были бы основными спортивными сооружениями в мегаполисах и включали бы в себя схожие по внешнему виду стадионы вместимостью минимум в 20 тысяч человек с более чем 100 скайбоксами (застекленными ложами), встроенным экранами, видеотабло и возможностью проведения нефутбольных соревнований. 

В документах EDE упоминалось, что Лига 1 должна стать «американским продуктом». Увидев одну из причин закрытия NASL в слишком больших зарплатах для приезжих звезд в возрасте, в EDE решили, что в командах Лиги 1 должно играть не более 2 игроков не из Северной Америки. 

Эти предложения — если бы EDE нашли спонсоров — выглядели многообещающе. Лига 1 предполагала собой соревнование, где развлечение выходит на первый план, а также нивелируются экономические проблемы предыдущих лиг. Но исключительная направленность на развлекательный аспект в включала в себя и довольно спорный момент — «новаторские правила и регламент, способствующие повышению азарта в игре»

Изменения в игре

3

Разделение поля на зоны

«Новаторские правила» были по–настоящему новаторскими. Те же задействованные умения, те же основные компоненты... другая игра. 

В 1993 году Палья нашел единомышленника в лице доктора Джея Кесслера. Кесслер работал над новой версией соккера, которая бы приглянулась американским зрителям. И хотя Палья в течение всей своей профессиональной карьеры был связан с футболом, он считал, что это не достаточно зрелищная игра, в чем Кесслер был с ним согласен. 

«Я был без ума от этого, — говорит Палья. — Я думал, что это было восхитительно — и до сих пор так считаю. Я и сейчас уверен: в каком–нибудь уголке мира это точно бы прижилось». 

Через несколько месяцев было согласовано, что в своей лиге EDE будет использовать альтернативную версию игры — ProZone Soccer (зонный футбол).

Итак. Поле разделено на зоны, обозначенные стягами разных цветов, которые ограничивают действия соответствующих игроков. Футболисты носят майки расцветки, зависящей от их позиции, которая подсказывает им, в какой из зон они могут находиться — красная для защитников, синяя для полузащитников, желтая для атакующих игроков, белая для форвардов. (Например, как показывает диаграмма, защитники могут подходить на 45 ярдов к воротам соперника и в то же время приближаться максимум на 15 ярдов к своим.) Игрока, чтобы тот не уходил из своей зоны, контролируют 8 арбитров, а на каждом футболисте располагается электронный датчик, который если что даст сигнал о нарушении, и по всему стадиону пройдет серия вспышек. 

Действует другая система подсчета результативных очков — голы с дальних дистанций более ценны. Мяч, забитый нападающим, оценивается в один балл, защитником — в три. Команда может заработать дополнительные пол—очка, если ее игрок забьет с еще более дальней дистанции. 

Это, как полагали, усложнило бы жизнь вратарям. «Когда ворота были установлены впервые, средний рост английских вратарей равнялся 5 футам 7 дюймам, — объясняет Палья, — сейчас их средний рост более 6 футов»

Вместо двух таймов по 45 минут игра разделена на три периода по 20 минут. Команды должны менять состав своих линий в первом и втором периоде; в третьем периоде можно использовать состав первого или второго периода, либо выставить новое сочетание. 

Палья верил, что новые правила помогут американскому соккеру решить три проблемы, с которыми столкнулись его предшественники. Во–первых, он чувствовал, что футбол должен быть более понятен для зрителей. Также он надеялся, что это привлечет тех, кто, возможно, не любит стандартные виды спорта. 

В целях эксперимента, прошедшего в 1993 году, примерно 200 американцам, которые до этого заявили, что им не нравится футбол, было предложено посмотреть ProZone–версию игры. Перед игрой фанатам не объяснили правила. Затем проверили, за сколько времени они поймут основные принципы игры, и понравится ли им увиденное. По словам Пальи, 90–95% людей втянулось в процесс в течение 12 минут, потому что этот вид спорта оказался «эмоциональным и легко воспринимаемым». Это, как он надеялся, позволит быстрее заинтересовать тех, кто обычно не следит за спортом. 

Во–вторых, ProZone предлагал альтернативу тем, кто играет в футбол, но не воспринимает его как интересное зрелище. Палья провел параллель с софтболом и бейсболом: многие американцы занимаются софтболом в детстве, но предпочитают ходить на бейсбольные матчи. 

«Стандартная версия футбола — это то, во что можно играть, а моя версия — это то, что можно смотреть», — говорит Палья. 

И последняя проблема, которую должен был решить ProZone — это то, что футбол был непохож на другие, популярные среди американцев виды спорта, проводимые в помещении — бейсбол и хоккей. Они также могут видоизменяться, как и футбол, но в них зарабатывается больше очков, игровые площадки меньше и поэтому легче сфокусировать свое внимание на звездных игроках. Палья думал, что из–за этого американские болельщики больше обсуждают тактические моменты игры и действия команды, ставя себя на место тренера.

«Если ты зритель на спортивном событии в Америке, ты можешь сидеть с кем–нибудь рядом и обсуждать игру. — размышляет Палья. — «О, я думаю, сейчас он даст пас». «Мне кажется, сегодня будет разгром». «Питчер точно будет подавать крученный». Если ты смотришь классическую версию футбола и общаешься с соседом, ты почти не следишь за действиями на поле». 

45–минутная половина матча длится очень долго, поэтому зрителям сложно всё время пристально следить за игрой, как считает Палья. ProZone должен был позволить зрителям больше погружаться в обсуждение матча, для этого же были нужны и тактические изменения в перерывах. Каждый представлял бы себя в роли тренера команды, а не следил за отдельными игроками. 

Голосование

4

 

План развлекательного комплекса

ProZone–версия футбола должна была стать неотъемлемой частью Лиги 1 Америки, заявка которой была подана на рассмотрение USSF. СМИ не знали об этом. EDE не хотела заключать договор с Кесслером, пока Федерация не дала бы ответ. 

Идея Пальи стала известна общественности летом 1993 года. Возможно, фанаты и осознали позже, что ProZone — лишь бастардизация футбола, однако идея Лиги 1 заинтересовала FIFA, которая пригласила Палью в свою штаб–квартиру в Швейцарию для обсуждения его видения игры в сентябре 1993–го. По возвращению на Пилью, которому запретили обсуждать разговор с FIFA, обрушился шквал звонков от пронюхавших о встрече журналистов. (Некоторые из них теперь считали, что FIFA заставит USSF быстрее принять решение.) 

USSF обязалась объявить о выборе лиги в декабре 1993–го. Палья говорит, что EDE готова была к этому времени предоставить свою презентацию: Лига 1 Америки должна стартовать в 8 городах (Чикаго, Орландо, Сент–Луис, Бостон, Нью–Йорк, Атланта, Даллас и Вашингтон), еще с двумя (Лос–Анджелес и Сан–Диего) шли переговоры, еще два остались в секрете. Было найдено 12 корпоративных спонсоров, которые могли бы помогать в финансировании на местах. 

Хотя EDE была более агрессивно настроена в организационном аспекте, чем другие претенденты, у Лиги 1 был один очень серьезный соперник — общепринятый футбол. 

APSL выдвинула свою кандидатуру еще в 1991 году. Заявка MLS была в чем–то схожа с заявкой Лиги 1: команды не вылетают, введение плей–офф для повышения зрелищности (не такие радикальные изменения, как в Лиге 1), ставка на своих футболистов. Новые стадиона также входили в их план, но MLS не делала их постройку первостепенной задачей. Таким образом, MLS находилась где–то между инновационной Лигой 1 и APSL, уровень команд которой было невысок. MLS ориентировалась на классический футбол, но взглянула на него свежим взглядом — то, что и нужно было USSF. Заявка MLS получила поддержку и у президента USSF Алана Ротенберга

Когда Палья прибыл в Чикаго, чтобы представить презентацию своего проекта, он уже не верил в победу. «Я вошел в комнату с мыслью, что мы проиграем, и мне пришлось бороться внутри себя с этим», — вспоминает он. 

Опасения Пальи основывались на предположении, что FIFA не понравится лига, в которой играют не в классический футбол. В то же время MLS была главным фаворитом гонки уже долгое время, а переговоры Пальи с USSF закончились на минорной ноте. В итоге его предчувствие оказалось верным. MLS была выбрана высшим дивизионом страны, получив 18 голосов. За APSL проголосовало пятеро. Лига 1 Америки не получила ни одного голоса. 

«Я хорошо помню презентацию Пальи, — рассказывает доктор Боб Контигалья, единственный из голосовавших, который до сих пор работает в FIFA. — Он рассчитывал найти территории в жилых районах, на которых можно было бы построить стадион, парк развлечений и торговые центры. Это было оригинально, но трудновыполнимо в то время. Больше походило на цирк, а не на серьезный проект». 

Контигалья добавил, что правильность выбора комиссии подтвердилась. «У MLS была самая продуманная и профессиональная презентация, которая доказывала, что они могут создать лигу по всем международным стандартам. Планы по работе с федерациями, серьезные владельцы, потенциальная стабильность — всё это в итоге сработало. Нас остановил не только причудливый концепт Пальи: с экономической точки зрения план казался очень шатким». 

17 декабря 1993 года USSF представил Исполнительному комитету FIFA свой бизнес–план проведения высшего дивизиона страны. За 7 месяцев до старта Чемпионата мира заработали уже 8 из 12 франшиз MLS. Спустя месяц после оглашения решения Лига 1 продолжала добиваться своей легитимности, но безуспешно. Без одобрения со стороны Федерации подписания игроков Лига 1 со своей модифицированной версией футбол не имела ни одного шанса на успех. Палья перестал работать над лигой в 1995 году, хотя всё равно был еще очень заинтересован в своём детище.

«Не могу представить, как бы работала Лига 1 Америки, — говорит Бо Дьё, автор книги «Большие цели (goals — и цель, и гол — прим. перевод): История успеха MLS ». — Игроки национальных сборных, в том числе США, не за что бы на это не пошли. Сегодня же мы обладаем обширной футбольной фан–базой, которую MLS наработала не только за счет тех, кто приходит лишь из любопытства». 

Сегодня

5

Сегодня в MLS играют такие звезды, как Стивен Джеррард и Андреа Пирло

После своего проигрыша Палья стал открещиваться от любых вопросов на эту тему. Он никогда не упоминал Лигу 1 в разговорах и признает, что большинство американцев даже не слышало о каком–то другом высшем дивизионе, который мог бы составить конкуренцию MLS. 

Палья до сих пор любит футбол, смотрит матчи, а его постоянную клиентскую базу составляют болельщики. И хотя он испытывает огромный интерес к игрокам и командам, 20 лет назад Палья решил, что это скучный вид спорта. Палья не смог его изменить, однако некоторые элементы ProZone могут быть полезны для игры сегодня. «Я до сих пор считаю, что эта версия футбола более зрелищная», — говорит он. Время от времени Палья подумывает, каков бы мог быть успех ProZone. 

После того решения USSF он постоянно находится в разъездах. Еще недавно Палья тратил свое свободное время на работу ассистентом тренера в индийской девичьей школьной команде. Он надеется когда–нибудь найти свою команду и распечатать коробки с вещами в своем новом доме. Он много раз представлял, как USSF решает оказать финансовую помощь в организации лиги, а также строительстве развлекательных комплексов — и всё это со штампом «Сделано в Америке». Сегодня мечта Пальи живет лишь в коллекции диаграмм, эскизов стадионов, логотипов, рисунков разделенного на зоны поля — всё это для обычного болельщика покажется чем–то далеким от футбола. 

«Медленно, но верно я работаю над своим альбомом, — рассказывает Палья. — В следующий раз, когда в гости придут дети, я затоплю камин, открою книгу и расскажу историю об EDE и Лиге 1 Америки». 

Оригинал

Оценить материал и принять участие в дискуссии на dirty.ru  

Другие посты в сообществе "Футбол" на dirty.ru 

Последние посты в блоге:

Тайная встреча боссов топ–клубов АПЛ. Футбол на грани самого большого раскола в своей истории?

«Крутые виражи–2». История самой слабой хоккейной сборной в мире

Футбол против болезни Альцгеймера. Как воспоминания о Пеле и Кройффе помогают больным восстановить своё прошлое

Если вам понравилась статья, ставьте плюс и подписывайтесь на наш блог! 

попка
просмотры