10 мин.

Вернуть свободу. Почему за Широкова стоит порадоваться

 

Беззаботная юность

К 22 годам Игорь Акинфеев успел стать победителем Кубка УЕФА и взять бронзу чемпионата Европы, Александр Кокорин – получить €5-миллионный контракт и обзавестись элитным автопарком, а Роман Широков беззаботно баловался «девяточкой» на берегу Истры, в редких перерывах между гулянками гоняя мяч в ЛФЛ за 1000 долларов в месяц.

Только пару лет спустя осознав, что пропить талант куда проще, чем кажется, молодой человек взялся за ум, проведя свой первый полноценный сезон в Премьер-лиге в составе «Сатурна». Но по-настоящему Широков заявил о себе в 2007 году, когда их связка с тезкой Воробьевым  и  заслуженным ветераном Андреем Тихоновым обеспечила скромному дебютанту Премьер-лиги ФК «Химки» место в первой десятке по итогам сезона.

Уже тогда Роман выделялся нестандартным мышлением, хорошим видением поля и каким-то особым спокойствием, хотя едва ли хоть кто-то мог предположить, что этот парень несколько лет спустя наденет капитанскую повязку в сборной России. Впрочем, наставник тогдашнего чемпиона Дик Адвокат о чем-то явно догадывался, коль скоро пригласил Широкова по окончании сезона в «Зенит».

Трудности восхождения

Серьезная травма Ломбертса, полученная в тяжелейших февральских стыках с «Вильярреалом», внесла коррективы в первоначальные планы Маленького Генерала в отношении атакующего хавбека, и тому на полгода пришлось переквалифицироваться в центральные защитники.

По иронии судьбы именно на этой непрофильной для себя позиции Широков не только стал победителем Кубка УЕФА в составе «Зенита», но и дебютировал в официальном матче за сборную на Евро-2008, который закончился крупным поражением от «красной фурии» и памятной гневной тирадой Виктора Гусева в адрес новичка. Впрочем, повторный разгром в полуфинале, за которым Роман грустно наблюдал уже со скамейки, в полной мере показал, что та Испания была нам элементарно не по зубам.

В своей тарелке

Летом 2008-го «Зенит» решил свои кадровые проблемы в обороне, и Адвокат вернул Широкова в центр полузащиты, хотя железным игроком основы Роман стал только после прихода Спаллетти. Тем не менее, именно тогда начала формироваться едва ли не сильнейшая средняя линия в истории «Зенита» и российской сборной с двойным  мозговым центром Зырянов – Широков, неутомимым и сверхнадежным чистильщиком Денисовым, а также примкнувшим к этой банде славных парней Семаком.

Чувствуя себя в такой компании абсолютно в своей тарелке, Роман смог в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, как на поле, так и за его пределами, щедро раздавая хитроумные передачи партнерам, смачные интервью журналистам и оставляя едкие комментарии в твиттере на радость десяткам тысяч подписчиков.

Во многом благодаря его усилиям «Зенит» дважды подряд выиграл чемпионат под руководством Спаллетти и впервые в своей истории пробился в плей-офф Лиги чемпионов, сборная дважды подряд выходила в финальные стадии крупных турниров, а сам Широков, опять же, дважды подряд и вполне заслуженно признавался лучшим футболистом страны.

Узколобость. Как сборная России пытается выживать без Широкова

Одеяло Халка

Осенью 2012-го после €100-миллионной покупки Халка с Витселем и демарша Денисова «Зенит» захлестнула внутренняя смута, оперативно справиться с которой Спаллетти оказался не в состоянии. В тот момент команда представляла собой разобщенную горстку отличных футболистов, плохо управляемых и не имеющих общей цели.

Звездному бразильцу не давал покоя едва уловимый запах яблочного гниения, спасаясь от которого он изо всех сил пытался тянуть «игровое одеяло» себе на уши. Естественно, такой нарциссизм не только не приносил результата, но и нервировал всех вокруг, отчего Живанилду переживал еще больше и по инерции начинал тянуть еще сильнее.

Тогда именно Широков оказался чуть не единственным, кто открыто поддерживал и подбадривал бразильца на поле, попутно защищая его перед журналистами и болельщиками. Вполне вероятно, что если бы не вовремя подставленное широковское плечо, нынешнее чудесное перерождение Халка из неисправимого эгоиста в настоящего супергероя если бы даже и состоялось, то уж точно далеко за пределами Петербурга.

Продукт симбиоза. Как Дзюба и Халк нашли друг друга

Ветер перемен

Год спустя целый ворох проблем свалился уже на самого Романа.  Его не слишком политкорректная позиция по ряду вопросов, порой идущая вразрез с корпоративными интересами, сильно мешала переговорам с клубом по новому контракту, явные признаки накопившихся противоречий и взаимного раздражения со Спаллетти в той или иной форме регулярно всплывали в прессе, а давнее противостояние с фанатским виражом переживало очередной этап эскалации.

В итоге за полгода до истечения контракта, когда на носу были матчи плей-офф ЛЧ с «Боруссией» и команде предстояла борьба за чемпионство, Широков был отдан в аренду в «Краснодар», после чего стало ясно одно: в «Зените» его больше не будет.

Естественно, спрос на становившегося свободным агентом капитана сборной России был серьезный, однако потянуть его зарплату с учетом подъемных могли только «Динамо», «Локомотив»  и «Спартак». Но Ротенберги в ту пору вынашивали честолюбивые планы по приглашению Вальбуэна, Ольга Юрьевна остро переживала «неудачный роман» с другим великовозрастным Романом (Павлюченко), так что Широкову и его агенту оставалось лишь положиться на заверения Леонида Арнольдовича в неизбежности скорого возрождения великого клуба.

Сомнительный «Спартак». Научился ли Федун эффективно тратить деньги?

«Извините, вы не туда попали…»

Но в «Спартаке» у Романа Николаевича как-то сразу не заладилось. Пропустив первые месяцы из-за больного голеностопа, он покинул лазарет аккурат к тому моменту, когда Федун затеял контрактные разборки с Дзюбой, расшатывая и без того неспокойную обстановку в команде. В то же время Якин пытался привить «Спартаку» некую выжидательно-оборонительную манеру игры, не подразумевающую длительного контроля мяча и множества позиционных атак. Никакими стеночками и забеганиями там даже не пахло.

В рамках этой упрощенно-примитивной игровой модели найти надлежащее применение Широкову, особой любви к лишней беготне без мяча доселе не испытывавшему, было сложно по определению. Терпения Роману хватило недели на три, после чего его неприятие и непонимание тренерских замыслов Якина перетекло в публичную плоскость, и закончилось для хавбека очередной арендой в команду Галицкого.

Изломанная душа. Во что Якин превращает атаку «Спартака»?

К слову, обе командировки Широкова в «Краснодар» оказались не в пример продуктивнее, чем пребывание в стане красно-белых. Как и следовало ожидать, Роман идеально подошел под комбинационный стиль команды Кононова, добавив атакам «быков» еще больше выдумки и вариативности.

Тренер краснодарцев не стал придумывать велосипед и нагружать ветерана черновой работой, которая неизбежно снизила бы его атакующий потенциал - благо в краснодарской колоде имелись куда более подходящие для этого Ахмедов, Газинский и тот же Мамаев.

Как следствие, в 21 матче за «Краснодар» на двух весенних отрезках кряду Широков набрал 14 очков (7+7) по системе «гол плюс пас», и помог команде впервые завоевать медали чемпионата.

Попытка Аленичева

Вполне логично, что возглавивший «Спартак» Аленичев изъявил желание самолично поработать с Романом, но, как показала практика, должных выводов из ошибок своего предшественника не сделал, а положительный опыт Кононова учел не в полной мере. Справедливости ради, тренер красно-белых все-таки предпринимал попытки создать в центре поля креативную связку Попов – Широков, переложив большинство оборонительных функций на Глушакова. Возможно, из этого и могло получиться что-то стоящее, если бы в роли единственного опорника вместо Дениса оказался Денисов.

Но показатели надежности Глушакова в первых 11 матчах сезона оказались удручающими. Так, например, каждый третий голевой момент у ворот «Спартака» (16 из 48) и каждый второй пропущенный мяч (6 из 12) был связан с его личной ошибкой или недоработкой. В результате Аленичев был отчасти вынужден изменить расположение игроков в треугольнике, направив  две его вершины в сторону собственных ворот.

«Спартак» против «Зенита». Чья оборона хуже?

Нецелевое применение

Выбор «жертвы» между Поповым и Широковым наверняка дался тренерскому штабу непросто, но два сверхудачных матча болгарина с «Волгой» и «Зенитом» (как раз 10-й и 11-й по счету), в которых тот поучаствовал в 9 потенциально голевых атаках и трижды забил сам, освободили его от необходимости «идти на понижение».

Вынужденная смена позиции не пошла на пользу ни «Спартаку», выдавшему серию из четырех поражений в пяти матчах, ни уж тем более Широкову. Его атакующая активность в последующих матчах снизилась в полтора раза (с КАА 1,30 до 0,88), а количество потенциально голевых ошибок у своих ворот резко возросло (с 0,54 до 1,75 ошибок в среднем за полный матч).

Теория атакующей активности

Нецелевое использование ветерана доказало свою полную неэффективность, а у Леонида Арнольдовича появились основания надавить на игрока, принуждая Широкова пойти на невыгодное для себя изменение условий контракта. Не найдя особых резонов для уступок Федуну, в ответ на это предложение Роман ответил вежливым отказом, после чего официальное оформление развода было лишь делом времени.

Лебедь, Щука и Рак. Почему в спартаковском театре ставят Крылова

Вернуть свободу

В конечном итоге Широков оказался там, где ему не придется заниматься не своим делом, а его сильные стороны обязательно будут востребованы. Даже небольшого опыта совместной работы в сборной хватило Слуцкому, чтобы понять, где и как его лучше использовать.

Достаточно сказать, что в минувшем отборочном цикле полезная активность Романа в атаке определялась коэффициентом КАА 1,76 (без учета Лихтенштейна – КАА 1,45), да и по ходу бразильского отбора при Капелло эта цифра была достаточно высока – КАА 1,40. Для сравнения в «Спартаке» Аленичева его итоговый показатель активности составил КАА 1,17, а при Якине и вовсе лишь КАА 0,82. А это значит, что спартаковские тренеры смогли использовать широковский потенциал едва ли наполовину.

Наставник армейцев определенно не станет повторять чужих ошибок, тем более что и кадровая ситуация это ему вполне позволяет. В опорной зоне у армейцев имеется проверенная связка Вернблум – Дзагоев, любого из которых при необходимости заменят Натхо или Еременко, так что участвовать в разрушении ветерану наверняка придется по минимуму. Для физического воздействия на соперника у Слуцкого хватает исполнителей, а задача «задавить интеллектом» для Романа не только привычна, но и посильна.

В ЦСКА он снова получит то, чего был лишен в красно-белый период творческого застоя – внутреннее спокойствие и полную свободу футбольной мысли, без которых, вполне допускаю, об отличном футболисте Широкове мы бы просто никогда и не узнали.

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.