Денежный тайфун. Как китайцы собираются выиграть Чемпионат мира
Журналист Оуэн Гибсон из The Guardian считает, что вскоре клубы АПЛ и даже два испанских гранда вступят в жесткую конкуренцию с новой экономической силой с Востока, которая готова тратить огромные средства несмотря на кризис рынка.
Недавно мы могли наблюдать, как Джексон Мартинес позирует перед камерами в аэропорту Гунчжоу после того, как местный "Эвергранд" выкупил его за 31 миллион фунтов у мадридского "Атлетико", половиной которого владеет китайский миллиардер Ванг Джианлин.
Серхио Агуэро делал селфи с премьер–министром Англии Дэвидом Кэмероном и руководителем Китая Си Цзиньпином во время их прошлогоднего пребывания на тренировке "Манчестер Сити" — после этого последовали значительные инвестиции в клуб в размере 265 миллионов фунтов.
На днях "Цзянсу Сунин" потратил на трансфер Алекса Тейшейры 38,4 миллиона фунтов (50 миллионов евро) — рекорд щедрости Суперлиги Китая был побит третий раз за 10 дней, а ведь трансферное окно у них закроется только в конце месяца.
Эти события стали предвестниками Китайской футбольной революции, которая только началась и дальнейшее ее развитие пока скрыто от наших глаз.
Китайцы инвестируют во многие европейские клубы — от "Сити" и "Атлетико" до пражской "Славии". В это же время медиа–холдинги и различные технологические концерны тратят деньги на развитие спортивной экономики страны и укрепления местной лиги, которая еще недавно была пронизана коррупцией и скандалами.
Поговорим еще немного о суммах, потраченных на покупку игроков. Цзянсу Сунин отдал 25 миллионов фунтов за игрока "Челси" Рамиреса, что стало очередной отличной сделкой для футбольных агентов. Безусловно известнейший из них Жорже Мендеш недавно был запечатлен рядом со своим клиентом Жозе Моуринью в Китае, где они заключали соглашение о сотрудничестве с компанией Foyo Culture, которую возглавляет Гуо Гуангчанг, председатель инвестиционного конгломерата Fosun.
Гуангчанг способствует росту популярности Криштиану Роналду в Китае, который для местных жителей как мед для пчел, а Жорже Мендеш, в свою очередь, будет поддерживать трансферы игроков в Поднебесную. В прошлом году у Foyo Culture появилась доля в его агентстве Gestifute.
Пини Захави, представитель интересов Златана Ибрагимовича Мино Райола и другие агенты также обратили свои взоры на богачей с Востока. Несмотря на спасительный ТВ–контракт на 8,3 миллиарда фунтов, клубам АПЛ и главным командам Испании придется вступить в жесткую экономическую конкуренцию.
"Болельщики по всему миру задаются вопросом: "Как такое могло произойти?" — говорит Саймон Чедвик, профессор центра спортивного бизнеса, который задался вопросом быстрого роста китайской футбольной индустрии. "По многим причинам в этом нет ничего удивительного. В футбольном хозяйстве они используют такие же методы, что и в промышленности. Они приобретают зарубежные компании, а также нанимают иностранную рабочую силу, чтобы повысить уровень своих сотрудников".
Селфи Серхио Агуэро с Дэвидом Кэмероном и Си Цзиньпином
Председатель Си нажал спусковой крючок, когда несколько лет назад заявил о намерении превратить Китай в серьезную "футбольную силу". Он отстранил от управления развитием спорта центральное правительство и представил план из 50 пунктов, с помощью которого Китай не только станет хозяином Чемпионата мира, но и выиграет его.
"Развитие футбола — это важнейшая часть становления спортивного величия Китая и настоящая китайская мечта. Этого хочет весь народ", — заявляет центральная группа по реформации, возглавляемая председателем Си, который обозначил улучшение спортивной экономики как главный приоритет, несмотря на кризисное состояние рынка. Планируемые инвестиции составляют баснословные 850 миллиардов долларов в следующее десятилетие.
Жанг Дажонг, исполнительный директор крупнейшей коммерческой компании Alibaba, в прошлом году запустил сопутствующий спортивный проект Alisports, и по информации газеты South China Morning Post финансовый успех был достигнут довольно быстро.
Чедвик продолжает: "Приезд этих игроков повысит культуру боления, ведь они будут играть как профессионалы. Также интересно, что правительство Китая и власти провинций стараются построить спортивные кампусы во всех крупных городах. Китайцам нравится модель "Манчестер Сити", у которого есть кампус Etihad. И понятно, какой клуб они выберут для своих инвестиций".
Инвестирование в европейские клубы неумолимо приводят в столкновению разных культур — как в случае со спонсорской компанией Ledman, которая быстро отказалась от идеи обязать команды второго португальского дивизиона иметь в составе хотя бы одного китайца.
Газовые и нефтяные магнаты из арабских стран, таких как Катар, которые вкладывают все больше и больше денег в местный и зарубежный спорт, а также в развитие американской лиги МЛС, уже получили урок о сложности развития фанатской культуры и получения качественного продукта.
Китайцам не нужно начинать с нуля: "Бэйцзин Гоань" и "Гуанчжоу Эвергранд" привлекают на стадионы по 40 тысяч людей, а последний выиграл Азиатскую Лигу Чемпионов в 2015 году. Клубы АПЛ и другие европейские команды также стараются увеличить свою фан–базу, в частности коллективы Серии А рассчитывают на свои исторические достижения, чем ограничивают свой возможный заработок от продаж телеправ в отличие от сильнейших английских клубов.
В течение многих лет баскетбол опережал футбол, НБА тратила большие суммы на развитие спорта и постройку площадок по всей стране, но все эти деньги не могли поспособствовать появлению нового Яо Мина, который закончил карьеру в 2011 году. Рождение местных героев жизненно важно для конечного успеха китайского футбола.
Алекс Тейшейра (справа) - один из самых дорогих футболистов в истории
Кроме того, инвесторы настойчиво вкладывают средства в создание сети тренерских академий в Китае. План также включает в себя социальные цели и, возможно, слегка запоздалую обеспокоенность в том, что обучение китайских подростков в академиях заведомо высокого уровня может сказаться на их психике.
Когда Си пришел к власти, Китай перешел на своеобразную форму капитализма — и теперь инвестиционные фонды готовы штурмовать вершины самого популярного спорта на планете. Еще до того, как Джианлин приобрел стратегически важный пакет акций "Атлетико", его компания купила телеправа у агентства Infront, основателем которого является племянник Зеппа Блаттера Филипп.
Затем, как по волшебству, он оказался с Блаттером в Цюрихе, после чего швейцарец был переизбран на пост президента ФИФА, а уже позже наступил его крах. Если говорить о системе проведения Чемпионатов мира на разных континентах, которое не позволит Китаю провести у себя следующий турнир после Мундиаля 2022 года в Катаре, то глупо недооценивать возможность китайских коммерсантов и дипломатов изменить ее.
В своей статье, посвященной подъему китайского футбола, под названием Bamboo Goalposts (goalpost — стойка ворот, goalposts — ориентиры — прим. перевод) Роуэн Симонс пишет, что политики и представители культуры всегда были против командных видов спорта. В стране, где на улице запрещено собираться в группы более чем по 10 человек, построить футбольную пирамиду с самого низа было бы невозможно.
План Си состоял в том, чтобы изменить это, поменять вектор развития с изнуряющей работы по зарабатыванию олимпийских медалей на улучшение скромных достижений национальной сборной по футболу. Сумбур, творящийся в последние годы, заставил Дидье Дрогба и Николя Анелька преждевременно покинуть чемпионат, но скоро это останется в прошлом, и долгосрочная стратегия развития станет последним кирпичиком в фундаменте местного футбола, хотя, как говорит Чедвик, это не принесет плоды в ближайшее время.
"Через 10 лет к футболу будут относиться намного более серьезно. Чтобы создать успешную лигу, нужны либо люди, которые хотят ее смотреть, либо сильная национальная сборная, способная выиграть Кубок мира. И для китайцев очень важно понять, что вещи эти взаимосвязаны. Это не может произойти за одну ночь".
Ну, а пока мы вправе ждать еще более серьезных капиталовложений.
Оригинал статьи на сайте The Guardian
Оценить материал и принять участие в дискуссии на dirty.ru
Другие посты в сообществе "Футбол" на dirty.ru
Последние посты в блоге:
«Боль будет преследовать меня всю жизнь». Что сейчас делает недавняя звезда АПЛ Мичу?
Серхио Бускетс — лучший полузащитник мира?
Что ждет Пепа Гвардьолу в «Манчестер Сити»?
Если вам понравилась статья, ставьте плюс и подписывайтесь на наш блог!