Диктаторы и футбол. «Карпатский гений» Николау Чаушеску
Одиозный генсек использовал игру миллионов в своих целях, с помощью взяток и угроз продвигал свои любимые клубы на вершину, а румынский футбол за время его правления погряз в договорных матчах. Несколько удивительных историй из времен Железного занавеса.
Вплоть до Рождества 1989 года, когда расстрельная команда из трех человек после скоротечного двухчасового заседания трибунала казнила Николау Чаушеску и его жену Елену, архетипический диктатор Железного занавеса держал Румынию в ежовых рукавицах. Однако после нескольких полученных пуль былой суровый руководитель в миг обмяк. По расхожему мнению, футбол является одной из составляющих развития автократического режима.
Чаушеску находился на посту Генерального Секретаря Коммунистической партии Румынии с 1967 по 1989 год. Культ его личности в определенный момент достиг угрожающих размеров: в новостях неустанно проводилась пропаганда, повсюду были размещены фрески огромных размеров с его изображением и т.д. Сам себя он называл "Карпатским гением", "Великим кондуктором" и "Светочом разума". Трудно представить, кого бы еще могли наречь сомнительно почетным званием "Айди Имама коммунизма" (Иди Амин — президент–диктатор Уганды в 70–х годах — прим. перевод).
Николау Чаушеску и генеральный секреатарь коммунистической партии Чили Луис Корвалан (слева)
Чаушеску язык не поворачивался назвать ярым футбольным болельщиком, но он понимал полезность неистовой преданности людей и ее использования с своих целях. Под его управление попал культовый столичный клуб "Стяуа" (Бухарест). Строчка из популярной песни "Ты можешь быть псом или ты можешь быть болельщиком "Стяуа" стала своеобразной мантрой того времени. C Чаушеску в роли благодетеля клуб выиграл несколько подряд национальных титулов и выдал беспроигрышную серию из 104 матчей в чемпионате с 1986 по 1989 год, которая перекрывает любые достижения, даже невероятный сезон английской "Премьер–лиги" без поражений (речь идет о результате лондонского "Арсенала"в сезоне 2003–2004 годов — прим. перевод). Доведя серию до 104 матчей, вы выходите на совершенно другой уровень превосходства. Случайно это или нет, серия резко оборвалась после расстрела Чаушеску в 1989 году.
Чаушеску пытался осветлить действия государства с помощью спорта, он был уверен, что хороший пиар сможет скрыть зверства и принижения прав человека. Итак, располагая лучшими румынскими футболистами и имея контроль над тренерами команд–соперниц и даже арбитрами, "Стяуа" провел три чемпионата без поражений и стал первым восточноевропейским клубом, выигравшим Кубок Чемпионов в 1986 году и дошедшим до финала в 1989 году. Чаушеску дожил до этого времени, но вскоре был казнен.
Семья Чаушеску на приеме у королевы Елизаветы II
Добавим еще пару штрихов к портрету диктатора и перечислим несколько его эксцентричных поступков. Не будем упоминать об ожидаемом кумовстве (27 близких родственников в верхушке партии и на главных руководящих должностях правительства). Как–то раз он и его жена Елена посещали с визитом королеву Елизавету II и остались во дворце. После приветственных рукопожатий, в том числе с королевой, они выразили желание вымыть руки, как будто люди с ОКР. Возможно, это было даже менее оскорбительно, чем то, что они взяли с собой личного повара и свежие простыни, приведя всех в смятение.
Чаушеску испытывал причудливый страх, что его одежду могут отравить. Все его вещи шились под присмотром государственной полиции, одевались один раз, а потом сжигались.
Целью его визита в США была покупка космических технологий, но когда цена была озвучена, он объяснил, что потратил большую часть денег на йогурт, клубнику и мороженное. Не бизнесмен, а сладкоежка.
Если в газете писалось о Чаушеску, никто кроме его жены не должен был упоминаться в этом абзаце. Если речь шла сразу об обоих, их имена должны были находиться на одной строчке. Более того, на каждой странице имя Чаушеску должно было писаться не менее 40 раз и выделяться специальным шрифтом.
В каждый телефон при сборке в обязательном порядке вставлялся подслушивающий жучок, а после того, как генсек получил письмо с угрозами расправы, секретной полиции были даны указания обзавестись примерами почерка каждого жителя страны.
Его президентско–парламентский дворец, невероятно бросавшийся в глаза, был вторым по величине административным зданием в мире после Пентагона. Сейчас там располагается торговый центр.
Герой финала вратарь "Стяуа" Хельмут Дукадам (справа), не пропустивший ни одного мяча в послематчевой серии пенальти, с Кубком Чемпионов
В восьмидесятые Чаушеску закрыл все радиостанции за пределами столицы и ограничил телевещание до двух часов в день на одном единственном канале. Это делалось ради практичности. Страна увязла в международных долгах, что вызвало еще большое экономическое расслоение общества, а также резкие изменения рациона питания, дефицит топлива и постоянные отключения электричества.
Ах да, Чаушеску начал безжалостные гонения этнических венгров, опустошил казну и окончательно заработал звание самого большого го..нюка Восточного блока.
Возвращаясь к тому, как этот человек хотел использовать футбол в своих планах, скажем, что до прихода Чаушеску к власти в Румынии наблюдалось футбольное двоевластие бухарестского "Динамо" и бухарестского "Стяуа", которых поддерживали секретная полиция и армия, соответственно. Между двумя клубами существовала "договоренность", известная как "cooperativa". Когда какой–то из команд требовался выигрыш или победа с определенным счетом в очной встрече, другая этому не мешала. Само по себе соглашение работало против команд из нижней части таблицы, и в лиге глубоко укоренились договорные матчи. Деньги всегда находились в одних руках. Если вы играли против одного из топ–клубов, то покорно проигрывали, в противном случае вас ждали неприятные последствия. Даже говорить не стоит, что ни одна из этих команд не претендовала на вылет в течение 60–х, 70–х и 80–х годов. Несколько источников рассказывают нам о таком явлении, когда в матчах со столичными клубами команды пропускали голы один за другим, пока тренер не выходил к кромке поля и поднимал руку, сигнализируя тем самым, что соперники наконец–то могут пытаться забить.
Футболисты "Стяуа" с Кубком Чемпионов на приеме в президентском дворце Николау Чаушеску
Угрозы, шантаж и взятки обеспечивали "Стяуа" и "Динамо" место на вершине. Но с момента, когда в стране начали заканчиваться деньги, запугивания владельцев клубов, тренеров, игроков и арбитров обычно работали успешнее.
Отвлечемся ненадолго на "Динамо" Бухарест. Все команды "Динамо" в советскую эпоху были связаны с секретными службами, а головной клуб базировался с столице России Москве (первоначально спортивное общество "Динамо" относилось к системе ГПУ НКВД РСФСР — прим. перевод). (Так что в следующий раз хорошо подумайте перед тем, как связываться с фанатами "Динамо" Загреб и "Динамо" Киев, а вот с "Хьюстон Динамо" вы в полной безопасности). В то время, как московское "Динамо" напрямую подчинялся КГБ, а берлинское и дрезденское "Динамо" — Штази (тайная полиция, контрразведывательный и разведывательный государственный орган ГДР — прим. перевод), — бухарестское "Динамо" стало придатком жестокого Секуритате (орган исполнительной власти в Румынии, сочетавший функции спецслужбы и политической партии — прим. перевод) и шло с ним рука об руку.
Чаушеску, выразив свое лояльное отношение к "Стяуа", дал старт падению "Динамо" из Бухареста, которое властвовало в 70–х и начале 80–х годов, и принял непосредственное участие в развитии "Стяуа", стремительно поднявшегося до уровня армейской команды. Старший сын Николау и Елены Чаушеску Валентин нелегальным способом попал в руководства клуба и стал неофициальным его президентом (в зависимости от его личного желания считаться таковым или нет). Поддержка Чаушеску даровала "Стяуа" мощный подъем, и вскоре на клуб сошла благодать.
Благодаря поддержке диктатора и привязанности к армии многие молодые игроки присоединялись к "Стяуа" не только из–за лучших условий и обещанных предметов роскоши — телевизоров и видеомагнитофонов, — но и чтобы избежать обязательной службы в армии. А те футболисты, что не попадали под их власть, все равно переходили в "Стяуа". Звездный Георге Хаджи был "позаимствован" у бухарестского "Спортула" в 1987 году и больше туда не вернулся, несмотря на протесты родного клуба. Из "Университяти" вывезли Георге Попеску без согласия команды и самого игрока.
Финал Кубка Чемпионов 1989 года "Стяуа" — "Милан". Игра на втором этаже Марко Ван Бастена (№9), крайний слева — Дан Петреску
В 1988 году "Стяуа" и "Динамо" встретились в финале Кубке Румынии. К этому моменту "Стяуа" уже давно являлся любимым клубом диктатора. При счете 1:1 на 90–й минуте матча армейский клуб забил, но мяч был отменен из–за офсайда. Возмущенный и, возможно, немного ошеломленный дерзостью арбитра Валентин Чаушеску отказался продолжать игру и приказал своей команде вернуться в раздевалку. Когда они покинули поле, судья признал "Динамо" победителем матча, и кубок автоматически перешел к ним.
Министр спорта указал СМИ ничего не писать об этой встрече. На следующий день арбитр отказался от своего решения, признал гол забитым по правилам, и "Стяуа" получил трофей. Все видеозаписи игры были уничтожены. Арбитр и все лайнсмены были уволены.
Счастливый исход для кого угодно, кроме судей, которые, похоже, получили хронические травмы пальцев и коленей.
Возможно, команда из маленькой деревни, известной выращиванием картофеля, откуда родом был Чаушеску, "Олт Скорничешти" лучше всего иллюстрирует коррупцию государственного уровня в футболе и абсурдность тотальной власти, которой обладал диктатор. Дрейфовавшая в конце 70–х годов в четвертом дивизионе Румынии команда смогла пройти три уровня чемпионата за три года. В последнем туре сезона, чтобы попасть в высшую лигу, "Олт Скорничешти" должна была обыграть "Электродотул" из Слатины и сохранить голевое преимущество перед "Флакарой" из Морени. Получив ошибочную информацию, что "Флакара" одержала победу со счетом 9:0 (на самом деле, счет был 3:0), команда Чаушеску слегка перевыполнила план и выиграла 18:0. Нельзя не воспользоваться возможностью, когда голы залетают в ворота соперников с такой легкостью. В конце концов, команда стала своеобразным памятником действующему диктатору, установившему личный порядок в своей безумной вселенной. Кроме того, Чаушеску построил в Скорничешти стадион вместимостью 30 тысяч человек, хотя жителей в деревушке было в три раза меньше.
Николау и Елена Чаушеску в 1989 году
Этот смехотворный случай недопонимания также запомнился и как классический пример спортивной коррупции в Восточной Европе. Между деревнями, где играли "Скорничешти" и "Флакара", не было телефонной связи, поэтому на определенном расстоянии друг от друга на небольших возвышениях были расставлены люди с ручными радиоприемниками, которые передавали информацию с эффектом "испорченного телефона". После того, как судья уже дал свисток об окончании матча, и команды покинули поле, он вернул игроков на поле для проведение специального дополнительного времени, за которое "Олт Скорничешти" успела загнать в ворота нужное количество голов и нарастить свое преимущество для попадания в высшую лигу. "Скорничешти" забила один раз в первом тайме, и семнадцать — во "втором".
(Упомянем и тренера "Скорничешти" Флориана Халагьяна. Также он выполнял еще одну замечательную работу — на выездных матчах выталкивал из клубного автобуса плохо сыгравших игроков, которые потом сами находили способ добраться домой).
В конце 80–х над Николау и Еленой сгустились тучи, и в 1989 году народное восстание побороло гнёт режима Чаушеску. В результате судебного разбирательства Чаушеску по решению трибунала был признан виновным, он сразу же попытался прибегнуть к угрозам, не признавая какой–либо авторитет суда. После скоротечных двухчасовых слушаний и последовавшего вердикта по геноциду этнических венгров, коррупции и многому другому он и Елена были расстреляны. Однако запись этого момента не сохранилась для потомков, хотя даже велась телетрансляция суда. Некоторые предполагают, что это был какой–то странный формат видео, что–то наподобие Бетамакс (формат записи VHS — прим. перевод), сделанного ребятами из Югославии.
Кадр расстрела четы Чаушеску
Примерно несколько сотен добровольцев вызвалось быть участниками расстрельной команды, но получили эту возможность только трое счастливчиков, настолько нетерпеливых, что первые выстрелы прозвучали сразу же, как спины главной четы страны прикоснулись к стене. К сожалению, это "снафф–видео" (короткометражные фильмы, в которых изображаются настоящие убийства, без использования спецэффектов — прим. перевод) о диктаторе навсегда останется неполным.
Если кому интересно, "Скорничешти" уже давно осела в четвертом дивизионе чемпионата. Хотя румынский футбол до сих пор сотрясают коррупционные скандалы, но после свержения диктаторского режима хотя бы что–то вернулось на круги своя.
Перевод статьи Роба Кирби с сайта cultfootball.com.
Диктаторы и футбол. Король Заира Мобуту Сесе Секо
Оценить материал и принять участие в дискуссии на dirty.ru
Другие посты в сообществе "Футбол" на dirty.ru
Если вам понравилась статья, ставьте плюс и подписывайтесь на наш блог!