8 мин.

Музыкант светлой стороны Силы

                                                 

                                                            Музыкант светлой стороны Силы

 Если бы вдруг потребовалось собрать дружину музыкантов для борьбы с «тёмной стороной музыки», то одним из первых в мой «дозор» я позвала бы композитора Алексея Рыбникова. Его музыка настолько искренна и светла, что не оставляет равнодушным даже человека чёрствого душой и холодного сердцем. Он бы, как знаменитый джедай Оби Ван Кеноби, обучал своих падованов  умению укреплять в себе светлую сторону силы и воплощать её в музыке.

 

Стать композитором Алексею Львовичу Рыбникову было предначертано судьбой. Он родился 17 июля 1945 года в семье скрипача джазового оркестра и художницы. В 11 лет его перевели из обычной школы в центральную музыкальную школу при Московской консерватории, и на ближайшие двадцать лет жизнь Алексея Рыбникова оказалась накрепко связанной с особняком на Большой Никитской , 13. После окончания школы, было собственно само обучение в МГК имени П.И. Чайковского. Причём педагогом у талантливого студента Рыбникова был не кто иной, а Арам Ильич Хачатурян. Окончив консерваторию с красным дипломом, Алексей поступил в аспирантуру и уже через два года преподавал сам.

Ещё будучи студентом, Алексей Рыбников начинает писать музыку для кино, телевизионных и мультипликационных фильмов. Успех не заставил себя долго ждать. Для приключенческого фильма «Остров сокровищ» начинающего режиссёра Евгения Фридмана, Рыбников написал не только отличный саундтрек. Вместе с замечательным бардом Юлием Кимом, они сочинили и несколько весёлых пиратских песен.

                                        

                                                                      Баллада: «Остров сокровищ»

Следующей заметной работой молодого композитора стала музыка к детскому научно-фантастическому фильму «Большое космическое путешествие», вышедшего на экраны кинотеатров в 1974 году. Обе песни в фильме исполнила юная актриса, исполнительница главной роли, Мила Берлинская. В композиции «Млечный путь» её партнёрами стали Елена Камбурова и ВИА «Верные друзья». А песню «Я заметила однажды», она спела дуэтом с Игорем Капитановым.

                                        

                                                                                  «Млечный путь»

                                        

                                                                             «Я заметила однажды»

Интересно, что в дальнейшем Людмила отказывалась от многочисленных предложений сниматься в кино, в пользу своей музыкальной карьеры. Она стала ученицей, а затем и личной ассистенткой самого Святослава Рихтера. В 90-е годы Берлинская аккомпанировала Мстиславу Ростроповичу в его концертных турах. И вообще, Людмила Валентиновна очень интересный, творческий, энергичный человек и её жизнь заслуживает отдельного описания.

 

                                                              Л.В. Берлинская у инструмента

 

Уже в следующем году советские дети радовались новому замечательному телефильму «Приключения Буратино», ставшему лучшей экранизацией замечательной повести А.Н. Толстого по мотивам сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Во многом это заслуга композитора, сочинившего для фильма полтора десятка чудесных песен, на стихи таких мэтров как Булат Окуджава и Юрий Энтин. Для поста я выбрала конечно финальную песню фильма.

                                        

                                                                                 «Бу – ра – ти – но!»

Творческие горизонты талантливого композитора расширяются после встречи с молодым худруком театра «Ленком» Марком Захаровым. Премьера рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» состоялась в мае 1976 года. Александр Абдулов сыграл в ней благородного чилийского разбойника Мурьету. Роль Смерти и командира рейнджеров досталась Николаю Караченцеву. Шесть лет спустя, по мотивам театральной постановки был снят полнометражный фильм. В нём главные роли исполняли: Андрей Харитонов (Хоакин Мурьета) и Александр Филиппенко (Смерть). А вашему вниманию я хочу предложить арию звезды в исполнении Алёны Беляк.

                                        

                                                                                   «Ария звезды»

В следующем, 1977 году на экраны страны вышли сразу два детских музыкальных фильма, музыку к которым написал Алексей Рыбников. И оба они полюбились зрителям. Основная музыкальная тема кинокартины «Усатый нянь» стала очень популярной и узнаваемой.

                                        

                                                                               Тема : «Усатый нянь»

Ну а за картину «Про Красную Шапочку» и говорить нечего! Актёрский состав фильма просто потрясающий, - Рина Зелёная, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Владимир Басов, Николай Трофимов, Галина Волчек!!! Юные актёры Яна Поплавская, Дима Иосифов, Инночка Степанова не потерялись на фоне этой россыпи звёзд. И конечно песни Рыбникова не стали в фильме лишними. Кто не помнит весёлые песенки Красной Шапочки, про необитаемый остров, про Млечный Путь …?

                                        

                                                               Песни (mix) «Про Красную Шапочку»

Нельзя не вспомнить прекрасное исполнение Роланом Быковым песни охотника.

                                        

                                                                                 «Песня охотника»

Сотрудничество Алексея Рыбникова и Марка Захарова продолжилось изумительным фильмом «Тот самый Мюнхгаузен». Режиссура Захарова, актёрский гений Олега Янковского и музыка Рыбникова сотворили один из лучших фильмов советского кинематографа. Венчает картину финальная сцена, - монолог барона и его знаменитая фраза ставшая крылатой …

                                        

                                                             Тема барона: «Тот самый Мюнхгаузен»

И следующий 1980-й год  не стал «засухой» для композитора. К фантастическому блокбастеру «Через тернии к звёздам» он написал замечательные музыкальные темы: «Сны и сказки» и «Мечта». На ваш суд я выставляю первую из них.

                                        

                                                                             Тема: «Сны и сказки»

Венцом песенного творчества Алексея Рыбникова, как мне кажется, стала «Последняя поэма» из фильма «Вам и не снилось». Интересна история этой песни. Мелодию Рыбников написал ещё десять лет назад, работая над музыкой к фильму «Остров сокровищ». Но подходящих стихов долгое время подобрать не удавалось. Однажды, взяв с полки роман Р. Тагора «Последняя поэма» в переводе Аделины Адалис, композитор был поражён, как точно и легко стихи легли на давно написанную мелодию. В фильме, песню исполнил дуэт Ирины Отиевой и Веры Соколовой.

                                        

                                                                               «Последняя поэма»

А в это время, в театре имени Ленинского комсомола полным ходом идут репетиции нового большого проекта, - рок-оперы «Юнона и Авось». Про эту легендарную постановку написано и рассказано столько, что я не вижу смысла повторяться. Хочу лишь сказать, что кто бы не выходил на сцену; Караченцев или Певцов в роли графа Резанова; Абдулов или Раков в роли Фернандо; Шанина, Большова или Юганова в роли Кончиты, это не сделает музыку Рыбникова и стихи Вознесенского менее магическими.

В середине 80-х советский кинематограф переживал творческий кризис, связанный с переменой курса страны. Фильмы стали коммерчески ориентированными, им требовалась уже иная музыка – «музыка тёмной стороны Силы». Из работ Рыбникова этого периода стоит пожалуй выделить тему Матери из фильма «Сказка о звёздном мальчике».

                                        

                                                          Тема Матери «Сказка о звёздном мальчике»

Постепенно Алексей Рыбников всё больше времени и сил отдаёт творческому объединению «Современная опера» при союзе композиторов СССР. Замысел музыкальной мистерии «Литургия оглашенных» оказался настолько обширен, что работа над этим спектаклем затянулась на целых шесть лет. Постановка шла с большим успехом не только в России, но и на Бродвее. Но Театр Алексея Рыбникова, это уже отдельная большая история, и честно говоря, тема для меня неподьёмная. Поэтому вынуждена на этом закончить данный пост. Надеюсь музыка Алексея Рыбникова немного приблизила слушателей к светлой стороне Силы :о)

Музыкальный джедай ещё на многое способен. Для доказательства этого, на прощание, я поставила одну из его последних работ для кино. Это тема Мечты для х\ф «Гагарин. Первый в космосе».

                                        

                                                                                     Тема: «Мечта»