4 мин.

Российский футбол умер, да здравствует Российский футбол!

         Футбол России долго делал вид, что он такой же как и все. Как футбол Англии и Германии, ну или  Франции, на худой конец Португалии. Очевидно, ему хотелось стать одним из них, он старался: заимствовал идеи, механистически воспроизводил средства их реализации. Но не смог. Врожденное заболевание сказалось.

         По состоянию на лето 2015 года футбол России  уже осознал, что он другой, хотя он пока об этом не объявил. И не объявит. Никто к тому же и не спрашивает. Но мы постепенно будем свыкаться с переменами, а потом, года через три вдруг задумаемся, оглянемся назад и  поймем, что он стал совсем другим, а мы как-то и не заметили процесса.

         Многие годы наш футбол  старался, как все нормальные футболы, стать шоу-бизнесом. По крайней мере со стороны это воспринималось так. Что он там в своей голове об этом думал точно неизвестно, но прикидываться временами получалось  неплохо.

         Может, конечно и плохо прикидывался: то вдруг в Казани болельщиц Спартака разденут на холоде, то вдруг кто-то уже идущий с бутсами в сторону вбитого в стену гвоздя ненароком уничтожает репутацию вполне уважаемого тренера - полностью, но только на пару дней, то вдруг оказывается, что зарплатная ведомость Раменского Сатурна содержит цифры, сопоставимые с такой же ведомостью Мадридского Реала,  но все это как-то заслонялось эмоциями, не замечалось на фоне двух кубков УЕФА, очень даже качественной HD картинки из любого ТомсКаспийска, радужного предвкушения инфраструктурного Эдема имени 2018 года... Казалось еще немного, и наша лига начнет генерировать качественный продукт, тарелки НТВ+ заполонят страну, женщины и дети, наряженные на радость всяческим коммерческим отделам клубов, с ног до головы в шарфы и футболки придут на стадионы, а вежливые стюарды будут им улыбаться.

         Ничего этого не будет. Не станет наш футбол бизнесом со всеми вытекающими из этого факта приятностями. А будет вот что:

         Денег в футболе станет меньше. Меньше настолько, что все даже сначала удивятся и не будут понимать, как жить дальше. Если бы денег просто стало меньше, это было бы и к лучшему. Но на фоне пока официально не отмененных надежд на 2018 год просто урезать бюджеты нельзя. Можно делать то, что государство  (думает что) умеет: усиливать администрирование.

         Импортозамещение, как теория и затягивание поясов, как практика приведут к тому, что у всех клубов появятся неформальные кураторы (как Степашин у футбольного Динамо или Иванов в баскетболе) с неконкретизированными, но интуитивно понятными полномочиями. Их задачей будет усиление контроля за функционерами. Пилить клубные бюджеты, формируемые областными администрациями и назначенными Родиной "спонсорами" станет не то чтобы сложно, но менее увлекательно. Будет действовать принцип - меньше пирог - меньше кусок пирога. Из за того, что бюджеты усохнут, постепенно, по мере истечения контрактов будут уезжать легионеры. Доморощенные коллекционеры автомобилей постепенно будут привыкать к меньшим зарплатам. Будет введен негласный запрет на легионеров, и те самые "кураторы" будут согласовывать целесообразность покупки югославов и африканцев. Несколько клубов - Зенит, как стоящий особняком флагман, а также Краснодар, Спартак и ЦСКА будут иметь чуть большую свободу в трансферной  политике. Постепенно легионеров станет существенно меньше, их качество снизится. Средний уровень чемпионата упадет.

         Новости последних недель и дней косвенно подтверждают правильность описанного предполагаемого вектора движения футбола. Обсуждаемый потолок зарплат, это ожидаемый ход, потому что это простой и доступный государству инструмент администрирования; скоропостижный отъезд Вальбуэна в общем и целом - маркер ожидаемого падения уровня лиги; слухи про переход Жиркова в Зенит, скорее всего предвещают скорый уход Кришито, за которым в течение года-двух последуют Халк и  Гарай.

         На фоне вводимых в строй новых стадионов и насильно возрождаемой в рамках импортозамещения местечковой идентичности, посещаемость матчей РФПЛ будет даже расти. Матч ТВ или то, во что в очередной раз переродится спортивное телевидение будет транслировать на всю страну качественную картинку, выводя обывательское сознание на пик заинтересованности в футболе к 2018 году. Делаться это будет красочно и громко, в формате недавнего "дерби всея Руси" в исполнении Генича и Черданцева на "Первом". Клубы в Европе будут через раз вылетать на предварительном этапа, про плей-офф Лиги Чемпионов будем только мечтать. Талантливая молодежь начнет наконец играть в Аяксах и Андерлехтах, кто-то даже в Валенсии и Тотенхеме. Но это при условии, что не случится запредельного геополитического трэша и настоящей изоляции. Количество однажды перейдет в качество, сборная России по футболу вернется на позиции, которые занимала в эпохи Карпина-Мостового/ Зырянова-Аршавина и будет через раз отбираться на крупные турниры и изредка радовать игрой. Применительно к сборной речь о перспективах на период после 2018 года. Этот сценарий в целом, если не случится форс-мажора будет реализовываться как минимум до 2024 года. Явные перемены станут видны к 2018 году, полностью футбол переформатируется году так к 2020.

         Резюмируя изложенное, могу предположить, что мы получим модель футбола, во многом похожую на советскую, в которой клубы (за исключением трех) в полной мере будут финансироваться и администрироваться государством, Лига станет еще более виртуальным образованием, производящим только календарь чемпионата, федерация будет формально и неформально управлять лигой, которая так и не станет объединением самостоятельных хозяйствующих субъектов, определяющих правила игры для максимального извлечения прибыли. Локальные спортивные успехи клубов и сборной будут случаться. Несистемно, в формате подвига, но будут.

         Когда знаешь "как оно работает" и располагаешь достаточными исходными данными, можно строить модели будущего. Но поскольку "знаю" и "располагаю" - крайне субъективные категории,  надо понимать, что все вышесказанное - сон, навеянный полетом аналитической мысли вокруг открытых источников, за секунду до пробуждения.