Почему к «Спартаку» Аленичева стоит относиться серьезно
Наследие карпинского режима
Одержав четыре победы в пяти первых матчах прошлого чемпионата, «Спартак» в очередной раз обозначил свои претензии на вожделенный трофей, швейцарский дебют Мурата Якина большинством крупных и не очень футбольных экспертов был признан на редкость удачным, а единственный громкий провал (0-4 от «Краснодара») объяснялся исключительно тяжелым наследием «эпохи позднего валерианства».
Но вслед за многообещающим началом последовал невыразительный и сумбурно-алогичный миттельшпиль, в ходе которого Якин разменял несколько основных фигур с потерей в качестве, после чего был вынужден сражаться в весеннем эндшпиле по большей части одними лишь пешками без каких-либо ощутимых шансов на спасение уже фактически безнадежной партии.
Тише едешь - дальше будешь
Дебют Аленичева оказался чуть скромнее с точки зрения голого результата, однако заметное приращение командного атакующего креатива выглядит в долгосрочной перспективе гораздо более значимым, чем нынешнее двухочковое отставание красно-белых от собственного прошлогоднего графика или даже пятиочковое от лидирующего ЦСКА.
Чтобы оценить численное значение этого приращения, предлагаю организовать заочную российско-швейцарскую тренерскую дуэль и провести техническое сравнение атакующих показателей «Спартака» в пяти дебютных матчах при Якине и Аленичеве.
Насколько корректно такое сравнение, вопрос дискуссионный, но если отталкиваться от силы соперников по первым пяти турам тогда и сейчас, наши дуэлянты находились приблизительно в равных условиях – хотя бы потому, что четыре из пяти (ЦСКА, «Краснодар», «Рубин» и «Уфа») в обоих случаях удивительным образом оказались теми же самыми.
Временные аномалии
Как видите, дебютный успех Якина был достигнут во многом благодаря исключительно высокой реализации голевых моментов (почти 41%), хотя количественно общекомандное созидание оставляло желать лучшего.
Как показывает практика, подобные аномалии носят лишь временный характер, и нет ничего удивительного, что на финише сезона эффективность в завершении спартаковских атак пришла к относительно нормальному (во всяком случае, для наших реалий) уровню – 31,9%. При этом никаких количественных изменений к лучшему не произошло, а случилось как раз обратное (4,24 голевых момента по итогам сезона против 4,40 после первых пяти матчей).
Изломанная душа. Во что Якин превращает атаку «Спартака»?
Для сравнения внутрироссийская голевая эффективность «Зенита» по итогам прошлого сезона составляла 35,4%, но при этом чемпион и количественно создавал заметно больше (5,47 голевых момента за матч).
Если в случае с дебютом Якина можно говорить об аномальной эффективности со знаком «плюс», то при Аленичеве пока ситуация ровно противоположная. При том, что «Спартак» в начале этого сезона в полтора раза более активен в созидании, чем год назад (6,40 голевых момента за матч), в плане реализации команде пока похвастаться нечем (21,9%). Думается, дело здесь не только в нехватке сыгранности или мастерства, но и в некотором дефиците удачи, которая уже четырежды игриво посмеялась над командой Аленичева задорным звоном вражеских штанг и перекладин (в прошлом сезоне – лишь раз в первых пяти матчах).
Тем не менее, с учетом уровня игроков ударной группы «Спартака», о которой мы подробнее поговорим чуть ниже, едва ли стоит сомневаться, что переход количества в качество – это лишь дело нескольких туров.
Любопытно, что при Якине лишь в 4 матчах из 32 красно-белые создавали 7 и более голевых возможностей за матч, тогда как при Аленичеве достигнуть этой планки им удалось уже в 3 поединках из 5. Давайте попробуем разобраться, благодаря чему это произошло.
Судорожные поиски Якина
Год назад в первых пяти турах Якин по большей части применял схему 4-2-3-1 с Чельстремом и Глушаковым в опорной зоне, а на четырех условных позициях в группе атаки с той или иной степенью интенсивности использовал сразу десять человек. Интересно, что ни один из них не провел на поле даже две трети от общего игрового времени, а потому тогдашний удачный старт «Спартака» скорее противоречил нормальной футбольной логике.
Справедливости ради, причина столь массовой ротации заключалась не только в шараханьях швейцарца – были и травмы (Дзюба, Тино Коста), и отъезды сразу нескольких игроков (Барриос, Уорис и тот же Коста), да и палочка-выручалочка Промес подъехал только к третьему туру. Тем не менее, сильно сомневаюсь, что если бы Якин обозначил свою твердую заинтересованность в ком-то из покинувших «Спартак» прошлым летом, все эти трансферы непременно бы состоялись.
Ударная неопределенность. Почему «Спартак» мало забивает
Невероятный Дзюба и происки злобного карлика
И все-таки ударная группа тогда обеспечила Якину результат – по большому счету, стараниями одного лишь гиганта футбольной мысли, который в тот момент был почти двумя ногами в «Барселоне». В приватных беседах «ибраподобный» Дзюба говаривал, что сделка сорвалась лишьо потому, что злобный карлик Месси, в первый раз в жизни по-настоящему испугавшись потерять место в составе сине-гранатовых, поставил руководству ультиматум, угрожая немедленно дезертировать в «Реал» в случае покупки «этого невероятного русского».
Красно-белое чтиво. Большой Арчи и Очкарик Ленни
Оно и понятно, ведь 6 голов в 6 с небольшим таймах, включая три «дзюбля», при почти 90%-й реализации моментов – о таких немыслимых показателях любой форвард мира может только мечтать. Даже на момент ухода из «Спартака», истерзанный лавкой, пренебрежением руководства и лютой болельщицкой ненавистью, Дзюбинью мог похвастаться внушительной 58%-й эффективностью в завершении.
Показатели представителей ударных групп Якина и Аленичева вашему вниманию. Желтым цветом отмечены игроки условной обоймы, которые провели на поле не менее 30% от общего игрового времени, а все расшифровку всех неочевидных определений можно отыскать в этой обзорной статье:
Аленичев и сын программиста
В этом сезоне ситуация принципиально иная, применительно к которой вспоминается анекдот про маленького сына программиста, задавшего отцу вопрос о том, почему солнце каждое утро непременно всходит, а каждый вечер обязательно заходит за горизонт:
- Неужели каждое? Точно?! Ты проверял?!...Только ничего не трогай!
Так и Аленичев старается производить минимум резких движений, полагаясь на стабильность и сыгранность в атаке, что приносит ощутимые плоды уже сейчас и обещает еще большую отдачу в будущем. Даже после первой неубедительной игры Мовсисяна и сверхяркого старта Зе Луиша спартаковский тренер не поддался искушению произвести рокировку форвардов, хотя такие мысли, вполне вероятно, его и посещали.
Давить интеллектом
В результате сформировался основной ударный квартет с опцией усиления в последней трети матча дерзким африканским джокером, который на своем относительно небольшом игровом отрезке оказывался на острие чуть ли вдвое чаще основного конкурента за место в основе.
Сдвоенный мозговой центр Широков - Попов при поддержке мобильного Промеса пытается "задавить интеллектом" оборону соперников и пока, прямо скажем, получается очень недурно.
Абсолютное большинство потенциально голевых комбинаций являются многоходовыми, а российско-болгарская связка атакующих хавбеков захватила текущее лидерство в заочном внутрикомандном соревновании ассистентов (12 ассистов у Широкова и 11 у Попова). При Якине ничего подобного и близко не наблюдалось, а лучшим ассистентом по итогам первых пяти матчей тогда являлся представитель так называемой "группы артподдержки" Дмитрий Комбаров (8 ассистов).
Кстати, на старте этого сезона левый латераль "Спартака" и сборной отметился уже 10 ассистами, а текущая атакующая активность Комбарова определяется заоблачным для игрока его позиции коэффициентом КАА 1,10. А потому, пользуясь случаем, рекомендую всем особо крупным футбольным специалистам всех возрастов и профессий крепко подумать прежде, чем в своих язвительных комментариях в отношении современного поколения российских игроков использовать эту фамилию в качестве нарицательной с заведомо негативным смысловым окрасом.
Удивительное рядом. Как Дмитрий Комбаров стал главным распасовщиком сборной России
А теперь предлагаю оценить атакующие показатели группы артподдержки образца начала сезона прошлого и сезона нынешнего.
"Вы еще ответите за ваши антиобщественные опыты!.."
Как видите, у Якина в первых турах оплотом стабильности являлась опорная зона, где Глушаков (во всяком случае, судя по статистике) чаще помогал атаке, а Чельстрем скорее подчищал. При этом три номинально крайних защитника, как ни странно, большую часть времени находились на поле одновременно.
А все потому, что швейцарец в ходе своих сомнительных опытов с составом и болельщицкими нервами пытался использовать Комбарова поочередно на нескольких позициях в центре поля и даже чуть ли не на месте левого инсайда. Правда, по прошествии нескольких туров выяснилось, что от частичного освобождения Дмитрия от оборонительных обязанностей ни остроты впереди, ни надежности сзади не прибавилось, после чего этот эксперимент был спешно свернут.
Новый взгляд на старую проблему
В этом сезоне Аленичев пытается повысить обороноспособность (в частности, скомпенсировать негативные последствия регулярных комбаровских подключений) по-своему, твердо вознамерившись внедрить схему с тремя центральными защитниками. Время покажет, получится ли из этого что-нибудь путное, но сама идея интересная и, что важно, в теории позволяет использовать потенциал всех игроков, на которых новый рулевой "Спартака", видимо, уже остановил свой выбор.
Эта разница в тренерских подходах и схемах привела к тому, что при Аленичеве среднее представительство игроков группы артподдержки на поле сокращается до трех боевых единиц, где обе бровки отданы на откуп семейному подряду Комбаровых, а Глушаков остается в роли единственного и неповторимого со многих точек зрения опорника с понятной задачей обеспечить Широкову и Попову максимально комфортные условия для генерирования футбольной мысли. При этом роль Дениса в атакующих действиях "Спартака" все-таки никак нельзя назвать совсем уж эпизодической (как, например, у Хави Гарсии в "Зените"), хотя на фоне невынужденных "голевых передач" чужим форвардам это не очень-то бросается в глаза.
Вместе с тем естественным образом увеличивается среднее представительство игроков оборонительной группы по отношению к прошлому сезону с двух единиц до трех. Но если при Якине в пяти первых матчах центрдефы своей атаке не помогли вообще ничем, то в начале этого сезона Боккетти и Таски делают это более чем успешно. Причем если от немца основная угроза исходит во время стандартов, то итальянец успел разогнать сразу несколько опасных атак своевременным первым пасом.
Скоростные отличия и векторные сходства
Еще одним принципиальным отличием дебютных отрезков Якина и Аленичева является то, что нынешний «Спартак» на порядок активнее прошлогоднего действует в позиционном нападении (20 голевых моментов против 6), но заметно уступает по количеству опасных контратак (7 против 12), текущая эффективность которых и вовсе нулевая (!).
Что касается векторной составляющей, традиционные для прошлого сезона пропорции пока практически не изменились: в среднем приблизительно каждая вторая опасная атака организуется через центральную зону, каждая третья – через левый фланг, а остатки приходятся на правую бровку.
Заключение с многоточием
Вернувшись в родной клуб в новом качестве, Аленичев без лишнего пафоса и суеты в предельно сжатые сроки выстраивает новую конструктивную модель с выраженным атакующим акцентом, стараясь не прибегать к необязательным заменам основных деталей игровой конструкции, чтобы дать им максимально возможное время на притирку. Несмотря на видимые проблемы с реализацией, чисто визуально игра «Спартака» с каждым туром приобретает все большую осмысленность.
Тем не менее, пока абсолютно непонятно, найдутся ли у Аленичева адекватные решения кадровых проблем, с которыми он пока еще, по большому счету, не сталкивался, но неизбежно столкнется. Вполне вероятно, что при выходе из строя отдельных особо ответственных деталей (в первую очередь, кого-то из пары Широков – Попов или того же Дмитрия Комбарова, адекватной альтернативы которому в плане креатива лично я, например, не вижу) рулевому красно-белых придется выдумывать очередной тактический велосипед или же возвращаться к старым схемам с не вполне ясными последствиями в обоих случаях.
А потому не вижу смысла задаваться вопросом, который за последние полтора десятилетия, несомненно, стал риторическим. Скажу лишь, что в этом сезоне к «Спартаку» Аленичева всем и каждому следует относиться как никогда серьезно.
Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!
Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.
как всегда очень показательно и доказательно
За статью большой плюс!
Этот коэффициент не просто взят с потолка. Он достаточно конкретен и учитывает только те атаки с непосредственным участием игрока, которые приводили именно к голевой ситуации.
Если КАА больше единицы - это означает, что игрок в среднем участвует в одной потенциально голевой атаке за тайм. То есть от него исходит конкретная опасность и он приносит реальную пользу команде, потому что количество голевых моментов неизбежно переходит в качество, пусть и в разных пропорциях.
Можно посчитать и только те комбинации, которые приводили к голам. Так вот, уверяю вас, у Комбарова приличный процент участия и в результативных атаках тоже.
Поэтому я смею утверждать, что нулевая польза от Комбарова что в Спартаке, что в сборной - не более, чем популярное заблуждение.
К сожалению, сил едва хватает только на Зенит, Спартак и сборную России.
Надеюсь, что в ближайшем будущем появятся люди, которые подключатся к процессу сбора этой статистики, тем более читательский спрос на подобные статьи постепенно растет, что меня, конечно же, радует.