Реджиста. Тот, кто видит все
До двадцати пяти лет я не осознавал, чем мне хочется заниматься в жизни. Но однажды я услышал негромкий внутренний голос, сказавший мне: «Да, ты можешь быть режиссером». Наверное, этот голос всегда жил во мне, хотя раньше я его не слышал.
Федерико Феллини
В современной интерпретации реджиста – это полузащитник, который конструирует атаки, задает их темп и направление, но при этом не освобождается от оборонительных функций. Он должен владеть как длинным пасом, так и средним. Как правило, располагается перед обороной.
Методиста – полузащитник, отвечающий за порядок в средней линии. Обладает навыками как разрушения, так и созидания. Чаще всего начинает атаки средним пасом, реже – длинным.
Методиста был предшественником классического реджисты – роли, которая появилась в итальянском футболе только в начале 1960-х. Сегодня же методиста – компромиссная фигура, нечто среднее между медиано и диспетчером, и использование этого термина – в значительной степени дань традициям. Когда в «Милане» перед обороной выходит Найджел Де Йонг, для того чтобы подчеркнуть его способности в отборе, говорят о методисте. Если же там играет Риккардо Монтоливо, речь уже идет о реджисте. Все зависит от репутации, хотя оба футболиста выполняют приблизительно одни и те же функции. А вот Андреа Пирло никогда не назовут методистой, даже если он расшибется в лепешку и сделает за матч полтора десятка перехватов.
Эволюция роли
Из таблицы видно, что с течением времени происходит:
1. Уменьшение оборонительных функций;
2. Возврат футболиста в опорную зону.
Итальянские исследователи упрямо считают первым методистой Луиса Монти – аргентинского ориундо «Скуадры Адзурры» на чемпионате мира 1934 года. Подобная точка зрения весьма спорна, поскольку футболисты подобного плана были и раньше. Самый известный пример – легендарный Вирджильо Фоссати, первый тренер в истории «Интера», одновременно бывший и капитаном «нерадзурри». Для того чтобы руководить командой, он занимал самую удобную позицию – в центре полузащиты. Современники называли роль Фоссати centromediano metodista, и его функции были тождественны функциям Луиса Монти в команде Витторио Поццо. Сам факт, что первый методиста был играющим тренером, подчеркивает важность данной роли. В дальнейшем методистам, а потом и реджистам суждено было стать правой рукой мистера, проводниками его идей.
За последние сто лет менялись не только функции методисты/реджисты, но и их позиция на поле. Вот несколько примеров:
Луис Монти на ЧМ-1934 располагался перед обороной. Пятый номер сборной Италии должен был первым встречать и разбивать атаки соперника. Часто он не стеснялся действовать грубо. Манеру игры Монти точнее всего характеризуют его прозвища. За жесткость и физическую силу одни называли его костоломом, другие – шкафом, хотя его рост был всего 167 см.
В Grande Torino в центре поля играл Валентино Маццола, что не мешало ему дирижировать атаками команды. А все потому, что тогда давление соперников в этой зоне было менее интенсивным, чем сейчас. Поэтому в данном случае правильнее использовать термин «десятый номер» – более общее понятие, включающее в себя и реджисту, и фантазисту.
Современный реджиста (на примере схемы 4-3-3) прежде всего обеспечивает выход из-под прессинга, а его пас в начальной фазе определяет дальнейшее развитие атаки. Именно в такой манере в прошлом сезоне действовал Андреа Пирло в «Ювентусе», а также Давид Писарро в «Фиорентине», Лукас Биглия в «Лацио» и Мирко Вальдифьори в «Эмполи». В ряде команд серии А функции реджисты разделены между несколькими футболистами. Особенно часто подобный прием практикуется при использовании расстановки 4-2-3-1 с двумя опорными полузащитниками.
Определяющим для эволюции роли реджисты стала эпоха катеначчо. Как раз тогда методиста начал превращаться в реджисту. Парадокс. Почти все подчинено единственной цели – не пропустить, а тренерам вдруг понадобился не разрушитель, а плеймейкер. Таковым был Луис Суарес, игравший в центре полузащиты в «Интере» Эленио Эрреры. В стане же извечных соперников «нерадзурри» – «Милане» Нерео Рокко – дирижерская палочка находилась в руках Джанни Риверы. Однако Il Bambino d’Oro играл выше Суареса – занимал позицию, близкую к зоне трекварти.
Спустя несколько лет произошло окончательное разделение плеймейкеров на фантазисту и реджисту, и Ривера и К° выдвинулись ближе к форвардам. Однако в те годы были и такие футболисты вроде Джанкарло Де Систи из «Фиорентины», роль которых была несколько размыта. Но уже к середине 1970-х появились команды с ярко выраженным плеймейкером перед обороной. В «Лацио» Томмазо Маэстрелли функции реджисты выполнял Марио Фрусталупи, в «Торино» Луиджи Радиче – Эральдо Печчи, в «Ювентусе» Честмира Вичпалека – Фабио Капелло. В «Роме» Нильса Лидхольма реджистой сначала был юный Карло Анчелотти, но позднее он был переведен в среднюю линию, а функции освобожденного плеймейкера возложили на бразильца Фалькао.
В начале 1980-х в итальянском футболе произошла революция в тактике – все большую популярность стали приобретать линейные система игры без либеро. Параллельно тренеры-новаторы объявили войну фантазистам, которые почти везде были переведены в нападение. Эти реформы привели к тому, что значение реджисты многократно возросло, ведь раньше атаки начинал либеро. Так было, например, в сборной Италии на чемпионате мира 1982 года. Поэтому футболисты вроде Джузеппе Джаннини и Деметрио Альбертини стали располагаться уже не в центре полузащиты, а ближе к линии обороны. Вымирание же фантазисты увеличило созидательную долю функций реджисты.
Достижения в развитии роли реджисты в ХХI веке связаны с двумя Карлетто. Первый – Маццоне – убедил Андреа Пирло, который к тому моменту был лучшим снайпером в истории молодежной сборной Италии, отказаться от мечты стать супербомбардиром. На одной из тренировок «Брешии» Маццоне подозвал его к себе и произнес: «Андреа, ты – футболист, который должен управлять игрой. Тебе нельзя поворачиваться спиной к воротам, как нападающим. Ты должен видеть, кто подключается, кто освобождается, кто открывается. И ты должен отдать ему мяч – верхом, низом, как угодно. Ты тот, кто видит все». Второй – Анчелотти – использовал наработки Маццоне и предоставил Пирло шанс реализоваться в суперклубе. Благодаря их совместным усилиям и появился тот Маэстро, который до 36 лет вел за собой «Ювентус» и «Скуадру Адзурру».
Лучано Моджи одним из первых подметил связь между способностями плеймейкера и задатками будущего выпускника академии Коверчано. Он рассказывал, что в 1999 году выбрал Карло Анчелотти в качестве преемника ушедшему в отставку Марчелло Липпи только потому, что еще за двадцать лет до этого отметил, как паренек, купленный им у «Пармы», дирижировал игрой «джаллоросси». «Карлетто родился тренером», – говорит Моджи в своей книге «Футбол в сердце». И хотя с «Юве» молодой тренер так ничего и не выиграл, стратегически Лучано оказался прав – сейчас по количеству трофеев мало кто может поспорить с Анчелотти.
Они – истинные лидеры, умеющие вести за собой, знающие себе цену и не страдающие избытком скромности. Совсем как у Феллини в «Репетиции оркестра», где первая скрипка сразу же говорит, что она – первая. Не уверен, что в итальянский футбол когда-нибудь вернется мода на играющих тренеров, но в одном можно не сомневаться – последователей Анчелотти и Капелло стоит искать среди тех, кто начинает атаки. Тех, кто видит все.
Текст написан специально для июньского номера журнала «Football Tribune»:
Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Нулевой год. Каким будет новый «Милан»
Атака дронов. Каким будет новый «Интер»
Не плачь обо мне, «Ювентус». Как чемпион Италии будет обходиться без Карлоса Тевеса
Реджиста это совсем другая история. Фабрегас это про голевые передачи, Пирло и реджиста- это про контроль общекомандного темпа
Реджиста играет в опорной зоне не просто из оборонительных соображений (а Фабрегас в опорной зоне не играет, часто фактически превращаясь в треквартисту). Реджиста дополняет центральных защитников забирая у них функцию первого паса, что в условиях современного футбола с его зачастую высоким прессингом играет большую роль. Даже в своем возрасте Пирло, благодаря великолепной технике контроля мяча, мог придержать мяч дав партнерам время перестроиться из защиты в атаку. Фабрегасу это чуждо, его работа намного ближе к воротам соперника, он пытается найти забегающего между линиями партнера в зоне трекварти