Теория атакующей активности
По многочисленным просьбам читателей, число которых к вящей радости автора медленно, но неуклонно растет, сегодня я бы хотел провести теоретическое занятие и еще раз максимально подробно описать основные принципы, определения и особенности «Теории атакующей активности», использование которой позволяет проводить глубокое и всестороннее изучение атакующей игры любой команды.
Сразу предупреждаю, чтиво будет криминально долгим, но, надеюсь, не слишком утомительным. Итак, приступим.
Часть 1. Теоретическое обоснование
Для начала буквально в нескольких абзацах попытаюсь объяснить, для чего, собственно, придуман этот велосипед. Как известно, существует множество различных теорий и прогрессивных методик, описывающих футбольный процесс, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Сегодняшние технологии позволяют собирать и анализировать огромное количество разнообразных статистических данных.
Сам процесс подсчета точных передач, выигранных единоборств и прочих технико-тактических действий давно уже полностью автоматизирован, хотя такие энтузиасты своего дела, как Александр Викторович, время от времени позволяют себе развлечения ради сделать это вручную, дабы прилюдно с чувством выполненного долга влепить очередному кариокообразному бездарю фирменную двойку.
Но у бубновской «Теории ТТД» есть один очень существенный недостаток: она не учитывает «важность момента». Значимость забитого мяча или выверенной голевой передачи фактически приравнивается к какому-нибудь бессмысленному поперечному пасу в центре поля на пару метров, что явно противоречит здравому футбольному смыслу.
В некоторых других методиках этот недостаток каким-то образом сглаживается – к примеру, автору голевой передачи начисляется, условно говоря, вместо одного сразу 10 баллов, автору забитого мяча – 20 или 50, плюс какие-нибудь дополнительные бонусы за игровое время. Но у такой системы появляется другой существенный минус – за всеми этими условными баллами начисто теряется наглядность.
Собственно говоря, этим недостатком обладает практически любая расчетная методика, которая учитывает достаточно большое количество различных параметров. Если мы вдруг захотим оценить качество игры того или иного футболиста как некое среднее арифметическое его атакующих и оборонительных навыков, мы непременно получим какую-то цифру, которая, тем не менее, сама по себе не скажет нам ровно ни о чем.
Именно поэтому я ставил перед собой более конкретную задачу изучения именно атакующей игры (как личной, так и общекомандной) в отрыве от оборонительной составляющей, потому как совершенно не стремился объять необъятное. Таким образом, представленная ниже «Теория атакующей активности», на мой взгляд, обладает двумя основными конкурентными преимуществами:
1. Она учитывает «важность момента».
Поиск возможности и выбор оптимального вектора, индивидуальное мастерство исполнителей и точность выполнения на каждом этапе, хладнокровие в завершении и законченность футбольной мысли - сочетание всех этих компонентов делает любую атаку потенциально голевой. Чем больше таких атак, тем лучше работает как сам механизм общекомандного нападения, так и отдельные его детали. Чем чаще задействована каждая деталь, тем выше ее качество и личная значимость.
2. Она четко сфокусирована и потому достаточно наглядна.
Атакующие характеристики команды и отдельных игроков рассматриваются в отрыве от оборонительных, а численные значения основных параметров отражают чисто футбольную суть.
Часть 2. Голевой момент как основа теории
Сама теория основана на проведении регулярных видеоразборов всех создаваемых командой голевых эпизодов с момента их зарождения, подробном их рассмотрении и описании, строгом учете всех активных участников этих комбинаций и системном анализе получаемого таким образом массива информации.
Однозначного определения понятия «голевой момент», являющегося основным объектом наших исследований, увы, не существует. Тем не менее, его можно рассматривать как некую завершенную форму общекомандных и личных усилий по ходу отдельно взятой атаки, которая с достаточно высокой долей вероятности может перейти в совершенную – то есть привести к голу.
Поскольку математически точных способов расчета этой вероятности пока не придумано, элемент субъективизма при оценке любой атаки с точки зрения ее «голевого статуса» неизбежно присутствует.
И все-таки давайте попробуем выделить несколько критериев, которые отличают голевой момент от неголевого. Итак, момент считается голевым (а значит, подлежит разбору), если:
Он таки привел к голу.
Он завершился потенциально голевым ударом по воротам. Параметры удара (сила, точность, дистанция, угол обстрела, помеха со стороны обороняющегося, гениальное исполнение атакующего и т.д.) принимаются во внимание, но ключевым я бы назвал именно ударную дистанцию. Условно говоря, акцентированный удар с трех метров является потенциально голевым в 99% случаев (причем даже если его, в конце концов, сблокировали защитники), с 7 метров – может считаться таковым при наличии определенной силы или точности, с 15 метров – уже безо всяких «или», с 25 метров – при сочетании сразу нескольких факторов и т. д. Разумеется, попадание мяча в каркас ворот делает момент голевым в абсолютном большинстве ситуаций.
В редких случаях голевым может считаться момент, который не закончился акцентированным ударом по воротам – например, если нападающий при выходе один на один, находясь в непосредственной близости от ворот, допустил явный технический брак и далеко отпустил от себя мяч.
Голевым можно считать момент, закончившийся ошибочно отмененным арбитром взятием ворот.
Безусловно, почти в каждом матче встречаются эпизоды, которые можно назвать «пограничными», и наличие потенциальной голевой опасности которых два независимых «эксперта-оценщика» определят по-разному. Тем не менее, «субъективная составляющая» погрешности, изначально заложенная в расчетную модель, с увеличением турнирной дистанции пропорционально снижается до пренебрежительно малой величины.
В качестве иллюстрации покажу, как выглядит стандартная (хотя и слегка обрезанная) расшифровка голевых моментов:
Часть 3. Общекомандные атакующие характеристики
Как уже отмечалось ранее, любой голевой момент можно рассматривать как конечный (и при этом качественный) продукт коллективного атакующего взаимодействия. Рассмотрение каждого из таких эпизодов производится в трех основных плоскостях, и все потенциально голевые атаки можно условно классифицировать следующим образом:
1. По характеру созидания:
Коллективные – те, что были созданы в большей степени благодаря командным взаимодействиям. Все коллективные голевые атаки дополнительно классифицируются по количеству активных участников на двух-, трех-, четырехходовки и мультиатаки (5 и более участников).
Индивидуальные - те, что были созданы в большей степени благодаря личным подвигам.
Стандартные – те, что были созданы в результате удачного розыгрыша стандартных положений. Все опасные стандарты дополнительно классифицируются на «ударные» и «навесные».
Хотелось бы отдельно заострить ваше внимание на 11-метровых. Каждый пенальти необходимо рассматривать в совокупности с эпизодом, предшествующим его назначению.
В тех случаях, когда пенальти заработан в результате фола на игроке, вышедшем на ударную позицию благодаря коллективным общекомандным усилиям или индивидуальным действиям (своим или кого-то из партнеров), то такая потенциально голевая атака относится к первому или второму типу соответственно.
2. По скорости все потенциально голевые атаки классифицируются напозиционные и скоростные (контратаки).
3. По направлению все потенциально голевые атаки классифицируются в зависимости от основного вектора их развития - через центр, правый или левый фланг.
Опять же, «пограничные» с той или иной точки зрения моменты встречаются нередко, так что их принадлежность к одной из групп определяется чисто субъективно и интуитивно. Но, повторюсь, на продолжительном турнирном отрезке эта вынужденная погрешность на общие контуры и характерные особенности общекомандной атакующей игры особого влияния не оказывает.
Для наглядности приведу очередной пример из жизни "Зенита" образца конца осени .
Количество созданных голевых моментов – это основной параметр, определяющий командную атакующую активность как в конкретно взятом матче, так и на турнирной дистанции.
Эффективность атакующей игры определяется двумя ключевыми параметрами – средней общекомандной реализацией (отношением реализованных голевых моментов к их общему количеству) и средней результативностью.
Вот так, например, выглядела сравнительная табличка командной атакующей активности и эффективности "Спартака" и "Зенита" перед очной встречей второго круга.
Хотелось бы подчеркнуть, что общекомандные показатели атакующей активности и эффективности во многом являются отражением показателей личных, к разговору о которых мы плавно и перейдем.
Часть 4. Личные атакующие характеристики
Вы, наверное, обратили внимание, что в двух предыдущих разделах несколько раз использовалось понятие «активного участника» голевого момента. Пришло время расшифровать, что скрывается за этим термином.
При рассмотрении любого голевого эпизода необходимо определить его активную фазу и, соответственно, найти точку отсчета. В большинстве случаев за эту точку принимается первое обостряющее действие (чаще всего пас или перехват), которое послужило началом потенциально голевой атаки.
Таким образом, атакующая активность игроков оценивается не только по тому, кто сколько раз вышел на ударную позицию или отдал последний пас – баллы в личную копилку получают все участники активной фазы потенциально голевой комбинации.
В «Теории атакующей активности» используются два основных критерия вовлеченности каждого игрока в атакующие действия и эффективности этих действий – коэффициент атакующей активности (КАА) и коэффициент реализации (КР). Численные значения этих коэффициентов зависят от четырех основных параметров:
1. Ассисты.
Балл за ассист в свою копилку получает каждый активный участник атаки, за исключением игрока, который ее завершал. Ассистом считается не только точная передача или перехват, но и сознательный пропуск мяча, а также заработанный 11-метровый.
2. Моменты.
Балл за момент получает только игрок, оказавшийся на ударной позиции. Если момент не был реализован сразу, и следовало добивание, то по баллу в свою копилку получают и бьющий, и добивающий. При этом если игрок сначала поучаствовал в комбинации, а потом сам же ее и завершал (или совершал добивание), балл ему будет начисляться только в графу «Моменты». Таким образом, по ходу атаки ни одни игрок не может получить больше одного балла за активность.
3. Забитые мячи.
4. Игровое время.
Личная атакующая активность, очевидно, находится в прямой зависимости от времени, проведенного игроком на поле. Игровое время исчисляется в таймах, и этому есть разумное объяснение, которое я приведу на пару абзацев ниже.
Для удобства игровое время округляется до минимальной значащей цифры, за которую принимается 0,5 тайма. Если игрок заменяется в промежутке с 60 по 75 минуту, считается, что он провел на поле 1,5 тайма. Если игрок провел на поле менее 15 минут, в графу таймы ему записывается 0, если только за свой промежуток времени он не поучаствовал ни в одной опасной атаке. Если поучаствовал, ему записывается 0,5 тайма. Безусловно, такое приближение на примере одного конкретного матча дает некоторую погрешность, однако на длинной турнирной дистанции оно является более чем допустимым.
Два коэффициента, о которых упоминалось выше, рассчитываются следующим образом.
Коэффициент реализации (КР) исчисляется в процентах и находится простым соотношением забитых мячей к имевшимся у игрока голевым моментам.
Коэффициент атакующей активности (КАА) определяется соотношением количества голевых моментов с участием игрока (сумма ассистов и моментов) ко времени, проведенному на поле (в таймах).
Чисто футбольную суть этого коэффициента легко пояснить на простом примере: если КАА равен 1 - это означает, что в среднем игрок участвует в создании одного голевого момента за тайм. Просто, понятно, наглядно.
Как уже было отмечено, измерять игровое время в таймах - это сознательный и, как показала практика, оправданный выбор. Если бы, например, игровое время измерялось не в таймах, а в минутах, то этот КАА (отношение количества моментов к количеству проведенных на поле минут) имел бы численное значение не 1, а что-то в районе 0,025 голевого момента в минуту – и, согласитесь, это была бы абсолютно бессмысленная сама по себе цифра. Еще один вроде бы напрашивающийся вариант - измерять игровое время не в таймах, а в матчах. Но тогда нужно каждый раз делать оговорку, что это не просто матч, а полный матч (т.е. 90 минут). Одновременно возникло бы другого рода противоречие - несовпадение количества проведенных игроком матчей и этих самых полных матчей.
Кроме того, многие подразумевает под понятием "полный матч" - матч, который игрок провел от начала и до конца. А в нашем случае "полный матч" - это 90 минут, которые могут складываться, например, из двух разных матчей (например, полтайма в одном матче и полтора во втором). Дабы избежать подобной путаницы выбор пал на таймы, тем более что перевести таймы в "полные матчи" проще простого. Соответственно, если у игрока КАА равен 1, то интуитивно понятно - в среднем за тайм он участвует в создании одного голевого момента, в среднем за полный матч - двух.
Пример сравнения личных атакующих характеристик игроков выглядит так:
Помимо этих коэффициентов, для каждого игрока легко вычислить его личный ударно-диспетчерский баланс, т.е.соотношение количества ассистов к общему количеству голевых эпизодов с его участием. Этот параметр наглядно показывает численную разницу между условно «жадными» и «щедрыми» игроками.
Часть 5. Групповые атакующие характеристики
В процессе изучения личных атакующих характеристик возникла идея рассматривать игроков не только по отдельности, но и группами – в зависимости от функциональных обязанностей и роли, которая им отводится на поле при выполнении боевых задач.
Вне зависимости от используемой тактической модели и принципов ротации в любой отдельно взятой команде можно выделить три основные группы игроков:
Ударная группа включает всех нападающих и хавбеков атакующего плана.
Группа артподдержки включает центральных хавбеков, в равной степени заточенных как на атаку, так и на оборону, а также крайних защитников.
Оборонительная группа включает в себя центральных защитников и ярко выраженных опорников.
На основе личной атакующей статистики игроков, входящих в каждую группу, высчитываются интегральные групповые показатели. Таким образом, появляется возможность для сравнения атакующих характеристик аналогичных по своему функционалу групп из разных команд.
Атакующий потенциал каждой группы определяется двумя основными интегральными параметрами:
Групповая активность (интегральный КАА) – определяет среднюю атакующую активность каждой группы и является эдаким результирующим индексом на подобие биржевых. Чем выше личная вовлеченность каждого члена группы в голевые комбинации и чем больше этих самых комбинаций, тем выше значение индекса. Используется как для сравнения групп одного типа в командах-конкурентах, так и, например, для сравнения степени активности одной и той же группы в разных турнирах.
Групповая эффективность (интегральный коэффициент реализации) - определяется процентным соотношением суммарных значений забитых мячей и голевых моментов для игроков каждой группы. Сравнивая эти показатели с общекомандной реализацией, можно делать вывод, какая из групп использует свои шансы более бережно, а какая, напротив, безбожно транжирит.
На основе интегральных показателей несложно оценить, как распределяется атакующий общекомандный баланс и голевая нагрузка между всеми тремя группами.
Атакующий баланс – это математическое соотношение интегрального (суммарного) количества голевых моментов для игроков каждой группы к общему количеству таких моментов.
Голевая нагрузка – соотношение голов, забитых игроками каждой группы, к общему количеству забитых командой голов.
Приблизительно так выглядели эти соотношения у "Спартака" за три тура до финиша чемпионата.
Очевидно, что эти соотношения зависят от множества различных обстоятельств – используемой тактической модели, качества исполнителей в каждой из групп, силы соперников в конкретном турнире, фактора домашнего поля и так далее.
В любом случае, делая выборки на основе каждого из этих критериев, можно понаблюдать за тем, как меняется атакующая активность каждой группы, атакующий баланс и, соответственно, каким образом все это сказывается на результатах команды в тех или иных матчах.
Практический пример проведения сравнительного анализа групповых атакующих характеристик подробно описан здесь, а выглядит приблизительно так:
Часть 6. Пространственно-временные характеристики
Рассматривая созидательные действия команды или отдельных игроков необходимо учитывать еще несколько достаточно важных факторов, напрямую влияющих на атакующую активность. Задавая любой из них или сразу несколько в качестве граничных условий, мы имеем возможность для проведения более глубокого и всестороннего исследования.
1. Временной фактор.
При разборе любого голевого момента обязательно фиксируется «не только место, но и время происшествия». Обладая этой информацией, мы можем отследить, как в среднем изменяется атакующая активность команды или отдельного игрока по ходу матча – от 1-й и до 90-й минуты.
К примеру, вот так выглядит временной график атакующей активности сборной России в официальных матчах при Капелло:
2. Турнирный фактор.
Созидать в Премьер-Лиге, пожалуй, чуть попроще, чем в Лиге чемпионов, хотя есть футболисты, которых повышенная ответственность не только не пугает, но мотивирует. С помощью нашей теории мы обязательно узнаем их фамилии.
3. Фактор соперника.
Матчи «повышенной сложности» априори заслуживают пристального к себе внимания и отношения, а потому уровень атакующей активности именно в этих матчах представляет собой особый практический интерес.
Например, вот так выглядела сравнительная таблица командной атакующей активности "Спартака" перед недавним дерби с армейцами.
4. Фактор поля.
Разумеется, фактор своего или чужого поля практически всегда влияет на атакующую активность. Очевидно, что средняя общекомандная атакующая активность в домашних стенах всегда выше, чем в гостях – естественно, для большинства игроков действует та же закономерность, но, как показывает практика, не всегда. Тем любопытнее отыскать исключения из этого правила.
Часть 7. Послесловие
Всем, кто не побоялся окунуться во все эти футбольно-математические дебри, автор выражает искреннюю благодарность, хотя по-хорошему за такое стоило бы ставить памятники.
Если среди вас найдутся желающие применить эту методику на практике и окунуться в изучение атакующей игры интересующей вас команды, можете в полной мере рассчитывать на полное техническое и консультативное содействие, а также моральную поддержку с моей стороны.
При необходимости и наличии вашей заинтересованности, вслед за этим теоретическим готов организовать на страницах блога и полномасштабное практическое занятие, подробно описав процесс проведения голевого видеоразбора на примере конкретного матча.
Напоминаю, что книга ваших справедливых жалоб и конструктивных предложений по традиции находится в комментариях к посту.
Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!
Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.
Бубнову на зависть. Чем пользователи Sports.ru могут помочь российскому футболу?
В защиту системы Бубнова стоит сказать, что гол и ассист у него считается как дополнительный балл к итоговой оценке.
"Железный конь идет на смену крестьянской лошадке"... Мэтр аналитики Александр Бубнов
может вешать калькулятор на гвоздь и идти покупать удочку.
Опять же, чисто футбольной наглядности в итоговой оценке Бубнова нет и быть не может. При всем моем уважении к мэтру)
интересно как всегда
Условная пара центрдефов вместе с кипером могут на одних только поперечно-возвратных передачах друг другу заработать себе кучу ТТД и отличный итоговый процент качества. Это, может, и объем, но это не полезный объем.
При этом те же защитники могут "привезти" пару-тройку раз каждый, но на итоговой цифре это почти никак не отразится.
Можно посмотреть, по какому направлению команда атакует опаснее и эффективнее, а какое, наоборот, следовало бы усилить.
Можно оценить качество контратакующей игры - и не просто навскидку, а именно численно. Можно сравнить с тем, что показывают конкуренты.
Можно отследить, на каком временном интервале командная атакующая активность имеет пиковые значения, а на каком, наоборот, следует явный провал.
Я же не утверждаю, что, пользуясь этой методикой, нужно забыть обо всех прочих. Тем не менее, она дает обильную пищу для размышлений и, если не позволяет строить игру команды, то уж по крайней мере позволяет вносить в нее какие-то поправки. Причем не на уровне ощущений, а на основании реальных цифр. Разве нет?
Но, повторюсь, на длительной дистанции это практически не имеет значения.
Вот смотрите.
Просто ради интереса проверяем погрешность измерения времени на примере Халка.
По моим данным суммарное игровое время Халка - 83,5 тайма в этом сезоне.
По статистике на спортсе указано время 3759 минут.
Делим 3759 на 45 и получаем 83,53 тайма чистого времени.
Итого, погрешность составила всего-то 0,03 тайма, т.е 1,5 минуты за 48 матчей сезона.
Вот и спрашивается, стоит ли вводить дополнительный кэф только ради того, чтобы убрать такую ничтожно малую погрешность)
В любом случае, спасибо за дельное предложение)
Кроме того, даннизавимость "Зенита" - это именно его, зенитовское свойство, не имеющее никакого отношения к зависимости ЦСКА от Еременко или Кубани от Попова.
Хотя если бы у меня была аналогичная статистика по ЦСКА и Кубани, я бы с ней с удовольствием поработал.